Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

В Тюмени открыли выставку западноевропейского искусства

Шесть лет назад тюменцев уже знакомили с подобным проектом. Исполненный с новыми силами, он значительно прирос экспонатами. 

Культура, 12:20, 20 февраля 2016, Ирина НИКИТИНА
Слушать новость
В Тюмени открыли выставку западноевропейского искусства. Шесть лет назад тюменцев уже знакомили с подобным проектом. Исполненный с новыми силами, он значительно прирос экспонатами. .

Почетное место куратор европейской классики, заведующая отделом классического искусства ТМИИ Оксана Костко отвела графике иностранных мастеров XVII – начала XX веков. Как заметила Оксана Юрьевна, горожанам представилась исключительная возможность в течение четырех месяцев познакомиться с редкими гравюрами. По законам хранения музейных ценностей ветхую и хрупкую бумагу можно демонстрировать не более полугода. Уже  в начале июля она вместе с другими старинными вещами будет спрятана в фонды музея изобразительных искусств. И, возможно, надолго.

Добавим, что 2017 год для этого храма, выросшего из картинной галереи, – юбилейный: шесть десятков лет однако! В предчувствии большого события специалисты начали показывать те коллекции, которые давно ждали выхода в свет. Европейскую классику Оксане Юрьевне позволили разместить в той последовательности и с той атрибуцией, какие она посчитала нужными. Итак, первый этаж и четыре зала: красный, желтый и два синих, где живопись, графика, скульптура, мебель, венский и мейсенский фарфор заняли почетные места и приготовились поведать истории происхождения и знакомства с Сибирью.

Первый (красный) зал по задумке куратора отдали под россику. Это работы иностранцев в России. Когда Петр I прорубил окно в Европу, заграничные мастера (и не только они) потянулись к нам в большом количестве – здесь им давали чины, платили высокое жалованье, предоставляли льготы... В штат подмастерьев иностранцы, как правило, брали талантливых местных – для копирования и выполнения не всегда легкой работы в искусстве. В это же время появились разные определения в портретной живописи, Рослина, например. Существует парадное изображение Марии Федоровны на фоне усадебного парка, а вот копии с этой же работы уже не  в полный рост великой княгини разошлись по ведущим дворянским галереям – таково было правило. В нашем музее ИЗО хранится «усеченный» портрет, написанный не позднее 1877 года. Автор неизвестен.

Александр I, близкий в молодости к клану Строгановых, которые были англоманами, тоже полюбил все «аглицкое»: познакомившись с кистью мастера Джорджа Доу, с радостью пригласил его создать портретную галерею героев Отечественной войны 1812 года. Одновременно с этим художник писал венценосную семью. В тюменской коллекции хранится полупарадная реплика со знаменитого портрета Александры Федоровны с детьми, выполненная одним из русских учеников Доу.

Следующий после россики зал посвящен Италии, Франции, Англии. Свое живописное посвящение, картину «Мадонна с младенцем Христом и  Иоанном Крестителем», Рафаэлю адресовал неизвестный мастер – в любимом художниками Возрождения формате тондо (полукруг). На этот счет есть красивая легенда: как-то Рафаэль гулял по улице и увидел, как на ступеньках храма сидит прекрасная женщина и кормит грудью младенца. Бумаги у художника с собой не оказалось, тогда он вышиб днище бочки, которая валялась рядом, и сделал набросок прямо на ней! Поклонникам всего фундаментального по нраву придутся бронзовые канделябры из каминного гарнитура «Пара гвардейцев с алебардами» Карло Марочетти, выполненные в парижской мастерской братьев Сюсс. А еще – деревянный лакированный гардероб XIX века.

Третий, синий зал Оксана Юрьевна отдала фламандцам и голландцам. Здесь блистают Антонис ван Дейк, Ян ван Кессель, Педро де Мойя. В четвертом (опять-таки синем) зале – мастера Германии, Австрии, Дании, Швеции, Венгрии (Михай Мункачи, Эрнест Новак).

Гостям выставки Оксана Костко призналась, что за тридцать лет так сжилась с этой коллекцией, что вечерами, собираясь домой, просит картины не шалить. А вот произведению «Юноша в доспехах», по атрибуции которого до сих пор ведет переписку с профессорами со всего света, желает самой доброй ночи – любимое ведь!

Читайте больше:

Сибирский роман Омельчука

В музее-усадьбе Колокольниковых представили новую выставку «За нами Москва!»

Вышел новый сборник стихов поэта Владимира Шугли

Почетное место куратор европейской классики, заведующая отделом классического искусства ТМИИ Оксана Костко отвела графике иностранных мастеров XVII – начала XX веков. Как заметила Оксана Юрьевна, горожанам представилась исключительная возможность в течение четырех месяцев познакомиться с редкими гравюрами. По законам хранения музейных ценностей ветхую и хрупкую бумагу можно демонстрировать не более полугода. Уже  в начале июля она вместе с другими старинными вещами будет спрятана в фонды музея изобразительных искусств. И, возможно, надолго.

Добавим, что 2017 год для этого храма, выросшего из картинной галереи, – юбилейный: шесть десятков лет однако! В предчувствии большого события специалисты начали показывать те коллекции, которые давно ждали выхода в свет. Европейскую классику Оксане Юрьевне позволили разместить в той последовательности и с той атрибуцией, какие она посчитала нужными. Итак, первый этаж и четыре зала: красный, желтый и два синих, где живопись, графика, скульптура, мебель, венский и мейсенский фарфор заняли почетные места и приготовились поведать истории происхождения и знакомства с Сибирью.

Первый (красный) зал по задумке куратора отдали под россику. Это работы иностранцев в России. Когда Петр I прорубил окно в Европу, заграничные мастера (и не только они) потянулись к нам в большом количестве – здесь им давали чины, платили высокое жалованье, предоставляли льготы... В штат подмастерьев иностранцы, как правило, брали талантливых местных – для копирования и выполнения не всегда легкой работы в искусстве. В это же время появились разные определения в портретной живописи, Рослина, например. Существует парадное изображение Марии Федоровны на фоне усадебного парка, а вот копии с этой же работы уже не  в полный рост великой княгини разошлись по ведущим дворянским галереям – таково было правило. В нашем музее ИЗО хранится «усеченный» портрет, написанный не позднее 1877 года. Автор неизвестен.

Александр I, близкий в молодости к клану Строгановых, которые были англоманами, тоже полюбил все «аглицкое»: познакомившись с кистью мастера Джорджа Доу, с радостью пригласил его создать портретную галерею героев Отечественной войны 1812 года. Одновременно с этим художник писал венценосную семью. В тюменской коллекции хранится полупарадная реплика со знаменитого портрета Александры Федоровны с детьми, выполненная одним из русских учеников Доу.

Следующий после россики зал посвящен Италии, Франции, Англии. Свое живописное посвящение, картину «Мадонна с младенцем Христом и  Иоанном Крестителем», Рафаэлю адресовал неизвестный мастер – в любимом художниками Возрождения формате тондо (полукруг). На этот счет есть красивая легенда: как-то Рафаэль гулял по улице и увидел, как на ступеньках храма сидит прекрасная женщина и кормит грудью младенца. Бумаги у художника с собой не оказалось, тогда он вышиб днище бочки, которая валялась рядом, и сделал набросок прямо на ней! Поклонникам всего фундаментального по нраву придутся бронзовые канделябры из каминного гарнитура «Пара гвардейцев с алебардами» Карло Марочетти, выполненные в парижской мастерской братьев Сюсс. А еще – деревянный лакированный гардероб XIX века.

Третий, синий зал Оксана Юрьевна отдала фламандцам и голландцам. Здесь блистают Антонис ван Дейк, Ян ван Кессель, Педро де Мойя. В четвертом (опять-таки синем) зале – мастера Германии, Австрии, Дании, Швеции, Венгрии (Михай Мункачи, Эрнест Новак).

Гостям выставки Оксана Костко призналась, что за тридцать лет так сжилась с этой коллекцией, что вечерами, собираясь домой, просит картины не шалить. А вот произведению «Юноша в доспехах», по атрибуции которого до сих пор ведет переписку с профессорами со всего света, желает самой доброй ночи – любимое ведь!

Читайте больше:

Сибирский роман Омельчука

В музее-усадьбе Колокольниковых представили новую выставку «За нами Москва!»

Вышел новый сборник стихов поэта Владимира Шугли