Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Учитель и писатель Якуб Занкиев призывал земляков чтить обычаи народа

Еще одна публикация к 100-летию заслуженного учителя России, писателя, лауреата премии имени Тукая Республики Татарстан Якуба Занкиева составлена на основе выступлений участников VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Занкиевские чтения», что прошла в Тобольске.

Общество, 08:59, 15 июля 2017,
Слушать новость
Учитель и писатель Якуб Занкиев призывал земляков чтить обычаи народа. Еще одна публикация к 100-летию заслуженного учителя России, писателя, лауреата премии имени Тукая Республики Татарстан Якуба Занкиева составлена на основе выступлений участников VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Занкиевские чтения», что прошла в Тобольске..

Тема той встречи – «Национальное образование и культура в полиэтническом пространстве» – объединила интересных людей культуры и просвещения, как, впрочем, всегда бывает на мероприятиях во славу «учителя учителей» – Якуба Камалиевича.

«К слову об отце как человеке, учителе, писателе»

Алсу ШАИПОВА, младшая дочь Якуба Занкиева:

– Нашего отца можно назвать человеком с большой буквы. Его отличительными чертами являлись такие качества, как благородство, доброта, любовь к ближним, кристальная честность, мудрость, организаторские способности, умение предвидеть, анализировать.

Как правильно была выбрана отцом профессия учителя! Будучи простым учителем или директором, он очень внимательно относился ко всем: от ученика до работника школы. За советом к нему обращались не только его подопечные, но и все население близлежащих сел – потому что проблемы папа решал быстро и правильно. В Епанчинской восьмилетней школе, в которой отец работал директором, всегда царил дух взаимопомощи, поддержки, понимания. Ученикам было комфортно не только постигать знания, но и проводить досуг. Проводились вечера отдыха, много спортивных мероприятий, интереснейших кружков.

Вспоминается традиция, предложенная отцом (он никогда никуда не опаздывал, уважал свое и чужое время!) – «Закон 00»: всегда начинать уроки и внеклассные мероприятия вовремя.

А каким он был романтиком! Каждый раз перед Новым годом (с 1962-го по 2002-й) с детьми записывали на магнитофон беседы на воспитательные темы «Кем ты станешь, когда вырастешь?», «Будешь ли ты помогать родителям в старости и как?»... Несмотря на свою занятость, отец находил время на общение с нами: играл в игры на внимательность, аккомпанировал на тальянке, а мы пели вместе, помогал в решении детских проблем. Он принимал участие в нашем воспитании не меньше, чем мама. Их любовь и уважение друг к другу и нам послужили примером!

Вспоминается, как папа работал над своими статьями, рассказами, повестью, романом. Вначале он писал вручную, затем одним пальцем печатал на машинке. В это время мы не мешали отцу, ходили на цыпочках. Когда стали старше, отец читал отрывки, а мы внимательно слушали, иногда что-то советовали, особенно в этом помогала мама с ее филологическим образованием. Папа ценил советы и с благодарностью делал поправки. Говорил, что надо было получить второе образование. Но преподаваемые предметы – математику и физику – знал глубоко. У нас не было особых проблем с этими предметами как в школе, так и в вузе. Мне представляется, что в выборе мною профессии учителя математики решающую роль сыграл именно отец.

«Литературное сотрудничество Якуба Занкиева и Аяза Гилязова»

Ханиса АЛИШИНА, профессор ТюмГУ:

– В 2012 году обнаружено и переведено на русский язык 14 писем Занкиева, адресованных учительнице татарского языка и литературы Акияровской средней школы Тюменского района Тюменской области, отличнику просвещения РСФСР, ветерану педагогического труда, члену Союза журналистов Республики Татарстан Люции Хабибуллиной и ее мужу Хатипу Хабибуллину, бывшему директору Акияровской средней школы, отличнику просвещения РСФСР, ветерану педагогического труда.

Письма характеризуют самый плодотворный десятилетний этап в жизни писателя Занкиева – с 1987-го по 1997 год. В творческой судьбе Якуба Камалиевича это самая счастливая пора всенародного признания, читательской любви и уважения. В эти годы на страницах журнала «Казан утлары» опубликованы некоторые главы романа «Иртеш таннары», затем отдельной книгой вышла первая часть романа. Наконец, в этот период появилась полная версия романа-дилогии «Иртеш таннары». Неоценимую помощь нашему первому писателю-романисту оказал народный писатель Татарстана Аяз Гилязов.

Ученики Епанчинской школы принимают активное участие в мероприятиях, посвященных Якубу Занкиеву || Фото с сайта: epanchin.depon72.ru. Автор неизвестен

В письме, отправленном из Тобольска в Акияры 11 апреля 1988 года, у Занкиева есть такие слова: «…если будете писать в редакцию, скажите и об Аязе Гилязове».  «Раньше авторитет и роль учителя в селе были велики, – повествует Якуб Занкиев в автобиографии. – После войны у меня из своей жизни, увиденного, услышанного возникла мысль написать книгу об учителях, переплетая это с жизнью, историей, обычаями, предрассудками, этнографией моих земляков – коренных сибирских татар Прииртышья. Но у меня не было опыта писательской работы. Писал по интуиции. Когда эти мысли окончательно скрутили, захватили все мое существо, не давая покоя, к счастью, в наши края приехали писатели из Татарии Фатих Хусни, Шаукат Галеев, Аяз Гилязов. Они мне посоветовали довести это дело до конца. А в то время еще молодой, талантливый, очень внимательный, ныне народный писатель Татарстана Аяз Гилязов, не жалея дорогого времени, учил меня, как писать, дважды рецензировал мои рукописи, помог литературно обработать материал. В результате этого появился на свет роман-дилогия «Иртеш таннары». Это первое художественное произведение из жизни сибирских татар Прииртышья. В конкурсе «Книга года» за 1988 год этот роман получил второе место среди множества книг, изданных в Татарстане. Я очень благодарен Аязу Гилязову за бескорыстную помощь».

«Образы-персонажи в художественном пространстве романа Якуба Занкиева»

Гульнур БАБШАНОВА, Хабиба ШАГБАНОВА, профессора ТюмГНГУ:

– В дилогии автора «Зори Иртыша» основная тема, связанная с главным героем Мухаммедом, может быть определена как отражение жизни и деятельности учителя-просветителя на селе. Но наряду с главной темой в произведении отражается еще множество тем. Одной из них можно считать тему труда и выживания сельского жителя в Сибири в условиях политических и экономических катаклизмов, происходивших в стране в 1917–1945 годы. Под пристальным вниманием автора стоит судьба мирного человека, попавшего на войну, жизнь деревни в тылу и связанная с этим обстоятельством тема взаимоотношений народа и власти. В дилогии автор зорко следит за становлением характеров молодых людей довоенных лет, раскрывая при этом вечные темы любви и дружбы, преданности и предательства, выясняя отношения отцов и детей. Таким образом, можно вести речь о соединении в произведении Занкиева конкретно-исторических и вечных тем.

Художественный образ Мухаммеда Уразаева представляет национального героя, так как он содержит в себе характерные черты человека, вышедшего из определенной среды, воспитанного в духе ценностей своего народа. Он почитает старших, уважает человека труда, бережно относится к народным преданиям и легендам, вносит свою лепту в их сохранение. Следует отметить, что выбор профессии главного героя не является случайным. Профессия учителя – одна из гуманных в социокультурном пространстве. Будучи учителем по профессии и призванию, Якуб Занкиев искренне верил в победу добра над злом.

Мухаммед Уразаев сыграл огромную роль в судьбе многих молодых героев произведения – детей довоенного поколения деревни Ялан, способствовал формированию их личности, взглядов на жизнь. Таким образом, Якуб Занкиев по-своему высветил старую истину: формирование человека начинается в семье, продолжается в школе. Человек должен знать свои корни, историю своего народа, малой родины.

Ирина НИКИТИНА,  по материалам сборника статей «Национальное образование и культура в полиэтническом пространстве» к VI Всероссийской научно-практической конференции «Занкиевские чтения»

Опубликовано: газета №124(4415)

Читайте больше:

Каким был автор первого романа сибирских татар Якуб Занкиев

Воспитанники Якуба Занкиева вспоминают своего наставника

Тема той встречи – «Национальное образование и культура в полиэтническом пространстве» – объединила интересных людей культуры и просвещения, как, впрочем, всегда бывает на мероприятиях во славу «учителя учителей» – Якуба Камалиевича.

«К слову об отце как человеке, учителе, писателе»

Алсу ШАИПОВА, младшая дочь Якуба Занкиева:

– Нашего отца можно назвать человеком с большой буквы. Его отличительными чертами являлись такие качества, как благородство, доброта, любовь к ближним, кристальная честность, мудрость, организаторские способности, умение предвидеть, анализировать.

Как правильно была выбрана отцом профессия учителя! Будучи простым учителем или директором, он очень внимательно относился ко всем: от ученика до работника школы. За советом к нему обращались не только его подопечные, но и все население близлежащих сел – потому что проблемы папа решал быстро и правильно. В Епанчинской восьмилетней школе, в которой отец работал директором, всегда царил дух взаимопомощи, поддержки, понимания. Ученикам было комфортно не только постигать знания, но и проводить досуг. Проводились вечера отдыха, много спортивных мероприятий, интереснейших кружков.

Вспоминается традиция, предложенная отцом (он никогда никуда не опаздывал, уважал свое и чужое время!) – «Закон 00»: всегда начинать уроки и внеклассные мероприятия вовремя.

А каким он был романтиком! Каждый раз перед Новым годом (с 1962-го по 2002-й) с детьми записывали на магнитофон беседы на воспитательные темы «Кем ты станешь, когда вырастешь?», «Будешь ли ты помогать родителям в старости и как?»... Несмотря на свою занятость, отец находил время на общение с нами: играл в игры на внимательность, аккомпанировал на тальянке, а мы пели вместе, помогал в решении детских проблем. Он принимал участие в нашем воспитании не меньше, чем мама. Их любовь и уважение друг к другу и нам послужили примером!

Вспоминается, как папа работал над своими статьями, рассказами, повестью, романом. Вначале он писал вручную, затем одним пальцем печатал на машинке. В это время мы не мешали отцу, ходили на цыпочках. Когда стали старше, отец читал отрывки, а мы внимательно слушали, иногда что-то советовали, особенно в этом помогала мама с ее филологическим образованием. Папа ценил советы и с благодарностью делал поправки. Говорил, что надо было получить второе образование. Но преподаваемые предметы – математику и физику – знал глубоко. У нас не было особых проблем с этими предметами как в школе, так и в вузе. Мне представляется, что в выборе мною профессии учителя математики решающую роль сыграл именно отец.

«Литературное сотрудничество Якуба Занкиева и Аяза Гилязова»

Ханиса АЛИШИНА, профессор ТюмГУ:

– В 2012 году обнаружено и переведено на русский язык 14 писем Занкиева, адресованных учительнице татарского языка и литературы Акияровской средней школы Тюменского района Тюменской области, отличнику просвещения РСФСР, ветерану педагогического труда, члену Союза журналистов Республики Татарстан Люции Хабибуллиной и ее мужу Хатипу Хабибуллину, бывшему директору Акияровской средней школы, отличнику просвещения РСФСР, ветерану педагогического труда.

Письма характеризуют самый плодотворный десятилетний этап в жизни писателя Занкиева – с 1987-го по 1997 год. В творческой судьбе Якуба Камалиевича это самая счастливая пора всенародного признания, читательской любви и уважения. В эти годы на страницах журнала «Казан утлары» опубликованы некоторые главы романа «Иртеш таннары», затем отдельной книгой вышла первая часть романа. Наконец, в этот период появилась полная версия романа-дилогии «Иртеш таннары». Неоценимую помощь нашему первому писателю-романисту оказал народный писатель Татарстана Аяз Гилязов.

Ученики Епанчинской школы принимают активное участие в мероприятиях, посвященных Якубу Занкиеву || Фото с сайта: epanchin.depon72.ru. Автор неизвестен

В письме, отправленном из Тобольска в Акияры 11 апреля 1988 года, у Занкиева есть такие слова: «…если будете писать в редакцию, скажите и об Аязе Гилязове».  «Раньше авторитет и роль учителя в селе были велики, – повествует Якуб Занкиев в автобиографии. – После войны у меня из своей жизни, увиденного, услышанного возникла мысль написать книгу об учителях, переплетая это с жизнью, историей, обычаями, предрассудками, этнографией моих земляков – коренных сибирских татар Прииртышья. Но у меня не было опыта писательской работы. Писал по интуиции. Когда эти мысли окончательно скрутили, захватили все мое существо, не давая покоя, к счастью, в наши края приехали писатели из Татарии Фатих Хусни, Шаукат Галеев, Аяз Гилязов. Они мне посоветовали довести это дело до конца. А в то время еще молодой, талантливый, очень внимательный, ныне народный писатель Татарстана Аяз Гилязов, не жалея дорогого времени, учил меня, как писать, дважды рецензировал мои рукописи, помог литературно обработать материал. В результате этого появился на свет роман-дилогия «Иртеш таннары». Это первое художественное произведение из жизни сибирских татар Прииртышья. В конкурсе «Книга года» за 1988 год этот роман получил второе место среди множества книг, изданных в Татарстане. Я очень благодарен Аязу Гилязову за бескорыстную помощь».

«Образы-персонажи в художественном пространстве романа Якуба Занкиева»

Гульнур БАБШАНОВА, Хабиба ШАГБАНОВА, профессора ТюмГНГУ:

– В дилогии автора «Зори Иртыша» основная тема, связанная с главным героем Мухаммедом, может быть определена как отражение жизни и деятельности учителя-просветителя на селе. Но наряду с главной темой в произведении отражается еще множество тем. Одной из них можно считать тему труда и выживания сельского жителя в Сибири в условиях политических и экономических катаклизмов, происходивших в стране в 1917–1945 годы. Под пристальным вниманием автора стоит судьба мирного человека, попавшего на войну, жизнь деревни в тылу и связанная с этим обстоятельством тема взаимоотношений народа и власти. В дилогии автор зорко следит за становлением характеров молодых людей довоенных лет, раскрывая при этом вечные темы любви и дружбы, преданности и предательства, выясняя отношения отцов и детей. Таким образом, можно вести речь о соединении в произведении Занкиева конкретно-исторических и вечных тем.

Художественный образ Мухаммеда Уразаева представляет национального героя, так как он содержит в себе характерные черты человека, вышедшего из определенной среды, воспитанного в духе ценностей своего народа. Он почитает старших, уважает человека труда, бережно относится к народным преданиям и легендам, вносит свою лепту в их сохранение. Следует отметить, что выбор профессии главного героя не является случайным. Профессия учителя – одна из гуманных в социокультурном пространстве. Будучи учителем по профессии и призванию, Якуб Занкиев искренне верил в победу добра над злом.

Мухаммед Уразаев сыграл огромную роль в судьбе многих молодых героев произведения – детей довоенного поколения деревни Ялан, способствовал формированию их личности, взглядов на жизнь. Таким образом, Якуб Занкиев по-своему высветил старую истину: формирование человека начинается в семье, продолжается в школе. Человек должен знать свои корни, историю своего народа, малой родины.

Ирина НИКИТИНА,  по материалам сборника статей «Национальное образование и культура в полиэтническом пространстве» к VI Всероссийской научно-практической конференции «Занкиевские чтения»

Опубликовано: газета №124(4415)

Читайте больше:

Каким был автор первого романа сибирских татар Якуб Занкиев

Воспитанники Якуба Занкиева вспоминают своего наставника