Валерий ФЕДОРОВ: «Главный пароль выборов – стабильность»
Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров рассказал, почему избиратели не читают предвыборные программы партий.
досье
Валерий Валерьевич ФЕДОРОВ
генеральный директор ВЦИОМ, кандидат политических наук, профессор Высшей школы экономики.
■ Родился в 1974 году в г. Калинине (Тверь). Окончил философский факультет МГУ и аспирантуру.
■ В 1991 году – сотрудник Института массовых политических движений Российско-американского университета. С 1993-го работал в Центре политической конъюнктуры России (ЦПКР) в должности научного сотрудника, с 1995-го – руководитель информационно-аналитического управления, с 1997-го – заместитель директора.
■ В 2000 году стал генеральным директором ЦПКР. В 2003-м назначен генеральным директором ВЦИОМ. Главный редактор журнала «Мониторинг. Социальные и экономические перемены».
В Тюмени для молодежи региона состоялся образовательный форум «Академия выборов». Мероприятие с участием экспертов, прошедшее на базе Западно-Сибирского инновационного центра, собрало активную молодежь Тюменского региона от 17 до 30 лет. Юноши и девушки из Тобольска, Тюмени, Ишима, Ялуторовска, Заводоуковска, Тюменского и других районов участвовали в пленарном заседании, работали на интерактивных площадках, дискутировали, решали задачи на тему избирательного права и электоральной активности, слушали лекции. Цель пятой по счету «Академии выборов» – повысить электоральную активность молодежи, показать, насколько важно ходить на выборы. Ведь это отражается не только на развитии общества, но и на развитии конкретного человека.
Особым гостем «Академии выборов» стал российский политолог, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), профессор Высшей школы экономики Валерий Федоров. В своей лекции он рассказал участникам образовательного мероприятия об электоральном поведении в период предвыборного процесса.
В рамках форума состоялось интервью, которое предлагаем читателям газеты.
– Валерий Валерьевич, вы – известный политолог, не один год занимаетесь социально-политическими исследованиями. Нарисуйте, пожалуйста, портрет тюменского избирателя.
– Он не слишком отличается от общероссийского. Это скорее женщина, чем мужчина (женщины лучше ходят голосовать), возраст средний или ближе к старшему. Таковы общие черты.
– Каким образом, на ваш взгляд, изменились ценности, настроения россиян с 2011 года и как они могут повлиять на результаты нынешних выборов?
– В 2011 году отмечалась неудовлетворенность экономической ситуацией, хотя в тот период продолжался экономический рост. Казалось, что надо поменять власть и станем жить еще лучше, свободнее, зажиточнее. В настоящее время предстоят выборы в ситуации экономического кризиса. Опросы свидетельствуют, что мы держимся за то, что есть, не очень надеемся, что смена власти приведет к резкому улучшению – наоборот, боимся смены власти, и будущее представляется скорее в темном, чем в розовом цвете. Поэтому сейчас люди более консервативны, меньше склонны развешивать уши и давать различным агитаторам шанс сломать сложившуюся политическую систему.
– Для нас идеальный образ России – мощная, сильная, передовая, развитая страна, от которой многое в мире зависит. Для одних передовая страна – инновационная, для других – с высоким уровнем жизни, для третьих – с хорошим уровнем социального обеспечения. Скажите, за что сегодня голосует избиратель, в том числе тюменский?
– Главным паролем остается стабильность. Конечно, перемены к лучшему нужны – очевидно, что россиянам живется не очень хорошо и перспектива видна неясно, но перемены должны быть не революционными, а эволюционными. Резкие, радикальные изменения скорее пугают, чем притягивают. Желания у людей разноплановые, их сплав сложен – когда-то и Салтыков-Щедрин говорил, что одновременно хочется и конституции, и севрюжины с хреном. Изучая общественное мнение, ежедневно встречаемся с такими парадоксами. Ругать людей за нелогичность не надо, они имеют право желать противоположных вещей. Искусство политика и состоит в том, чтобы привлечь внимание и предложить программу, которая нашла бы резонанс и в то же время не связать себя слишком жестко обещаниями. Ведь, не дай бог, изберут, и обещания придется выполнять!
– Некоторые считают роль «Единой России» уникальной в том, что она выступает гарантом стабильности.
- Это действительно так, но после присоединения Крыма гарантом стабильности выступает уже не только «Единая Россия». Напомню, что появилось такое понятие, как межпартийный консенсус, когда по ключевым вопросам, связанным с конфликтом России и Запада, не только единороссы выступают опорой президента страны, но и коммунисты, эсеры, ЛДПР, то есть все парламентские партии. Межпартийный консенсус очень важен – ведь понятно, что основная борьба идет не внутри страны, а на глобальной арене, между Россией и Западом. Но когда подходят выборы, консенсус оборачивается тем, что избиратель не очень боится проголосовать не за «Единую Россию». Для тех же, кто ценит стабильность, выбор однозначен – единороссы. Сейчас выясняется, что и КПРФ, несмотря на залихватскую программу, тоже в каком-то смысле партия Путина, и это заставляет «Единую Россию» действовать более изобретательно и энергично.
– Что работает на партии и кандидатов в Тюменской области?
– Скажу в целом – больше стал работать личный контакт. Конечно, это трудно, потому что на встречи приходит много людей и кандидата это выматывает. Представляете: 8-10 встреч в день на протяжении месяца, поэтому немногие хотят встречаться с избирателями. Конечно, есть гамма классических методов – телевизионная реклама, реклама на растяжках, плакатах, агитационные ролики, участие в дебатах. Но фишкой нынешнего политического сезона являются личные встречи с избирателями. Люди хотят увидеть в политиках, особенно в новых кандидатах, прежде всего людей.
– В продолжение разговора об избирателях – мужчинах и женщинах – совпадают ли их электоральные предпочтения и в чем различны?
– Женщины более консервативны, для них важнее безопасность, стабильность, поэтому они более склонны голосовать за партию власти. Мужчины – более жесткие, решительные, более оппозиционно настроены, поэтому среди них сторонников разных оппозиционных партий больше, чем среди женщин. При этом женщины голосуют активнее, а у мужчин пар чаще всего уходит в гудок, ворчание, кухонные разговоры.
– А каким образом электоральные предпочтения коррелируют с возрастом?
– Старшее поколение более консервативно. Консерватизм проявляется преимущественно в голосовании за две партии: «Единую Россию» – партию настоящего и за коммунистов как партию прошлого. У среднего возраста прослеживаются разные оппозиционные настроения: им импонируют ЛДПР, коммунисты, «Справедливая Россия» и т.д. – симпатий к правящей партии поменьше. Что касается молодежи – она голосует плохо, редко, но если голосует, как правило, отдает голоса «Единой России». Собственно говоря, молодежь выросла при Путине и для нее «Единая Россия» – путинская партия, о других она мало что знает. Плюс небольшая часть молодежи, которая голосует «по приколу», будь то ЛДПР или какая-то радикальная партия, потому что молодой возраст – это период крайностей, и цена риска для него не столь высока. В любом случае голосование молодежи пока играет малую роль. Самые массовые голосующие слои – отнюдь не молодежь, а старшее поколение.
– Чем, на ваш взгляд, можно зацепить, взять избирателя?
– Вопрос на миллион долларов! (улыбается.)
– Интересно, как бы вы оценили зрелость политических партий и объединений в Тюменском регионе?
– Четверка парламентских партий у вас есть с местными организациями, более или менее узнаваемыми лидерами. К тому же выбирать более чем из семи объектов практически невозможно. Четыре партии – нормально. Если к ним в результате выборов примкнет еще одна (что маловероятно), то это будет, считаю, огромным шагом вперед.
– Как вы думаете: общество скорее соглашается с абсурдностью некоторых политических заявлений?
– Общество не слышит 90 процентов любых политических заявлений. Для того чтобы вас услышали, вы должны совершить «подвиг». Но таких политиков у нас мало. В начале 2011 года Сергей Миронов совершил его, выступив с одной инициативой, после чего «Единая Россия» «свергла» его с поста председателя Совета Федерации. Он встал перед выбором – сохранить место либо отказаться от жесткой оппозиции единороссам – и выбрал оппозицию. Но благодаря его «подвигу» партия «Справедливая Россия» набрала аж 13 процентов на выборах 2011 года, опередив ЛДПР и близко подобравшись к коммунистам.
– Избиратели по-прежнему не хотят вникать в предвыборные программы политических партий?
– Во всем мире давно никто не читает никаких программ. Чтобы за вас голосовали, конечно, нужно иметь программу, желательно увесистый фолиант (улыбается) и показывать его всем. Максимум, что сможете использовать из нее – несколько пунктов, которые следует изложить очень простым языком и лучше в одну строчку. Написать ее на предвыборных плакатах, знаменах и беспрестанно повторять в разговорах с избирателями. Вашу программу никто читать не будет, кроме оппонентов – они обязательно найдут в ней какую-то несуразность или противоречие и на встречах с избирателями через засланных казачков будут о ней напоминать. Идеальная программа – очень короткая, гладкая, к которой не подкопаешься, которая за все хорошее и против всего плохого. В ней должно быть несколько тезисов, чтобы растащить их на цитаты.
– Вот и ответ на миллион долларов! Хотелось бы узнать в заключение, за кого вы будете голосовать?
– Это секрет.
Читайте больше:
В Тюменском технопарке состоялся образовательный форум «Академия выборов»
О новых законах и своей работе рассказал представитель Тюменской области в Госдуме, Иван КВИТКА