Почему мир кино – волшебный?
То, что остается за кадром, показала выставка «Магия кино»
Как сообщала редакция, в Ханты-Мансийске состоялся XIV Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». Среди множества событий в его программу вошла выставка экспонатов из фондов Государственного центрального музея кино, познакомившая с секретами создания произведений киноискусства.
Было очень трудно и дорого вывезти экспонаты из Москвы, соблюсти все меры предосторожности, чтобы ничего не повредить. Проект получился дорогой по финансам, но не менее дорогой – по духовной составляющей. Ведь рождение фильма связано с трудом огромного количества профессионалов. Кино – это литература и живопись, музыка и свет, мастерство и техника. На пленке запечатлено еще и время, определенный пласт истории.
– Но вот фильм снят, погас свет, всем спасибо. Теперь он существует только на экране, а все, что было сделано для него, забыто. И только интеллигентные продюсеры хотят, чтобы продлили жизнь их фильмам, – считает хранитель фонда музея кино, старший научный сотрудник Эмма Малая. – То, что попадает в музей, получает вторую жизнь и вновь привлекает внимание людей к кинокартинам.
Среди экспонатов выставки «Магия кино» привлекали внимание костюмы, в которые были одеты герои фильмов «Русский бунт» (по мотивам пушкинских произведений «Капитанская дочка» и «История Пугачева»), «Орда», «Сибирский цирюльник». Эмма Рафаиловна много лет проработала художником по костюмам на киностудии им. Горького и сообщила удивительные факты:
– Костюмы и реквизит картины Андрея Прошкина «Орда» передали музею кино три года назад. Работала над ними художник Наталья Иванова, она же готовила женские костюмы для «Сибирского цирюльника». Как происходит весь процесс? Сначала собирается исторический материал с помощью консультантов-этнографов, историков. Поскольку у художественного фильма есть сюжет, художник имеет право на некоторую свободу трактовки образа. Он работает в творческом контакте с режиссером, предлагает стилистику и цветовую гамму. Из каких тканей шили во времена Золотой Орды? Надо подобрать материал и орнамент по аналогии с ними. Наталья Иванова поехала в Турцию, Индию, куда-то еще. Покупала ткани, фрагменты вышивки, украшения. Затем мастерские шили костюмы.
По стенам зала были развешаны эскизы декораций и костюмов, фотографии, киноплакаты к фильмам «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, «Война и мир» и «Борис Годунов» Сергея Бондарчука, «Сибириада» Андрея Кончаловского, «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова, «Михайло Ломоносов», «Русский бунт» и «Орда» Александра Прошкина. Ученый секретарь музея кино Ирина Павлова назвала рисунки следами актов величайшего самопожертвования.
– Что такое художник кино? Это сироп в газировке. Он растворился, окрасив воду в разные цвета, – провела она любопытную аналогию. – Это то, что рисуется для одного эпизода. Его отсняли – и дивные произведения живописи лягут художнику под кровать. Их никто не увидит. Художник-постановщик принес себя в жертву. Музей кино существует для того, чтобы это из-под кровати вытащить, спасти и вернуть людям.
Некоторые рисунки и уникальные документы предстали в цифровом виде. На большом мультимедийном экране посетители выставки «листали» рукописные раскадровки Сергея Бондарчука к эпизодам фильма «Война и мир». Каждая сцена, оказывается, была сначала прорисована художником-постановщиком! Сотрудники московского музея привезли в Югру и раритетную кинотехнику – французский проекционный аппарат «Кок» 1912 года. Что касается съемочных камер, гости выставки узнали о том, что самой популярной была у советских операторов французская «Дебри» (именно такая фигурирует в фильме «Служили два товарища», ею снимает герой Янковского), а первая советская кинокамера «Конвас-1» была сделана по образцам «Дебри» в 1939 году.
Посетители убедились, насколько сложна и кропотлива работа по созданию фильмов. Увидели, как из мельчайших деталей возникает красивая и захватывающая история. Соединить их в одно целое – это просто волшебство!
Читайте также: