Банкнота «Уральской республики»
История возникновения и исчезновения денежной единицы на территории несостоявшегося государства
Среди различных памятных дат 2016 года легко может затеряться одна, которая достойна внимания. 1991 год (год распада великой страны СССР) среди прочих событий был ознаменован и тем, что параллельно с рублем в нашей области едва не появилась в обороте еще одна денежная единица – уральский франк.
Статья в Википедии так объясняет его появление: «Причинами выпуска банкнот было увлечение идеей частных денег под влиянием экономистов Фридриха фон Хайека и Виталия Найшуля, а также головокружение от сверхдоходов у начинающих капиталистов. Косвенно преследовалась и цель пропаганды идей Уральской респуб-лики».
Если первая названная причина представляется весьма поверхностным суждением, то вторая – вполне убедительна. Но обо всем по порядку.
Возможно, что исторические личности и памятные места на купюрах обозначали контуры предполагаемой Уральской республики – Свердловская, Пермская, Тюменская, Челябинская области, Башкирия.
Дизайнеры банкнот в качестве исторических личностей от Тюменской области выбрали сибирского хана Ибака, погибшего в межклановых войнах в 1495 году (его изображение украсило купюру достоинством в один уральский франк) и Дмитрия Менделеева (сто франков). Почему инициаторы выпуска новых денег для размещения на обороте однофранковой купюры предпочли изображение частного училища Колокольниковых (где в настоящее время размещается архитектурно-строительный университет), сказать сложно. Связь между Ибаком и зданием учебного заведения, законченного строительством в 1914 г., только географическая.
Софья Алексеевна Демидова, талантливый художник из Екатеринбурга, в своей статье «Оборотная сторона уральских франков, или Как я рисовала деньги...» откровенно поведала, как шла работа над заказом по оформлению уральских денег (ей была поставлена именно такая задача): «...Мне кажется, что выбор исторических персон для изображения на «уральских франках» достаточно случаен и продиктован чьими-то личными вкусами. Например, на «тюменской» банкноте достоинством в один франк всего уместнее, по-моему, был портрет представителя известного в Тюмени, да и во всей Сибири, семейства Вардропперов. В Карском море есть остров Вардроппера, названный в честь тюменского предпринимателя Эдуарда Робертовича Вардроппера, выходца из Шотландии».
Это предпочтение художницы мне тоже кажется спорным. Более удачным вариантом мог бы стать Александр Балакшин – отец сибирского маслоделия, видный деятель кооперации. Мое замечание – только для того, чтобы уравновесить весы истории. Больше занимает другой вопрос – где взяли изображение хана? В Интернете ссылка одна – на изображение на однофранковой купюре, а это означает одно: с исторической правдой, в отличие от остальных семи портретов, этот имеет связь чисто символическую.
Товарно-расчетные чеки «уральские франки» были изготовлены на Пермской фаб-рике Гознака. Хотя они и назывались чеками, но по форме соответствовали настоящим денежным знакам, а заказчик в соответствии с этим вполне мог претендовать на статус центрального банка.
Подпись А. Назарова как председателя правления эмитента – «Товарищества «Уральский франк» стоит на купюре слева, а справа – подпись казначея Пономарева.
Художественные достоинства этих денег несомненно выше не только подобной продукции в странах СНГ, но и в самой Российской Федерации того времени. Девять степеней защиты от подделки гарантировали доверие значительно более высокое, чем то, которое в смутный период 1917 года имели знаменитые «керенки».
Уральские франки были эмитированы достоинством в восемь номиналов – 1, 5, 10, 20, 100, 500 и 1000.
Разрешение на выпуск уральских франков давал Егор Гайдар.
Так что это было – уральские франки? Сумасбродная идея малообразованных нуворишей моментально разбогатеть за счет выпуска дензнаков? Один из шагов в реализации идеи Уральской республики (которую некоторые до сих пор считают миной под целостность Российского государства)?
Для рассуждений по любой из этих тем информации недостаточно. Но вряд ли можно поспорить с тем, что организаторы затеи по выпуску местных денег (при любой их мотивации, даже самой благородной) создавали реальный механизм, который вполне можно было использовать в сепаратистских целях.
Основания для конспирологической версии имеются достаточно убедительные. Новые деньги были получены в феврале 1993 г. в Ленинском филиале Свердлсоцбанка, где они находились на хранении, работником ТОО «Уральский рынок» по доверенности А. Назарова (бывшего работника КГБ). По утверждению писателя Алексея Иванова в его книге «Ё-бург», Назаров был «смотрящим от КГБ». Через месяц, в марте того же года, Назаров трагически погиб.
Последовавшие затем события мирового порядка – развал Югославии, «цветные революции», события на Украине – не позволяют воспринимать затею с франками и «Уральской республикой» как нечто безобидное, как это представляется в Интернете и книге «Ё-бург».
Вспоминается разговор ранним утром с черногорским таксистом в 2008 году по дороге в аэропорт. Словоохотливый водитель сказал: «Путин – молодец! Спас Россию!». Кстати сказать, до сих пор, после распада Югославии, в Черногории нет своей валюты – ходит евро. Подобные высказывания не раз приходилось слышать и в Сербии.
Дальнейшие события показали, что вполне можно обойтись и без уральских франков: экономика не остановилась ни в Свердловской, ни в Тюменской, ни в других предполагаемых для обращения квази-валюты областях.
Читайте больше:
Тобольск станет местом съемки исторической картины
К 99-летию со дня смерти Григория Распутина: Распутины – Юсуповы – Сибирь