Тюменцы высказались о запрете электросамокатов по ночам
Тише едешь... и ночью идешь пешком

Вечер, шелест листвы, спокойствие… и никаких мчащихся мимо электросамокатов. В Тюмени могут ограничить движение желающих прокатиться с ветерком в ночное время. Соответствующий документ разработан городским департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта.
В действующее постановление от 29.11.2021 № 244-пк внесены следующие изменения: обозначены «медленные зоны» – это дворы многоквартирных домов, на территории которых скорость электросамокатов не должна превышать 7 км/ч. Есть и более строгие ограничения – в пространствах с массовым скоплением людей допустимая скорость СИМ составит не более 5 км/ч. Самое обсуждаемое нововведение – ночной режим. Передвижение на электросамокатах с 22:00 до 06:00 будет запрещено. Осенью ночной режим сделают на час дольше – до 7 утра.
Смотреть в оба глаза
Средства индивидуальной мобильности (СИМ) – это электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, моноколеса и их аналоги. Они предназначены для передвижения строго одного человека – ездить вдвоем запрещено. Как раз поэтому в общем названии этих транспортных средств есть слово «индивидуальной».
– В темное время суток управление прокатными СИМ является более опасным из-за видимости и снижения уровня концентрации внимания. Соответственно, последствия могут быть тяжкими в случае ДТП. Также в прошлых сезонах наблюдались злоупотребление и игнорирование ПДД со стороны водителей прокатных СИМ. Следует отметить, что аналогичный критерий ночного ограничения предлагается ввести и в соседнем Екатеринбурге, – объяснили в администрации города.
Разработанный нормативно-правовой акт также обозначает ответственность сервисов проката за безопасность граждан. Средства индивидуальной мобильности должны соответствовать требованиям ПДД – иметь исправную тормозную систему и несколько светоотражателей: белого цвета спереди, оранжевого или красного с боковых сторон и сзади.

В разработанном документе отдельное внимание обратили на принудительное уменьшение скорости. Сервисы должны сами вводить ограничения в соответствии с городскими зонами – в данный момент разогнаться до 20 км/ч можно только на обособленных велодорожках и велополосах. В ином случае сервис должен автоматически заблокировать двигатель. Такой же механизм работы, вероятно, будет действовать и при ночном режиме – в этот промежуток времени электросамокат просто «не заведется». Все перечисленные меры должны уменьшить количество ДТП.
– Это, опять же, опыт других субъектов, других городов. В ночное время, как правило, ты должен отдыхать и находиться дома. А если есть какая-то ситуация… мы понимаем, что именно электросамокатом воспользуются самые незащищенные категории – подростки. Это вдвойне усугубит ситуацию, – подчеркнул Андрей Миллер, руководитель Госавтоинспекции Тюменской области.
Обратная сторона медали
– Идея ограничения поездок в ночное время кажется спорной. По ночам на улицах города значительно свободнее, данные нашей статистики не подтверждают большее число ДТП в ночные часы. При этом очевидно, что именно в это время самокаты максимально заменяют общественный транспорт и часто являются наиболее удобным способом добраться до дома, – прокомментировал возможные нововведения Денис Балакирев, пресс-секретарь популярной компании по прокату электросамокатов в Тюменской области. – Нам кажется, что неправильно лишать тюменцев такой полезной возможности из-за отдельных немногочисленных негативных инцидентов.
Представитель компании подчеркнул, что все самокаты сервиса находятся на постоянной связи с системой – через программу регулируется работа транспортных средств. Это касается и скоростных ограничений, и временных пауз из-за плохой погоды. Следовательно, в случае принятия нормативно-правового акта компании смогут быстро перевести самокаты в новый режим движения – все алгоритмы для этого уже прописаны.
И всё же представители компании, как и частные пользователи электросамокатов, считают нововведения излишне строгими.

5 млн километров – столько суммарно проехали тюменцы на самокатах за прокатный сезон прошлого года Почти 9 из 10 поездок на самокатах в Тюмени совершается не для досуга и прогулки, а по делам, чаще всего от жилых кварталов до остановок общественного транспорта, офисов и торговых центров, подчеркнули в пресс-службе компании.
По данным сервисов проката самокатов, есть несколько пиков активности пользователей – с 6 до 10 часов и с 17 до 22. Это связано с графиком работы – обычно в это время люди собираются в офис или, наоборот, возвращаются домой.
– Искренне переживаю по поводу возможного запрета самокатов по ночам, потому что считаю их самым удобным видом транспорта. Личной машины у меня нет, водительских прав тоже. А ночью общественный транспорт не работает, поэтому встает закономерный вопрос – а как теперь передвигаться ночью по городу в случае необходимости, например, до круглосуточного гипермаркета? – объяснил свою позицию тюменец Даниил Романов. – Личный велосипед неудобен, ведь его нельзя бросить в любом месте. Такси – дорого, особенно по ночам в выходные дни. Простые поездки на самокате под аудиокнигу – это один из моих любимых способов отдыха. Не все ведут дневную жизнь, кому-то комфортно бодрствовать ночью. Мы много говорим о том, что в Тюмени делают все для того, чтобы жизнь становилась лучше. Но именно это решение, считаю, сделает мою жизнь и жизнь большого количества других тюменцев менее комфортной.
Пользователи электросамокатов отмечают целый ряд преимуществ этого вида транспорта. В первую очередь – отсутствие пробок. Электросамокаты позволяют объехать заторы и добраться до работы или дома существенно быстрее. Еще один плюс – экологичность. СИМ «питаются» электричеством и не производят выхлопных газов. Также приверженцы самокатов отмечают их экономичность и доступность – парковки для индивидуально-транспортных средств занимают немного места и расположены на каждом углу, а для совершения поездки необходим лишь смартфон и пара сотен рублей. В среднем стоимость аренды электросамоката ниже, чем поездка в такси или каршеринг.

Чему бывать, того не миновать
В данный момент за скоростные ограничения и исправность СИМ отвечают сервисы по прокату. Но бесконтрольной остается другая часть самокатов – частных. Их хранят в гаражах и подъездах, редко проводят техобслуживание. Да и двигатель на таких транспортных средствах принудительно заблокировать не получится – они могут развивать скорость до 45 км/ч. Купить электросамокат в личное пользование дешевле, чем машину – в среднем СИМ стоит 15 000–40 000 рублей. Есть модели и за сотни тысяч – они развивают еще большую скорость и долго держат заряд.
– Проблема точно есть. Парк арендных самокатов, количество поездок в Тюмени растет. Шутка ли – 6 миллионов поездок за прошлый год только у официальных операторов! Да, это вызывает определенную напряженность – мы это видим и в ходе опросов жителей в районе, и анализируя тональность соцсетей по теме в Тюмени. Городу нужно продолжать работу по выстраиванию правил сосуществования горожан на двух ногах и двух колесах, – подчеркнул депутат Тюменской городской Думы Павел Девайкин.
Открытыми остаются множество вопросов: как планируют контролировать соблюдения правил? Будут ли санкции для нарушителей? Какие штрафы стоит ожидать? Появятся ли на улицах Тюмени профилактические рейды? И введут ли новые правила? Покажет время.