В Тюмени открыли выставку западноевропейского искусства
Шесть лет назад тюменцев уже знакомили с подобным проектом. Исполненный с новыми силами, он значительно прирос экспонатами.
Почетное место куратор европейской классики, заведующая отделом классического искусства ТМИИ Оксана Костко отвела графике иностранных мастеров XVII – начала XX веков. Как заметила Оксана Юрьевна, горожанам представилась исключительная возможность в течение четырех месяцев познакомиться с редкими гравюрами. По законам хранения музейных ценностей ветхую и хрупкую бумагу можно демонстрировать не более полугода. Уже в начале июля она вместе с другими старинными вещами будет спрятана в фонды музея изобразительных искусств. И, возможно, надолго.
Добавим, что 2017 год для этого храма, выросшего из картинной галереи, – юбилейный: шесть десятков лет однако! В предчувствии большого события специалисты начали показывать те коллекции, которые давно ждали выхода в свет. Европейскую классику Оксане Юрьевне позволили разместить в той последовательности и с той атрибуцией, какие она посчитала нужными. Итак, первый этаж и четыре зала: красный, желтый и два синих, где живопись, графика, скульптура, мебель, венский и мейсенский фарфор заняли почетные места и приготовились поведать истории происхождения и знакомства с Сибирью.
Первый (красный) зал по задумке куратора отдали под россику. Это работы иностранцев в России. Когда Петр I прорубил окно в Европу, заграничные мастера (и не только они) потянулись к нам в большом количестве – здесь им давали чины, платили высокое жалованье, предоставляли льготы... В штат подмастерьев иностранцы, как правило, брали талантливых местных – для копирования и выполнения не всегда легкой работы в искусстве. В это же время появились разные определения в портретной живописи, Рослина, например. Существует парадное изображение Марии Федоровны на фоне усадебного парка, а вот копии с этой же работы уже не в полный рост великой княгини разошлись по ведущим дворянским галереям – таково было правило. В нашем музее ИЗО хранится «усеченный» портрет, написанный не позднее 1877 года. Автор неизвестен.
Александр I, близкий в молодости к клану Строгановых, которые были англоманами, тоже полюбил все «аглицкое»: познакомившись с кистью мастера Джорджа Доу, с радостью пригласил его создать портретную галерею героев Отечественной войны 1812 года. Одновременно с этим художник писал венценосную семью. В тюменской коллекции хранится полупарадная реплика со знаменитого портрета Александры Федоровны с детьми, выполненная одним из русских учеников Доу.
Следующий после россики зал посвящен Италии, Франции, Англии. Свое живописное посвящение, картину «Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем», Рафаэлю адресовал неизвестный мастер – в любимом художниками Возрождения формате тондо (полукруг). На этот счет есть красивая легенда: как-то Рафаэль гулял по улице и увидел, как на ступеньках храма сидит прекрасная женщина и кормит грудью младенца. Бумаги у художника с собой не оказалось, тогда он вышиб днище бочки, которая валялась рядом, и сделал набросок прямо на ней! Поклонникам всего фундаментального по нраву придутся бронзовые канделябры из каминного гарнитура «Пара гвардейцев с алебардами» Карло Марочетти, выполненные в парижской мастерской братьев Сюсс. А еще – деревянный лакированный гардероб XIX века.
Третий, синий зал Оксана Юрьевна отдала фламандцам и голландцам. Здесь блистают Антонис ван Дейк, Ян ван Кессель, Педро де Мойя. В четвертом (опять-таки синем) зале – мастера Германии, Австрии, Дании, Швеции, Венгрии (Михай Мункачи, Эрнест Новак).
Гостям выставки Оксана Костко призналась, что за тридцать лет так сжилась с этой коллекцией, что вечерами, собираясь домой, просит картины не шалить. А вот произведению «Юноша в доспехах», по атрибуции которого до сих пор ведет переписку с профессорами со всего света, желает самой доброй ночи – любимое ведь!
Читайте больше:
В музее-усадьбе Колокольниковых представили новую выставку «За нами Москва!»