С любовью ко всему, что окружает
Так живут ветераны труда, тюменцы Василий и Зинаида Казарины
Далее в сюжете: И чужой ребенок может стать своим, родным…
Сибирская глубинка
Жизнь прожить – не поле перейти. Сколько колхозных пашен и затопленных огородов встретил на своем пути исетский мальчишка Вася Казарин, сколько километров дорог он прошел, чтобы из вечно голодного подростка превратиться в смышленого тракториста, отважного солдата-артиллериста, специалиста по электричеству, не лишенного рационализаторских способностей? Довольно много. Но результат того стоил! Любимое дело, любимая жена, любимые дети и увлечения, которые на восьмом десятке жизни помогают оставаться бодрым, добрым, душевным человеком. О своей судьбе читателям газеты «Тюменская область сегодня», которые следят за конкурсом «Сибирская глубинка. Семейные ценности», рассказывает сам герой. Воспоминания Василий Степанович Казарин как прилежный ученик подробно записал в дневник. Публикуем самые интересные моменты.
Голодная пацанва
Когда в 1941 году началась война, некоторые оптимистически настроенные мужики деревни Таловки Исетского района кричали: «Подумаешь, Германия напала, да мы ее шапками закидаем!» В ту пору мне было 12 лет. Советский Союз надеялся на стойкость и мужество сибиряков. Из Таловки, как подсчитал сельский учитель и мой двоюродный дядя Емельян Вешкурцев, призвали 126 мужчин (вернулось десять, двое почти сразу скончались от ран и контузий). Остались женщины, старики и мы, дети – подростки, малышня. Трудоспособных стариков насчитывалось двое: Дмитрий Ионин и Егор Тоболкин.
Страшная трагедия обрушилась на деревню в первые два года войны. Они были очень дождливыми. Наша речка Таловка вышла из берегов и затопила все картофельные огороды. Зерно мы сдавали государству, оставляя себе жалкие отходы, которых хватало до половины зимы, – стало быть, впереди ждал голод… За картошку в соседних Денисово и Кирьяново променяли все добрые вещи. Когда я учился в третьем, а потом четвертом классе, у нас с матерью на двоих осталась одна фуфайка. Утром я ждал, когда мама накормит и напоит колхозных овец. После «нырял» в нагретую одежу и бежал в школу, а в обед отдавал обратно – ей нужно было вновь идти к стаду.
Зимой «шастал» на лыжах по полям, перетряхивая кучки соломы из-под комбайна, иногда находил драгоценные зерна овса и пшеницы, чем кормил мать и сестру Тасю, на год моложе меня. Нам всю войну не везло с коровами. Первая скончалась от инфекционной болезни. Вторую прозевали пастухи. Третья, длинноногая, перепрыгнула через забор, а после не смогла растелиться. Четвертую в свой обвалившийся колодец загнал зловредный сосед – с такого великого горя мы в три горла учинили рев, на который сбежалась вся улица. Добрые люди спасли нас от голодной смерти: кто молочка приносил, кто простокваши давал.
За добросовестный труд мать (ее овечки рожали по три ягненка) объявили лучшим чабаном Исетского района и премировали путевкой на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в 1939 году. У меня и сейчас стоит перед глазами ее почетная грамота с портретами Ленина и Сталина, подписанная золотыми буквами… Она не жалела сил и в жуткие морозы надорвалась при вскрытии силосных ям – заработала искривление позвоночника и больше не смогла работать.
Осенью 1943 года я пошел в помощники к опытному трактористу Ивану Токмакову, демобилизованному после ранения в ногу. Почитайте книгу писателя Константина Лагунова «Так было». В ней он рассказал о работе тринадцатилетних трактористов. Всегда беру ее со слезами на глазах и вспоминаю свое военное детство… Зимой 1945-го я окончил в Тюмени курсы трактористов.
Работа трудягу кормит
3 октября 1949-го призвали в реактивную артиллерию в город Гусев Калининградской области. За три года службы получил 20 благодарностей от командования части и нагрудный знак «Отличный артиллерист», также мое имя занесли в Книгу Почета воинской части № 70476.
В это время я встретился с… родным отцом Степаном. Тут такая история! Когда мне исполнился год, а Тася вот-вот должна была родиться, отцу сообщили, что его как сына врага народа (моего деда Анфима расстреляли в 1921 году за участие в крестьянском восстании) намереваются арестовать. Он ударился в бега: Тюмень, Уфа, Верхняя Тавда, Ирбит… Из Ирбита в 1941 году и взяли на фронт. В бою подо Ржевом папу ранило, и за пролитую на войне кровь власть его «простила». Итак, в 1952 году отец пригласил меня заехать на свидание после демобилизации из армии. У него появилась новая семья, правда, без детей, а трудился он дежурным электриком на Ирбитской подстанции 110/35/10 кВ – посоветовал и мне приобрести такую нужную профессию.
о проекте
■ Конкурс «Сибирская глубинка» в газете «Тюменская область сегодня» появился в 2002 году после совместной командировки ее журналистов и представителей федеральной газеты «Труд». Конкурс живет и здравствует по сей день.
■ В апреле 2016 года редакция объявила новую тему «Семейные ценности».
Вскоре я уже попал дежурным электромонтером четвертого разряда на Ирбитский мотоциклетный завод. Успешно сдал экзамены до шестого разряда. В июне 1953 года поступил на Тюменский судостроительный завод, где работал младший брат отца Евстафий. Хотелось попасть в электроцех, но меня оформили в десятый сборочный цех. Работа нудная: подключать и отключать сварочные аппараты по мере передвижения буксиров и барж по стапелям, настраивать временное освещение малярам в трюмах буксиров барж. Поселился на квартире дядюшки, пошел в седьмой класс вечерней школы. В декабре 1953-го двоюродный дядя Трифон из Ялуторовска прислал письмо с приглашением прибыть на праздник Крещение Господне. Ответил возмущенно: «Ты что, комсомольца на религиозное действо зовешь? Меня ж исключат». Во втором письме он поставил вопрос ребром: «Не приедешь, не считай меня родственником!» До сих пор благодарю его за настойчивость, потому что в этом городе меня позвали электрослесарем на лесозавод.
Прибыл на новое место работы в самое горячее время: в лесопильном цехе только начали переводить станки на индивидуальный электрический привод. Соскучившись по физической работе, начал выдавать по рубильнику в день. За ударный труд мой портрет повесили на городскую Доску почета. С новым другом Костей Макаровым стал ходить в заводской Дом культуры на спевку хора к 50-летию Октября.
Любовь началась с картошки
Жил тогда на квартире у тети Маши, родной сестры дяди Трифона, которая работала в Госбанке секретарем-машинисткой. У нее при доме – небольшой участок под овощи. 2 октября 1955 года, это был вторник – законный выходной электромонтеров, выкопал и высушил картошку, сложил ее в огромный мешок. В это время тетя Маша привела в гости девушек-практиканток из финансово-экономического техникума. Взялся я за мешок и размышляю вслух: «Кто бы мне помог забросить этот груз на плечо...» Не успел глазом моргнуть, как мешок оказался на месте. Повернулся посмотреть – стоит маленькая щупленькая девушка. От тетки узнал, что кроху зовут Зиной, работает в Госбанке кредитным инспектором, живет в отдельной квартире госбанковского дома. Под предлогом порешать задачи по алгебре и тригонометрии пришел к ней как-то после занятий в вечерней школе… И вскоре мы решили с Зинаидой главную житейскую задачу! Поженились 6 мая 1956 года: невесте было 22 года, жениху – 27 лет. Через пять лет областное управление Госбанка назначило жену управляющей Ялуторовским филиалом. Пришлось мне, старшему сержанту, брать под козырек и отвечать: «Слушаюсь, дорогая!»
20 августа 1957 года у нас родился первый сын Александр. 8 ноября 1958 года – второй сын Владимир, а 13 января 1965 года – дочь Ирина. Супруга не только увеличивала семью, но и выводила Ялуторовское отделение Госбанка из отстающих в передовые. Также Зина помогла мне окончить вечернюю школу, поступить и отучиться в Свердловском горно-металлургическом техникуме по специальности «Электрооборудование промышленных предприятий». В октябре 1968 года пришел в Тюменские электрические сети на должность дежурного инженера на строящуюся подстанцию 500 кВ «Тюмень». В марте 1970-го получил квартиру и перевез семью в областной центр. Здесь трудился почти четверть века, отсюда ушел на пенсию.
Моя гордость
Мы с бабулей-Зинулей гордимся своей семьей! Есть в ней рабочий класс: Володя работает мастером по ремонту холодильников. Есть и интеллигенция: дочь вслед за мамочкой стала высококлассным банковским специалистом. Есть кому и Родину защищать: старший сын Саша с золотой медалью окончил Минское военно-инженерное зенитно-ракетное училище, трудился преподавателем, сейчас – военный пенсионер, но продолжает в прежнем темпе учить российских, китайских, северокорейских, вьетнамских, венесуэльских студентов на командиров зенитно-ракетных комплексов С-300 и С-400.
В 1977 году за серию рационализаторских предложений, направленных на экономию электроэнергии, сохранность основного и вспомогательного оборудования, улучшение рабочего места дежурных инженеров подстанции 500 кВ «Тюмень» областной совет Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов премировал меня настольными часами «Слава» с дарственной надписью на корпусе.
На пенсии вступил в хор клуба ветеранов при ДК «Строитель». А на конкурсе стихов в 2014 году мое произведение «Слава женщинам России» назвали лучшим!
Мы с моим другом и коллегой по подстанции Александром Павловичем Паренкиным – болельщики футбола! Несмотря на недуги, дали друг другу обязательство дожить до 2018 года, до первенства мира по футболу в России. А если доживем до 2018-го, то останется один год, один шаг до 50-летия нашей «любимцы» – ПС «Тюмень».
Читайте больше:
Ранее в сюжете