Как деревянная ложка открыла мастеру тысячу дорог
Николай Швец изменил судьбу по «кухонной просьбе» жены
Далее в сюжете: Сапожный маг Шайдулла: «Мое хобби началось с изучения истории народа»
Тороплюсь за обедом, опустошая казенную суповую тарелку, а зубы «клац-клац» по металлической ложке. У всех соседей по столу точно такие же – безликие братья-близнецы. Дома тем временем аккуратным рядком в кухонном ящике лежат-дожидаются хозяйку ложки деревянные.
Некоторые, с вместительным хлебалом (так издревле называют черпак), приобрела сама, некоторые, малютки для меда, привезли друзья, а две самые красивые, гладкие да удобные, в конце марта подарил удивительный человек из тобольского поселка Сибиряк Николай Швец, который в июле 2015 года вместе с тюменцем Радиком Муллаяновым был признан лучшим резчиком по дереву на областном конкурсе «Славим человека труда» в отрасли «Народные художественные промыслы». В его ложках пища остывает быстрее. Да и сами они роднее, теплее, потому что природой даны.
Сколько дорожке не виться…
Николай родом с юго-запада Украины. В ракетных войсках стратегического назначения служил в Литве. После армии отправился на заработки на Тюменский Север, который тогда гремел и манил романтиков. В Нижневартовске встретил будущую супругу Татьяну – сюда из Крыма ее привезли родители.
Совместную жизнь молодые начали в Тюменском регионе, окрепнув, переехали под Херсон, но, когда развалился Советский Союз, вновь махнули в наши края. Десять лет назад, вслед за тещей, купившей домик в Абалаке, Николай Григорьевич решил обосноваться под Тобольском. Начинала большая семья с двух комнаток, а сейчас у них большая усадьба на улице Сибирской в поселке Сибиряк. Здесь есть рабочие уголки для хозяина и хозяйки и укромные местечки для четверых детей (тридцатидвухлетний Евгений со своей семьей живет в Тобольске, но в гостях бывает часто; двадцатипятилетняя Наталья скоро вернется домой с юга; постоянно обитают тридцатилетний Константин, одиннадцатилетний Миша и пятилетний внук Тимофей, сын Наташи).
Резак вместо руля
По профессии Николай водитель, приручивший все виды транспорта. Последнее время трудился на СТО автослесарем. Два года назад, в 54, вдруг взял да и поменял дело жизни – баранку на резак по дереву. И тут решающую роль сыграла супруга Татьяна, большая рукодельница во всем, что касается быта. Варила хозяйка варенье и попросила серьезно: «Сделал бы ты мне ложку для глубокой кастрюли!» Нашел Николай Григорьевич чурбачок, приноровился и смастерил. Та ложка до сих пор в работе! Первая «проба» была осенью. За зиму старший Швец нарезал самых разных ложек – для семьи, для родни и друзей. А потом знакомая Нина Гельмут посоветовала не сидеть в четырех стенах, а выйти с товаром в народ, хотя бы на выставку в Тобольском кремле заявиться.
ГОВОРЯТ КОЛЛЕГИ
Минсалим ТИМЕРГАЗЕЕВ,
директор ООО «Мастерская Минсалим», косторез, г. Тобольск:
– Это мастер, который никого ни о чем не просит, а неторопливо творит свое красивое дело, постепенно расширяет границы собственных деловых качеств. Вот, например, был у Николая маленький домишко в две комнатки, но он довел его до большого дома, где есть место каждому члену семьи. Тяга к искусству в нем заложена изначально. Его ложки эргономичны, технологически выверены, дизайнерски оформлены!
На следующем мероприятии, Сабантуе, Швец познакомился с Минсалимом Тимергазеевым – обменялись контактами, решили поддерживать связь… На фестивале «Абалакское поле» косторез предложил Николаю испытать силы на региональном конкурсе «Славим человека труда» на территории археологического музея-заповедника на озере Андреевском.
– Я сначала протестовал, ведь только-только стал понимать, что к чему, но Минсалим умеет заразить авантюризмом. Поехал. Победил. Но не из-за того, что сделал уникальную ложку, а потому, что исполнил ее с соблюдением всех условий, – скромно объясняет мастер.
Любая чурка, любая ветка привлечет внимание моего героя. Каждому дереву он рад. Причем не только сосне, осине, липе, но и наростам на березе – капу и сувели. Николай Григорьевич возьмет в работу распилы от сирени, ирги, сливы – он как будто специально подыскивает сложный материал с изюминкой. Каждая новая ложка не похожа не предыдущую. За два дня легко делает тридцать эксклюзивных экземпляров. В работе – усовершенствованные инструменты, подогнанные под свою руку ножики, резачки…
ГОВОРЯТ КОЛЛЕГИ
Сергей ГРУШИН,
мастер, г. Ленинск-Кузнецкий:
– Мы познакомились на сайте для мастеров – Николай обратился ко мне за советом по обработке капа и сувеля. Он очень быстро учится и, самое главное, не копирует других, а работает в своей манере, создавая шедевры. Наши беседы по скайпу превратились в мастер-классы для двух людей, старающихся понять красоту дерева!
Вся семья Николая творческая, ищущая. Татьяна шьет и вяжет на заказ, Наталья вышивает крестиком и бисером, ей дается ювелирная роспись по дереву, но дальше всех пошел младший Миша – отличник в школе, помощник взрослым, «хвостик» за отцом на всех фестивалях парковой деревянной скульптуры.
– Я сейчас на подъеме! Думаю, если бы не обладал усидчивостью и интересом, то все, что меня настигло два года назад, ушло безвозвратно. Начал с ложек, освоил табуретки, качели, санки, самокаты, всю мелочь бытовую, теперь загорелся попробовать панно – уже и материал подготовил. Когда художник приступает к картине, он знает, чувствует, что выйдет в итоге. А я не знаю, и только в процессе работы угадываю образ, героя… Думаю о нем постоянно, и все получается! Каждое новое движение руки увеличивает мастерство. Так и учусь, так и постигаю… – делится надеждами старший Швец.
справка
■ Объединенные в некоммерческое братство умельцы быстрее решают разные задачи, кроме того, в таком статусе им можно вступать в ассоциации и, о чем грезится больше всего, претендовать на собственное здание.
■ 30 апреля в Тобольске у ТРЦ «Жемчужина Сибири» вы сможете понаблюдать за работой резчиков по дереву на очередном фестивале парковой скульптуры.
Читайте больше:
Леонид Решетников: кто такие русские и как можно вернуться в Россию?