Спектакль по роману Анатолия Омельчука поставлен в «Ангажементе»
В молодежном театре «Ангажемент» имени Виктора Загоруйко состоялась премьера спектакля «Река возвращается», поставленного по мотивам одноименного романа Анатолия Омельчука.
Зрители «Ангажемента» давно привыкли к тому, что в театре ставятся произведения высокой классики и лучшие современные пьесы. В последнее время в репертуаре театра наметился новый тренд: к Шекспиру, Мольеру, Гоголю, Островскому, Булгакову, Коляде присоединились тюменские авторы. За успехом «Края», поставленного по одноименному роману Виктора Строгальщикова, последовала новая победа театра – «Река возвращается» по книге Анатолия Омельчука. Отрадно, что интерес публики, все три премьерных дня заполнявшей театр до степени, о которой принято говорить «яблоку негде упасть», совпал с тенденциями в культурной политике региональных властей: спектакль осуществлен на грант правительства Тюменской области.
Книга Анатолия Омельчука сложна для постановки в театре: она создана в актуальном для новейшей литературы жанре романа в рассказах и представляет собой экзистенциальный автобиографический роман о внутренних духовных исканиях современного человека. Найти сценический образ такого произведения для театра – сложнейшая задача, с которой «Ангажемент» великолепно справился.
В интерпретации театра роман Анатолия Омельчука предстал прежде всего как сибирский роман: не случайно в нем появляется фигура Ермака, не случаен и спор автора и драматурга Валерия Шергина о том, как, чем и зачем дружина Ермака завоевала Сибирь. Спектакль оказался в гуще современных дискуссий о том, что такое Сибирь и зачем она России и миру. В ответе на этот вопрос автор и театр едины: формула Сибири – любовь и созидание, идея Сибири – не разрушать, но строить. В немалой степени такому пониманию способствует оформление сцены, предстающей как сложное сооружение из бревен и досок (сцена-трансформер), в результате чего в сознании зрителя выстраивается понятный ассоциативный ряд: Сибирь, река, леса, дерево, строительство дома жизни. В оформлении спектакля есть, очевидно, и еще один важный смысл, который был значим для художника Алексея Паненкова: судьба героя похожа на азартный и опасный бег по бревнам, плывущим по маленькой речке Протоке и великой Оби.
Талантливый молодой драматург Валерий Шергин, пьесы которого ставятся сегодня в Екатеринбурге и Москве, в сибирском сюжете Анатолия Омельчука разглядел универсальный общечеловеческий смысл, извечную тему отцов и детей и предложил ее остро современную интерпретацию. В результате видим историю не о сибирской Атлантиде в духе великих деревенщиков XX века – Распутина, Шукшина, Астафьева, а спектакль о настоящем и будущем Сибири, да и всего человечества. Настоящее – в бунте детей против отцов, в их взаимном непонимании, но и – в поиске путей друг к другу, в опоре друг на друга, в открытии того, что и у стариков можно чему-то позавидовать. Будущее предстает здесь как чудо – чудо любви, чудо человека на земле, чудо Сибири, остающейся, как утверждает Анатолия Омельчук, последним шансом неразумного человечества.
Главное же чудо, происходящее на наших глазах – чудо спектакля. Непонятно, как это удалось создателем спектакля, но в зале возникает атмосфера чудесного. Леонид Окунев, художественный руководитель театра, заслуженный артист России, сумел собрать замечательную команду молодых, талантливых и дерзких: драматурга Валерия Шергина, режиссера Александра Кудряшова, художника Алексея Паненкова, великолепных артистов Алексея Шлямина, Романа Зорина, Дениса Рекало, Николая Давыдова, Елену Горлатову, всю труппу театра.
Леонид Окунев сумел объединить их вокруг сложного и глубокого текста Анатолия Омельчука так, что, по словам Валерия Шергина, звезды сошлись – и у тюменцев появилась чудесная возможность посмотреть яркий и, я бы сказала, весьма спорный спектакль. Споры, видимо, может вызвать не только история любви, придающая спектаклю немалую остроту, но и трактовка прошлого и будущего Сибири, предложенная театром. Бесспорно, пожалуй, одно: театру удалось невозможное: оспорить Гераклита, давно сказавшего о том, что в одну реку нельзя войти дважды. В «Ангажементе» – реки возвращаются.
Наталья ДВОРЦОВА, доктор филологических наук, профессор ТюмГУ
Опубликовано: газета №42(4333)
Читайте больше: