Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Нормативные акты Тюменской области проходят обязательную процедуру оценки регулирующего воздействия

Подробнее о том, что представляет собой оценка регулирующего воздействия, как идет ее развитие в Тюменской области и что она дает бизнесу, рассказывает заместитель губернатора, руководитель аппарата главы региона Татьяна Костарева.

Власть и политика, 10:00, 15 марта 2017,
Слушать новость
Нормативные акты Тюменской области проходят обязательную процедуру оценки регулирующего воздействия. Подробнее о том, что представляет собой оценка регулирующего воздействия, как идет ее развитие в Тюменской области и что она дает бизнесу, рассказывает заместитель губернатора, руководитель аппарата главы региона Татьяна Костарева..

Оценка регулирующего воздействия – процедура, которая активно внедряется в практику государственного управления Российской Федерации на протяжении последних нескольких лет.

– Татьяна Юрьевна, напомните читателям, что такое оценка регулирующего воздействия.

– Оценка регулирующего воздействия (или сокращенно ОРВ) – процедура, в ходе которой анализируются проекты законов и других нормативных правовых актов для того, чтобы оценить возможные выгоды, издержки, риски и эффекты от предлагаемого регулирования той или иной сферы общественных отношений.

ОРВ проводится в отношении проектов нормативных актов, которые предполагают введение дополнительных обязанностей, ответственности, расходов для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, чтобы не допустить появления излишних и необоснованных препятствий для ведения бизнеса, а также избыточных издержек как для предпринимателей, так и для бюджета.

– Каким образом осуществляется анализ проектов? Сами предприниматели участвуют в процедуре?

– Анализ проектов состоит из трех частей. Во-первых, сами органы власти – разработчики проектов – заполняют документ («сводный отчет»), в котором подробно описывают, почему они подготовили проект правового акта, какую проблему позволит решить принятие документа, есть ли другие, альтернативные пути решения, приводят расчеты издержек всех потенциальных адресатов предлагаемого регулирования и т.д.

Во-вторых, по проекту проводятся так называемые публичные консультации – открытое обсуждение проекта со всеми заинтересованными лицами, прежде всего с предпринимателями. Для проведения такого обсуждения разработанные проекты нормативных актов размещают в сети Интернет. В Тюменской области для проведения публичных консультаций используется официальный портал органов власти: admtyumen.ru, где есть специальный раздел «Оценка регулирующего воздействия».

Любой предприниматель может принять участие в обсуждении, направив свои замечания и предложения разработчику документа, а орган власти обязан рассмотреть поступившие замечания и либо учесть их, либо отклонить, но при этом обосновать свое решение.

В-третьих, анализ проекта осуществляется специально уполномоченным органом, который не только проверяет правильность выводов и расчетов, сделанных разработчиком, но и рассматривает, насколько обоснованы и целесообразны предлагаемые нововведения, проводит свои расчеты с применением различных экономических методов, при необходимости проводит дополнительные публичные консультации. Итоговым документом, описывающим результаты проведенной работы, является многостраничное заключение об ОРВ.

– Из сказанного понятно, что процедура сложная и трудоемкая. В Тюменской области за результаты ОРВ отвечает возглавляемый вами аппарат губернатора?

– Да, уполномоченным органом в сфере ОРВ еще в 2013 году определен аппарат губернатора Тюменской области и принято решение создать в структуре аппарата сектор экспертно-аналитической работы. Как вы отметили, процедура оценки действительно непростая, каждый проект необходимо проанализировать с разных сторон. Поскольку эта работа лежит на стыке экономики, права и социологии, в секторе работают специалисты с юридическим, экономическим и социологическим образованием.

– ОРВ проводится по проектам нормативных правовых актов, а что с действующими законами и постановлениями?

– Действующие нормативные правовые акты также подвергаются анализу. Мы проводим экспертизу региональных постановлений, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и оценку фактического воздействия тех действующих нормативных правовых актов, в отношении проектов которых ранее проведена ОРВ.

– Экспертиза и оценка фактического воздействия также проводится с участием предпринимателей?

– Совершенно верно. Во-первых, предприниматели могут направить  предложения по проведению экспертизы того или иного областного постановления, которое, на их взгляд, затрудняет ведение предпринимательской деятельности. Мы включим этот нормативный акт в план и в установленные сроки проведем анализ. Во-вторых, как экспертиза, так и оценка фактического воздействия действующих актов предполагает обязательное проведение публичных консультаций с предпринимателями. Для получения отклика предпринимательского сообщества рассылаем извещения тем, чьи интересы затрагиваются рассматриваемыми документами. И конечно же, вся необходимая информация размещается на официальном портале органов власти Тюменской области: admtyumen.ru в разделах «Экспертиза НПА» и «Оценка фактического воздействия НПА» соответственно.

– Насколько активно предприниматели участвуют в публичных консультациях?

– Не так активно, как хотелось бы, тем не менее за два последних года, 2015-й и 2016-й, от организаций, представляющих интересы предпринимательского сообщества, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей поступило более ста предложений и замечаний как к проектам, так и к действующим нормативным актам. При этом учтено почти 30 процентов. Это означает, что те положения в нормативных актах либо их проектах, к которым у предпринимателей возникли вопросы или с которыми они не согласны, ответственными органами власти изменены или вообще устранены.

– Татьяна Юрьевна, можете привести конкретные примеры учета мнения предпринимателей?

– Благодаря активному участию предпринимателей, работающих на рынке рекламных конструкций Тюменского региона, внесены изменения в действующее постановление правительства области, которым установлены сроки заключения договоров на установку и эксплуатацию различных видов рекламных конструкций. Предприниматели представили нам данные, которые указывали на то, что в нынешних экономических условиях предусмотренные постановлением сроки не позволяют им окупить затраты, не говоря уже о получении прибыли, что, как мы знаем, является основной целью предпринимательской деятельности. В результате проведенного анализа эти данные подтвердились, что и явилось основанием для увеличения сроков в отношении некоторых видов рекламных конструкций и внесения изменений в действующее постановление.

Еще один совсем недавний пример. В ходе проведения публичных консультаций по проекту постановления, касающегося субсидирования расходов организаций на перенос инженерных коммуникаций, поступили замечания от юридического лица. В частности, участник публичных консультаций предложил исключить из проекта обязанность по предоставлению предпринимателями дополнительного документа для получения субсидии – положительное экспертное заключение на отчет об оценке стоимости работ. По результатам проведения ОРВ это предложение учтено, проект скорректирован. Следует отметить, что исключение дополнительного требования к предпринимателям позволило избежать и дополнительных расходов, которые могли бы составить до 200 тысяч рублей за одно экспертное заключение.

– Получается, для предпринимателей ОРВ – это реальная возможность повлиять на судьбу действующего или разрабатываемого областного закона или постановления?

– Да, ОРВ дает возможность обсудить принимаемый акт всем заинтересованным лицам, высказать замечания, согласовать интересы различных групп субъектов регулирования. Процедуры прозрачны и понятны, каждая из них фиксируется и размещается в свободном доступе на сайте: admtyumen.ru. Любой желающий может просмотреть всю историю создания того или иного документа, какие замечания поступили в ходе публичных консультаций, какой  была реакция органов власти, что учтено, а что нет и почему – все это можно отследить.

– Подводя итоги беседы, как бы вы в целом оценили результаты внедрения механизма ОРВ в практику работы органов власти?

– Институт ОРВ существует во всех развитых странах мира уже не одно десятилетие. Мы еще только в начале пути, но за три года работы поняли, что в целом ОРВ – это хоть и очень сложный, но, несомненно, важный и нужный механизм, который способствует созданию благоприятных условий для предпринимателей и инвесторов, существенно улучшает качество принимаемых властью решений, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, позволяет просчитать последствия принятия таких решений. Ведь основной принцип ОРВ в том, что правительство должно иметь представление о последствиях собственных документов до того, как они начнут действовать.

Автор: Наталья Доронина

Опубликовано: газета №42(4333)

Читайте больше:

Тюменская область готова работать с Великобританией

Тюменцев и гостей города ждут на митинге в честь Крыма

Оценка регулирующего воздействия – процедура, которая активно внедряется в практику государственного управления Российской Федерации на протяжении последних нескольких лет.

– Татьяна Юрьевна, напомните читателям, что такое оценка регулирующего воздействия.

– Оценка регулирующего воздействия (или сокращенно ОРВ) – процедура, в ходе которой анализируются проекты законов и других нормативных правовых актов для того, чтобы оценить возможные выгоды, издержки, риски и эффекты от предлагаемого регулирования той или иной сферы общественных отношений.

ОРВ проводится в отношении проектов нормативных актов, которые предполагают введение дополнительных обязанностей, ответственности, расходов для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, чтобы не допустить появления излишних и необоснованных препятствий для ведения бизнеса, а также избыточных издержек как для предпринимателей, так и для бюджета.

– Каким образом осуществляется анализ проектов? Сами предприниматели участвуют в процедуре?

– Анализ проектов состоит из трех частей. Во-первых, сами органы власти – разработчики проектов – заполняют документ («сводный отчет»), в котором подробно описывают, почему они подготовили проект правового акта, какую проблему позволит решить принятие документа, есть ли другие, альтернативные пути решения, приводят расчеты издержек всех потенциальных адресатов предлагаемого регулирования и т.д.

Во-вторых, по проекту проводятся так называемые публичные консультации – открытое обсуждение проекта со всеми заинтересованными лицами, прежде всего с предпринимателями. Для проведения такого обсуждения разработанные проекты нормативных актов размещают в сети Интернет. В Тюменской области для проведения публичных консультаций используется официальный портал органов власти: admtyumen.ru, где есть специальный раздел «Оценка регулирующего воздействия».

Любой предприниматель может принять участие в обсуждении, направив свои замечания и предложения разработчику документа, а орган власти обязан рассмотреть поступившие замечания и либо учесть их, либо отклонить, но при этом обосновать свое решение.

В-третьих, анализ проекта осуществляется специально уполномоченным органом, который не только проверяет правильность выводов и расчетов, сделанных разработчиком, но и рассматривает, насколько обоснованы и целесообразны предлагаемые нововведения, проводит свои расчеты с применением различных экономических методов, при необходимости проводит дополнительные публичные консультации. Итоговым документом, описывающим результаты проведенной работы, является многостраничное заключение об ОРВ.

– Из сказанного понятно, что процедура сложная и трудоемкая. В Тюменской области за результаты ОРВ отвечает возглавляемый вами аппарат губернатора?

– Да, уполномоченным органом в сфере ОРВ еще в 2013 году определен аппарат губернатора Тюменской области и принято решение создать в структуре аппарата сектор экспертно-аналитической работы. Как вы отметили, процедура оценки действительно непростая, каждый проект необходимо проанализировать с разных сторон. Поскольку эта работа лежит на стыке экономики, права и социологии, в секторе работают специалисты с юридическим, экономическим и социологическим образованием.

– ОРВ проводится по проектам нормативных правовых актов, а что с действующими законами и постановлениями?

– Действующие нормативные правовые акты также подвергаются анализу. Мы проводим экспертизу региональных постановлений, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и оценку фактического воздействия тех действующих нормативных правовых актов, в отношении проектов которых ранее проведена ОРВ.

– Экспертиза и оценка фактического воздействия также проводится с участием предпринимателей?

– Совершенно верно. Во-первых, предприниматели могут направить  предложения по проведению экспертизы того или иного областного постановления, которое, на их взгляд, затрудняет ведение предпринимательской деятельности. Мы включим этот нормативный акт в план и в установленные сроки проведем анализ. Во-вторых, как экспертиза, так и оценка фактического воздействия действующих актов предполагает обязательное проведение публичных консультаций с предпринимателями. Для получения отклика предпринимательского сообщества рассылаем извещения тем, чьи интересы затрагиваются рассматриваемыми документами. И конечно же, вся необходимая информация размещается на официальном портале органов власти Тюменской области: admtyumen.ru в разделах «Экспертиза НПА» и «Оценка фактического воздействия НПА» соответственно.

– Насколько активно предприниматели участвуют в публичных консультациях?

– Не так активно, как хотелось бы, тем не менее за два последних года, 2015-й и 2016-й, от организаций, представляющих интересы предпринимательского сообщества, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей поступило более ста предложений и замечаний как к проектам, так и к действующим нормативным актам. При этом учтено почти 30 процентов. Это означает, что те положения в нормативных актах либо их проектах, к которым у предпринимателей возникли вопросы или с которыми они не согласны, ответственными органами власти изменены или вообще устранены.

– Татьяна Юрьевна, можете привести конкретные примеры учета мнения предпринимателей?

– Благодаря активному участию предпринимателей, работающих на рынке рекламных конструкций Тюменского региона, внесены изменения в действующее постановление правительства области, которым установлены сроки заключения договоров на установку и эксплуатацию различных видов рекламных конструкций. Предприниматели представили нам данные, которые указывали на то, что в нынешних экономических условиях предусмотренные постановлением сроки не позволяют им окупить затраты, не говоря уже о получении прибыли, что, как мы знаем, является основной целью предпринимательской деятельности. В результате проведенного анализа эти данные подтвердились, что и явилось основанием для увеличения сроков в отношении некоторых видов рекламных конструкций и внесения изменений в действующее постановление.

Еще один совсем недавний пример. В ходе проведения публичных консультаций по проекту постановления, касающегося субсидирования расходов организаций на перенос инженерных коммуникаций, поступили замечания от юридического лица. В частности, участник публичных консультаций предложил исключить из проекта обязанность по предоставлению предпринимателями дополнительного документа для получения субсидии – положительное экспертное заключение на отчет об оценке стоимости работ. По результатам проведения ОРВ это предложение учтено, проект скорректирован. Следует отметить, что исключение дополнительного требования к предпринимателям позволило избежать и дополнительных расходов, которые могли бы составить до 200 тысяч рублей за одно экспертное заключение.

– Получается, для предпринимателей ОРВ – это реальная возможность повлиять на судьбу действующего или разрабатываемого областного закона или постановления?

– Да, ОРВ дает возможность обсудить принимаемый акт всем заинтересованным лицам, высказать замечания, согласовать интересы различных групп субъектов регулирования. Процедуры прозрачны и понятны, каждая из них фиксируется и размещается в свободном доступе на сайте: admtyumen.ru. Любой желающий может просмотреть всю историю создания того или иного документа, какие замечания поступили в ходе публичных консультаций, какой  была реакция органов власти, что учтено, а что нет и почему – все это можно отследить.

– Подводя итоги беседы, как бы вы в целом оценили результаты внедрения механизма ОРВ в практику работы органов власти?

– Институт ОРВ существует во всех развитых странах мира уже не одно десятилетие. Мы еще только в начале пути, но за три года работы поняли, что в целом ОРВ – это хоть и очень сложный, но, несомненно, важный и нужный механизм, который способствует созданию благоприятных условий для предпринимателей и инвесторов, существенно улучшает качество принимаемых властью решений, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, позволяет просчитать последствия принятия таких решений. Ведь основной принцип ОРВ в том, что правительство должно иметь представление о последствиях собственных документов до того, как они начнут действовать.

Автор: Наталья Доронина

Опубликовано: газета №42(4333)

Читайте больше:

Тюменская область готова работать с Великобританией

Тюменцев и гостей города ждут на митинге в честь Крыма