Как наш земляк меценат Савва Мамонтов прославил московскую усадьбу на весь мир
Абрамцево – подмосковный музей-заповедник. В 1843 году владельцем усадьбы стал Сергей Аксаков. Именно здесь он написал знакомую каждому с детства сказку «Аленький цветочек».
В своей знаменитой книге «Черные доски» Владимир Солоухин писал: «Ты можешь изучать морских звезд, речных моллюсков, уральские минералы, свойства редких металлов, ты можешь быть инженером, партийным работником, химиком, комбайнером, футболистом, писателем, электриком, ракетчиком, генералом, учителем, но если ты русский человек, ты должен знать, что такое Пушкин, что такое «Слово о полку Игореве», что такое Достоевский, что такое поле Куликово, Покров на Нерли, Третьяковская галерея, рублевская «Троица», Владимирская Божья матерь».
К этому перечню можно добавить с полным правом и Абрамцево – подмосковный музей-заповедник. В 1843 году владельцем усадьбы стал Сергей Аксаков. Именно здесь он написал знакомую каждому с детства сказку «Аленький цветочек». Знаменитые литераторы, ученые, деятели культуры – Тургенев, Гоголь, Загоскин, Тютчев, историки Грановский и Погодин, актер Щепкин в этот период были желанными гостями в доме Аксаковых.
Выдающееся место в истории русской культуры Абрамцево заняло после того, как его владельцем с 1870 года стал уроженец Ялуторовска Савва Мамонтов. 2 октября текущего года исполняется 175 лет со дня рождения нашего земляка. Сэкономлю на эпитетах, постараюсь хотя бы вкратце представить дела, которыми он увековечил свое имя. В первую очередь, он объединил вокруг себя художников, которые составили славу русского искусства конца XIX – начала XX вв. В Абрамцево хозяин усадьбы не только обеспечил прекрасные бытовые условия для творцов, он создал своего рода духовный Ковчег, где они хотя бы на время укрывались от житейской суеты, бытовых неурядиц, в кругу единомышленников могли обсуждать свои творческие замыслы. Такое общение нередко приводило к творческим озарениям. Именно здесь, в застольных беседах, Илья Репин нашел натуру для образа царевны Софьи (сестры Петра I), скульптор Антокольский обсуждал с Мамонтовым сюжеты для своих скульптур. Не случайно Василий Поленов писал сестре: «Я у Мамонтовых и нравственно, и физически ободряюсь». Подолгу гостили и работали в усадьбе Мамонтова скульптор Антокольский, живописцы Репин, Серов, Поленов, Аполлинарий Васнецов, Виктор Васнецов, Крамской, Суриков, Коровин, Нестеров. Писатель Владислав Бахревский в своем замечательном жизнеописании Саввы Мамонтова утверждает, что именно в Абрамцево Нестеров стал художником, получившим всенародное признание. Свою картину «Видение отроку Варфоломею» (посвященную преподобному Сергию Радонежскому) он мог написать только в этих местах, которые пять веков назад исходил и сам основатель Троице-Сергиевой лавры.
За каждой фамилией – с детства знакомые картины. В Абрамцево Репин написал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Васнецов – «Аленушку», «Три богатыря», Поленов – «Христос и грешница», Серов – «Девочку с персиками», Врубель – «Демона». В конце 2015 года одним из наиболее ярких медийных событий стала выставка Серова в Москве. А ведь вся биография Серова – с 9 лет – связана с Абрамцево.
И не случайно, когда решали, в честь кого строить храм на территории усадьбы, то приняли решение – во имя Спаса Нерукотворного, в стиле старых русских соборов. Церковь стала жемчужиной усадьбы. Первоначальный проект подготовил Поленов, затем работу продолжил Васнецов. В оформлении церкви приняли участие все абрамцевские художники (некоторые из них расписывали впоследствии Владимирский собор в Киеве), а также семья Мамонтовых. «Спаса Нерукотворного» для иконостаса написал Репин, а образ «Вера, Надежда, Любовь и матерь их Софья» выполнила Вера Репина. В этой церкви на службе я оказался в пасмурный день. Но общее впечатление – в ней много света.
Популяризация искусства – одно из увлечений Саввы Мамонтова. Именно ему принадлежит идея издать серию альбомов «Рисунки русских художников». Искусство должно принадлежать народу – Мамонтов задолго до 1917 года постарался на практике осуществить эту идею. Он так объяснял свою позицию: «Нужно приучить глаз народа к красивому на вокзалах, в храмах, на улице». В наше время эта идея не стала менее актуальной.
Одно из увлечений владельца Абрамцево – создание частной оперы в России. Мамонтов считал, что «опера – это проповедь красоты... Через оперу зритель должен чувствовать приобщение к нерву человечества, к вечной жизни, к Творцу». Вновь созданный театр имел красноречивый девиз – «Жизнь коротка, искусство вечно». Вполне возможно, что Константин Станиславский, родственник Мамонтова, в будущем всемирно известный режиссер, именно тогда получил определившие его творческую судьбу уроки.
В 1882 году под руководством Саввы Мамонтова завершилось строительство Донецкой каменноугольной железной дороги, которая связала Донбасс с Мариупольским портом. Специалисты отмечали высокое качество строительства. Любовь Мамонтова к прекрасному проявилась и здесь. В частности, дебальцевский вокзал считался жемчужиной вокзальной архитектуры, был одним из лучших в стране. Дорога эта придала мощный импульс развитию промышленности на юге России. Не ради барышей, а для народной пользы построил он железную дорогу до Архангельска. Это был первый в мире опыт строительства железных дорог в условиях Крайнего Севера.
Савва Мамонтов сделал много добрых дел, не все они представлены даже в упомянутом жизнеописании. Но все, что он ни делал, – делалось во благо России. Абрамцево – одно из таких творений. Десятки тысяч посетителей прикоснулись здесь к родной истории.
Мои впечатления от посещения Абрамцево укладываются в одно предложение: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!»
Александр ВЫЧУГЖАНИН,
член совета Тюменского регионального отделения
Российского исторического общества
Читайте больше: