Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

XVII век породил 1917 год (часть седьмая)

Размышления о том, кто мы, русские, от каких испытаний произошли и куда движемся

Общество, 12:34, 08 июня 2017,
Слушать новость
XVII век породил 1917 год (часть седьмая). Размышления о том, кто мы, русские, от каких испытаний произошли и куда движемся.

Продолжение. Начало в:

XVII век породил 1917 год (часть шестая)

XVII век породил 1917 год (часть пятая)

XVII век породил 1917 год (часть четвертая)

XVII век породил 17 год (часть третья)

XVII век породил 17 год (часть вторая)

XVII век породил семнадцатый год

Азбучный факт: на всех документах Франции середины XI века стоит  подпись русской жены короля Генриха I Анны Ярославны (1032/1036-1075/1091) – Anna. Если сам король и придворные не умели ни читать, ни писать, то что уж говорить о его подданных. Более тысячи берестяных грамот, этих «смс-ок» Средневековья, найденных археологами в Великом Новгороде, говорят о поголовной грамоте новгородцев в это же самое время.

Фантастически богатую Киевскую Русь называли Гардарикой – страной городов. Их, сотни больших и малых, украшали прекрасные каменные храмы, монастыри.

X–XII век: испытание богатством

Щедрые урожаи на плодородных землях, торговые пошлины с заморских купцов, едущих с товарами то из варяг в греки, то обратно, позволяли заполнять сундуки серебром до отказа. Князья  швырялись богатством направо и налево, распутничали. Но потомков Рюрика становилось все больше, поэтому городов на всех не хватало, и через 100 лет после Крещения  жажда власти и корысти привела к кровавым междоусобицам: «Рекосте бо брат брату: «Се мое, а то мое же». И начаша князи сами на себе крамолу ковати» (то есть воевать друг с другом).  Слова «месть», «мстить» не сходят со страниц летописей  той поры.

В Древнерусском государстве  передачи власти от отца к сыну не было, великокняжеский престол переходил к старшему в роду. Со смертью киевского князя начиналась подвижка по всей Руси, племянники восставали против дяди, который занимал место их отца. После правления князя Владимира Мономаха (1113–1125) и его сына Мстислава Великого (1125–1133) единого государства как такового уже не было, оно распалось на 15 отдельных княжеств. Видя, как изнывает и слабеет Русь от нескончаемых междоусобиц, обрекая себя на гибель, монахи-книжники пытались остановить, образумить родных по крови рюриковичей. Но они оставались глухи к их призывам и пророчествам.

Чтобы этому центробежному процессу противопоставить центростремительный, Русь нуждалась не просто в единовластии, нужен был перелом в сознании элиты. Дело в том, что просветив свой народ верой, больше Киевская Русь ничего ему дать не смогла. В домонгольский период наши далекие предки пришли к христианству, так сказать, культурному, эстетическому. Но христианство – это прежде всего не культура, а система ценностей, поэтому испытание богатством  Древнерусское государство не прошло, считает Кузенков, один из организаторов  выставки «Рюриковичи».

Внук Владимира Мономаха благоверный князь Андрей Боголюбский (1157–1174) пытался объединить северо-восток Руси под властью одного общепризнанного правителя. Не получилось. Хотя о той силе, которая сосредоточит Русь вокруг себя, летописцы уже упоминали. В 1147 году отец князя Андрея Юрий Долгорукий принимал друзей и единомышленников в Москве. Но пока это еще лесная золушка, крепостица на вершине холма, укрывшаяся в сосновом бору. Задача ее жителей – охрана пределов Суздальского княжества от могущественной Рязани.

XIII век. Ордынское пленение – «по грехам нашим»

В IX–XII веках Русь справлялась с беспокойными степными недругами – хазарами, печенегами, половцами. Но в XIII веке Бог предал древних русов во власть свирепого «народа неведомого», «безбожных и нечистых поган» (в переводе с латинского pogani – язычники, на Русь ордынцы пришли язычниками, мусульманство стало государственной религией Золотой Орды в 1313 году).

Мощной и грозной стены цельного единого государства степные хищники не встретили, дружина каждого князя сражалась и погибала «особь». «Гражене изволиша згорети, неже предатися татаром». «...И всю землю пусту сотвориша», –  горько подвел летописец итоги Батыева погрома в 1237–40 годах. Вплоть до Куликовской битвы в 1380 году это самая черная эра в судьбе Руси-России. Израненная, разоренная, униженная Русская земля пропиталась кровью и омылась горючими слезами. Чашу Великой Русской равнины затянуло дымом пожарищ, всюду руины городов. Где-то белели непокрытыми косточки неведомых далеких предков...

Столь горестное состояние требовало от современников осмысления и объяснения. И летописцы делают вывод: Бог решил смирить гордыню киевских князей и остановить постепенное самоистребление всего народа «ордынским пленом». Погибель Русской земле «попущена за грехи наша». Настал час расплаты за грехи отцов.

Надо было учиться как-то выживать и в это время. Русь без защиты, без друзей, без сил для борьбы с армадой, которая поработила половину мира. Пути только два: или подчинение ханам, или сопротивление. Впрочем, «друзья» нашлись быстро. Папа Римский предложил военную помощь Запада против поработителей. Но условие поставил жесткое: отказ от православия и принятие русскими католичества. Твердо, но без надменности князь Александр Невский ответил: «Мы знаем истинное учение церкви, а вашего не приемлем и знать не хотим».

Историк Владимир Махнач считает, что благоверный князь Александр Невский совершил культурный подвиг, по значению сравнимый разве что с выбором веры при святом князе Владимире. Мы могли бы, вероятно, победить Орду в союзе с католиками, но только ценой окатоличивания, ценой превращения в кровавый щит западного мира. Князь Александр завещал своему народу хранить верность православной церкви и родной культуре.

Величайшим благом для Руси было то, что монголы не воздвигли явного гонения на церковь. По завету Чингисхана они уважали любую религию завоеванных им народов. По-этому, истощая Русь материально (8 поколений наших предков отдавали десятую часть плодов своего труда в Орду), они не противились тому, что народ говорит на родном языке и спокойно соблюдает свою веру. Как писал крупнейший историк западного зарубежья Вернадский, «несли рабство телу, но не душе».

А вот князь Александр Галицкий, окрыленный надеждой на помощь, обещаниям папы поверил. Он действительно получил королевский титул, но  обещанной военной помощи так и не дождался. И через полвека вся территория Галичины была полностью окатоличена, а все следы православного и русского стерты. Начало бандеровщине, которая сегодня жестоко терзает братский нам украинский народ, положено не в военные 1941 – 45 годы, а во времена ига, когда Галиция предала веру предков.

XIV–XV века: «Постоим за веру православную, за землю Русскую!»

От корня младшего сына князя Александра Невского Даниила пошел московский род «даниловичей». В отличие от буйных, своевольных киевских князей это были князья-хозяева, князья-строители. Без лишнего шума они делали свое дело – от отца к сыну и дальним потомкам неутомимо и расчетливо стремились к одной цели – объединению всех русских земель вокруг Москвы, утверждению единовластия. Спокойный, терпеливый народ всецело им покорялся и доверял.

Люди на Руси постепенно становились богомольными. Чтобы человек ни начинал делать, сперва он обязательно просил помощи у Бога, молился и в конце благодарил. В XIII–XIV веках в летописях впервые встречается самоназвание землепашцев-смердов «хрестьани», языческие капища с лица земли исчезают, язычества как системы больше нет. Хотя сегодня крестьянами себя называют только русские земледельцы, а жители белорусских и украинских земель именуют себя древним славянским словом селяне. Это тоже связано с тем, что в период ордынского ига разные земли Киевской Руси политически и культурно оказались под влиянием Польши, Литвы или Орды. В результате этого на основе древнерусского начинают складываться три братских народа – русский, украинский и белорусский.

Святые не раз меняли ход нашей суровой тысячелетней истории. Ее отличительная особенность заключается в том, что в нужное время Бог посылает ей своих избранников, точно созданных по обстоятельствам и требованиям времени. Когда урок был выучен, Бог послал разоренной и обескровленной Руси помощь – смиренного игумена Троицкой обители. Летом 1380 года он благословлял робеющего князя Димитрия, будущего Донского, на битву с ордынцами. Тот отговаривался: «Так свои же в спину ударят, отче!». «Иди смело, княже, не сомневайся, – спокойно смотрел старец в глаза воину. – Бог тебе поможет!»

Впервые за полтора века в День Рождества Богородицы русское воинство отважилось выйти навстречу ненавистным поработителям и сразиться в бою. А Троицкая братия во время сражения вместе с преподобным Сергием служила панихиду, поименно поминая  тех, кто в этот момент отдал  жизнь «за други своя».

Битва на Куликовом поле 21 сентября 1380 года стала очередной вехой в развитии русского национального сознания и русской нации. На поле битвы шли полки тверичей, владимирцев, коломенцев, а вернулись русские полки. Пройдет еще 100 лет до стояния на реке Угре, когда осенью 1480 года Русь окончательно стряхнет с себя опостылевшее иго. Но неудержимый, стремительный рост Московского княжества, который начался при Иване III (1462–1505), не остановило даже то, что хан Тохтамыш в 1382 году в отместку за Мамаево побоище сжег Москву дотла. Духовный перелом уже произошел, народ воспрял духом: живо имя русское! Из  киевской раздробленности начала воскресать крепкая, рвущаяся к развитию Московская Русь. Но впереди ее ждало новое испытание – славой в XVI веке.

Опубликовано: газета №100(4391)

Читайте больше:

XVII век породил 1917 год (часть шестая)

Открытие музея Романовых в Тобольске решили отложить

Продолжение. Начало в:

XVII век породил 1917 год (часть шестая)

XVII век породил 1917 год (часть пятая)

XVII век породил 1917 год (часть четвертая)

XVII век породил 17 год (часть третья)

XVII век породил 17 год (часть вторая)

XVII век породил семнадцатый год

Азбучный факт: на всех документах Франции середины XI века стоит  подпись русской жены короля Генриха I Анны Ярославны (1032/1036-1075/1091) – Anna. Если сам король и придворные не умели ни читать, ни писать, то что уж говорить о его подданных. Более тысячи берестяных грамот, этих «смс-ок» Средневековья, найденных археологами в Великом Новгороде, говорят о поголовной грамоте новгородцев в это же самое время.

Фантастически богатую Киевскую Русь называли Гардарикой – страной городов. Их, сотни больших и малых, украшали прекрасные каменные храмы, монастыри.

X–XII век: испытание богатством

Щедрые урожаи на плодородных землях, торговые пошлины с заморских купцов, едущих с товарами то из варяг в греки, то обратно, позволяли заполнять сундуки серебром до отказа. Князья  швырялись богатством направо и налево, распутничали. Но потомков Рюрика становилось все больше, поэтому городов на всех не хватало, и через 100 лет после Крещения  жажда власти и корысти привела к кровавым междоусобицам: «Рекосте бо брат брату: «Се мое, а то мое же». И начаша князи сами на себе крамолу ковати» (то есть воевать друг с другом).  Слова «месть», «мстить» не сходят со страниц летописей  той поры.

В Древнерусском государстве  передачи власти от отца к сыну не было, великокняжеский престол переходил к старшему в роду. Со смертью киевского князя начиналась подвижка по всей Руси, племянники восставали против дяди, который занимал место их отца. После правления князя Владимира Мономаха (1113–1125) и его сына Мстислава Великого (1125–1133) единого государства как такового уже не было, оно распалось на 15 отдельных княжеств. Видя, как изнывает и слабеет Русь от нескончаемых междоусобиц, обрекая себя на гибель, монахи-книжники пытались остановить, образумить родных по крови рюриковичей. Но они оставались глухи к их призывам и пророчествам.

Чтобы этому центробежному процессу противопоставить центростремительный, Русь нуждалась не просто в единовластии, нужен был перелом в сознании элиты. Дело в том, что просветив свой народ верой, больше Киевская Русь ничего ему дать не смогла. В домонгольский период наши далекие предки пришли к христианству, так сказать, культурному, эстетическому. Но христианство – это прежде всего не культура, а система ценностей, поэтому испытание богатством  Древнерусское государство не прошло, считает Кузенков, один из организаторов  выставки «Рюриковичи».

Внук Владимира Мономаха благоверный князь Андрей Боголюбский (1157–1174) пытался объединить северо-восток Руси под властью одного общепризнанного правителя. Не получилось. Хотя о той силе, которая сосредоточит Русь вокруг себя, летописцы уже упоминали. В 1147 году отец князя Андрея Юрий Долгорукий принимал друзей и единомышленников в Москве. Но пока это еще лесная золушка, крепостица на вершине холма, укрывшаяся в сосновом бору. Задача ее жителей – охрана пределов Суздальского княжества от могущественной Рязани.

XIII век. Ордынское пленение – «по грехам нашим»

В IX–XII веках Русь справлялась с беспокойными степными недругами – хазарами, печенегами, половцами. Но в XIII веке Бог предал древних русов во власть свирепого «народа неведомого», «безбожных и нечистых поган» (в переводе с латинского pogani – язычники, на Русь ордынцы пришли язычниками, мусульманство стало государственной религией Золотой Орды в 1313 году).

Мощной и грозной стены цельного единого государства степные хищники не встретили, дружина каждого князя сражалась и погибала «особь». «Гражене изволиша згорети, неже предатися татаром». «...И всю землю пусту сотвориша», –  горько подвел летописец итоги Батыева погрома в 1237–40 годах. Вплоть до Куликовской битвы в 1380 году это самая черная эра в судьбе Руси-России. Израненная, разоренная, униженная Русская земля пропиталась кровью и омылась горючими слезами. Чашу Великой Русской равнины затянуло дымом пожарищ, всюду руины городов. Где-то белели непокрытыми косточки неведомых далеких предков...

Столь горестное состояние требовало от современников осмысления и объяснения. И летописцы делают вывод: Бог решил смирить гордыню киевских князей и остановить постепенное самоистребление всего народа «ордынским пленом». Погибель Русской земле «попущена за грехи наша». Настал час расплаты за грехи отцов.

Надо было учиться как-то выживать и в это время. Русь без защиты, без друзей, без сил для борьбы с армадой, которая поработила половину мира. Пути только два: или подчинение ханам, или сопротивление. Впрочем, «друзья» нашлись быстро. Папа Римский предложил военную помощь Запада против поработителей. Но условие поставил жесткое: отказ от православия и принятие русскими католичества. Твердо, но без надменности князь Александр Невский ответил: «Мы знаем истинное учение церкви, а вашего не приемлем и знать не хотим».

Историк Владимир Махнач считает, что благоверный князь Александр Невский совершил культурный подвиг, по значению сравнимый разве что с выбором веры при святом князе Владимире. Мы могли бы, вероятно, победить Орду в союзе с католиками, но только ценой окатоличивания, ценой превращения в кровавый щит западного мира. Князь Александр завещал своему народу хранить верность православной церкви и родной культуре.

Величайшим благом для Руси было то, что монголы не воздвигли явного гонения на церковь. По завету Чингисхана они уважали любую религию завоеванных им народов. По-этому, истощая Русь материально (8 поколений наших предков отдавали десятую часть плодов своего труда в Орду), они не противились тому, что народ говорит на родном языке и спокойно соблюдает свою веру. Как писал крупнейший историк западного зарубежья Вернадский, «несли рабство телу, но не душе».

А вот князь Александр Галицкий, окрыленный надеждой на помощь, обещаниям папы поверил. Он действительно получил королевский титул, но  обещанной военной помощи так и не дождался. И через полвека вся территория Галичины была полностью окатоличена, а все следы православного и русского стерты. Начало бандеровщине, которая сегодня жестоко терзает братский нам украинский народ, положено не в военные 1941 – 45 годы, а во времена ига, когда Галиция предала веру предков.

XIV–XV века: «Постоим за веру православную, за землю Русскую!»

От корня младшего сына князя Александра Невского Даниила пошел московский род «даниловичей». В отличие от буйных, своевольных киевских князей это были князья-хозяева, князья-строители. Без лишнего шума они делали свое дело – от отца к сыну и дальним потомкам неутомимо и расчетливо стремились к одной цели – объединению всех русских земель вокруг Москвы, утверждению единовластия. Спокойный, терпеливый народ всецело им покорялся и доверял.

Люди на Руси постепенно становились богомольными. Чтобы человек ни начинал делать, сперва он обязательно просил помощи у Бога, молился и в конце благодарил. В XIII–XIV веках в летописях впервые встречается самоназвание землепашцев-смердов «хрестьани», языческие капища с лица земли исчезают, язычества как системы больше нет. Хотя сегодня крестьянами себя называют только русские земледельцы, а жители белорусских и украинских земель именуют себя древним славянским словом селяне. Это тоже связано с тем, что в период ордынского ига разные земли Киевской Руси политически и культурно оказались под влиянием Польши, Литвы или Орды. В результате этого на основе древнерусского начинают складываться три братских народа – русский, украинский и белорусский.

Святые не раз меняли ход нашей суровой тысячелетней истории. Ее отличительная особенность заключается в том, что в нужное время Бог посылает ей своих избранников, точно созданных по обстоятельствам и требованиям времени. Когда урок был выучен, Бог послал разоренной и обескровленной Руси помощь – смиренного игумена Троицкой обители. Летом 1380 года он благословлял робеющего князя Димитрия, будущего Донского, на битву с ордынцами. Тот отговаривался: «Так свои же в спину ударят, отче!». «Иди смело, княже, не сомневайся, – спокойно смотрел старец в глаза воину. – Бог тебе поможет!»

Впервые за полтора века в День Рождества Богородицы русское воинство отважилось выйти навстречу ненавистным поработителям и сразиться в бою. А Троицкая братия во время сражения вместе с преподобным Сергием служила панихиду, поименно поминая  тех, кто в этот момент отдал  жизнь «за други своя».

Битва на Куликовом поле 21 сентября 1380 года стала очередной вехой в развитии русского национального сознания и русской нации. На поле битвы шли полки тверичей, владимирцев, коломенцев, а вернулись русские полки. Пройдет еще 100 лет до стояния на реке Угре, когда осенью 1480 года Русь окончательно стряхнет с себя опостылевшее иго. Но неудержимый, стремительный рост Московского княжества, который начался при Иване III (1462–1505), не остановило даже то, что хан Тохтамыш в 1382 году в отместку за Мамаево побоище сжег Москву дотла. Духовный перелом уже произошел, народ воспрял духом: живо имя русское! Из  киевской раздробленности начала воскресать крепкая, рвущаяся к развитию Московская Русь. Но впереди ее ждало новое испытание – славой в XVI веке.

Опубликовано: газета №100(4391)

Читайте больше:

XVII век породил 1917 год (часть шестая)

Открытие музея Романовых в Тобольске решили отложить