Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Медучреждения – под контролем

Общественный совет при департаменте здравоохранения Тюменской области подвел итоги работы за 2015 год

Здравоохранение, 14:34, 02 февраля 2016,
Слушать новость
Медучреждения – под контролем. Общественный совет при департаменте здравоохранения Тюменской области подвел итоги работы за 2015 год.

Общественный совет как новая форма участия граждан в процессе государственного управления эффективно и уверенно приживается в  регионе. На площадке газеты «Тюменская область сегодня» состоялся диалог представителей исполнительных органов власти и общественных советов в области социальной сферы. О результатах работы общественников при департаменте здравоохранения рассказал председатель совета, кандидат медицинских наук Альберт Юсупов.

На страже интересов тюменцев

В работе медицинских учреждений региона немалую роль играет Общественный совет, созданный при областном департаменте здравоохранения четыре года назад. По словам председателя совета Альберта Юсупова, главная задача общественников – обеспечить обратную связь органов власти с обществом, сделать понятной работу учреждений здравоохранения, обеспечить общественный контроль, повысить эффективность работы органов власти и качество принимаемых ими решений. В составе совета представители общественных организаций, защищающих интересы пациентов, сотрудники Тюменского медицинского университета, представители регионального медицинского сообщества и частной медицины, ветераны здравоохранения. К сожалению, в 2015 году совет понес невосполнимую утрату – не стало двух его уважаемых членов: руководителя Российского фонда милосердия и здоровья Валентины Алексеевой и заслуженного врача России, кандидата медицинских наук, главного врача онкологического диспансера (с 1983 по 2004 год) Михаила Наумова. В конце 2015 года совет на конкурсной основе дополнился четырьмя новыми членами и  функционирует в новом составе в количестве двадцати человек. По словам Альберта Юсупова, одна из основных функций совета – проведение независимой оценки качества медицинских услуг в медицинских организациях. Как показала практика, такая форма общественного контроля наиболее эффективна в деле повышения качества оказываемой медицинской помощи. Проверки проводились два года подряд, в 2014 и 2015 годах. Члены совета объективно и беспристрастно оценивали деятельность организаций разных форм собственности – не только государственных и муниципальных, но и частных клиник, организаций, оказывающих медицинскую помощь по программе обязательного медицинского страхования. Независимая оценка медучреждений включала в себя открытость и доступность информации в организациях, комфортность условий, время ожидания приема врача пациентом, доброжелательность, вежливость, компетентность медицинских работников и удовлетворенность пациентов услугами. «Хочу заметить, мы не оценивали качество медицинской помощи в целом. Делали акцент на сервисе. Ведь основная цель проверок – улучшение деятельности медучреждений, информирование населения об оказываемых услугах и их качестве», – пояснил Альберт Юсупов.

Большой раздел работы совета при департаменте здравоохранения был посвящен оценке сайтов медицинских организаций. Приказ Минздрава РФ регламентирует информацию, которая должна быть представлена на этих сайтах.


По итогам деятельности совета за год на 30 процентов увеличилась удовлетворенность пациентов полнотой и насыщенностью информацией, представленной на сайтах тюменских медучреждений.


«Кроме того, совет, являясь совещательно-консультативным органом, совместно с департаментом здравоохранения занимался проведением экспертизы нормативно-правовых актов – их было двенадцать в прошедшем году. Сообществом вносились конструктивные предложения в нормативно-правовые акты, что  способствовало улучшению условий в получении медицинских услуг для пациентов», – проинформировал Альберт Юсупов.

С активными пациентами надо сотрудничать

В рамках деятельности совета специалистами центра профилактики Тюменской области проведено анкетирование граждан по анализу удовлетворенности качеством предоставления медицинских услуг. Анкетирование осуществлялось во всех шестидесяти медицинских учреждениях, перечень которых был сформирован Общественным советом еще  в 2014 году. На основании собранной информации сформирован рейтинг медицинских организаций. В отличие от рейтинга 2014 года в 2015 году увеличилось количество лидеров, стало больше и отстающих. Однако в целом результаты независимой оценки по сравнению с прошлым годом показали изменения в лучшую сторону в оказании медицинской помощи жителям региона.


В лидерах – Тюменская областная больница № 1, детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр «Надежда», среди областных учреждений районов – Сладковская больница № 14 и поликлиника № 4. Среди санаториев, которые впервые включены в список, отмечен детский санаторий «Верхний Бор».


Независимая проверка членами Общественного совета лечебных учреждений региона продемонстрировала, что наблюдаются определенные сложности в записи на прием к врачу при первичном обращении – 17 процентов пациентов высказали такую неудовлетворенность (в 2014 году недовольных пациентов было больше, чем  в 2015). Более половины анкетированных заметили, что не были приняты по времени. По разным причинам разница ожидания приема составила от получаса до двух часов. Срок ожидания приема также отличался. В шестнадцати учреждениях ожидание приема врача с момента записи на прием составило свыше семи дней. Как заметил Альберт Юсупов, сегодня по нормативам сроки ожидания приема изменились, и  при оказании первичной медико-санитарной помощи (прием врачами-терапевтами участковыми) не должны превышать 24 часов с момента обращения, при проведении консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию.


На основании независимой оценки сформированы предложения по каждому учреждению. Перечень рекомендаций и мер по улучшению деятельности медицинских организаций направлялся как самому проверяемому медучреждению, так  и в департамент здравоохранения области.


Согласно этому перечню в течение года совместно с членами Общественного совета департамент здравоохранения будет проводить мониторинг мед-учреждений. Кроме того, на сайте департамента здравоохранения совет изучает мнение граждан о качестве оказания медицинских услуг в ходе электронного опроса.


– В 2016 году планируем расширить выездную форму работы совета путем привлечения волонтеров – студентов медицинского университета и медицинского училища. В перспективе видим сотрудничество с активными пациентами, которых уже начали привлекать, создавая тем самым обратную связь.

Альберт ЮСУПОВ, председатель общественного совета при департаменте здравоохранения Тюменской области

– В 2016 году планируем расширить выездную форму работы совета путем привлечения волонтеров – студентов медицинского университета и медицинского училища, – поделился планами Альберт Юсупов. – Кроме того, в перспективе видим сотрудничество с активными пациентами, которых уже начали привлекать, создавая тем самым обратную связь. Это варианты контрольных посещений поликлиник, запись на прием к врачу по телефону и через Интернет. Все  направления будем развивать и дальше, активно предлагая жителям региона пользоваться современными информационными технологиями при обращении в поликлинику. По словам Альберта Рафаиловича, регулярное общение с пациентами, докторами, встречи с руководителями медицинских учреждений приносят свои плоды, оказывая влияние на улучшение той или иной ситуации. – Пациент после посещения поликлиники должен испытывать удовлетворенность. Мы стремимся к этому. В наших планах – сделать регулярным посещение медицинских учреждений, – подытожил председатель Общественного совета при департаменте здравоохранения Тюменской области Альберт Юсупов.

Читайте больше:

Жители Тюменской области могут поставить оценку чиновникам

Тюменских общественников не устраивает закон о них самих

Здоровье требует контроля

Общественный совет как новая форма участия граждан в процессе государственного управления эффективно и уверенно приживается в  регионе. На площадке газеты «Тюменская область сегодня» состоялся диалог представителей исполнительных органов власти и общественных советов в области социальной сферы. О результатах работы общественников при департаменте здравоохранения рассказал председатель совета, кандидат медицинских наук Альберт Юсупов.

На страже интересов тюменцев

В работе медицинских учреждений региона немалую роль играет Общественный совет, созданный при областном департаменте здравоохранения четыре года назад. По словам председателя совета Альберта Юсупова, главная задача общественников – обеспечить обратную связь органов власти с обществом, сделать понятной работу учреждений здравоохранения, обеспечить общественный контроль, повысить эффективность работы органов власти и качество принимаемых ими решений. В составе совета представители общественных организаций, защищающих интересы пациентов, сотрудники Тюменского медицинского университета, представители регионального медицинского сообщества и частной медицины, ветераны здравоохранения. К сожалению, в 2015 году совет понес невосполнимую утрату – не стало двух его уважаемых членов: руководителя Российского фонда милосердия и здоровья Валентины Алексеевой и заслуженного врача России, кандидата медицинских наук, главного врача онкологического диспансера (с 1983 по 2004 год) Михаила Наумова. В конце 2015 года совет на конкурсной основе дополнился четырьмя новыми членами и  функционирует в новом составе в количестве двадцати человек. По словам Альберта Юсупова, одна из основных функций совета – проведение независимой оценки качества медицинских услуг в медицинских организациях. Как показала практика, такая форма общественного контроля наиболее эффективна в деле повышения качества оказываемой медицинской помощи. Проверки проводились два года подряд, в 2014 и 2015 годах. Члены совета объективно и беспристрастно оценивали деятельность организаций разных форм собственности – не только государственных и муниципальных, но и частных клиник, организаций, оказывающих медицинскую помощь по программе обязательного медицинского страхования. Независимая оценка медучреждений включала в себя открытость и доступность информации в организациях, комфортность условий, время ожидания приема врача пациентом, доброжелательность, вежливость, компетентность медицинских работников и удовлетворенность пациентов услугами. «Хочу заметить, мы не оценивали качество медицинской помощи в целом. Делали акцент на сервисе. Ведь основная цель проверок – улучшение деятельности медучреждений, информирование населения об оказываемых услугах и их качестве», – пояснил Альберт Юсупов.

Большой раздел работы совета при департаменте здравоохранения был посвящен оценке сайтов медицинских организаций. Приказ Минздрава РФ регламентирует информацию, которая должна быть представлена на этих сайтах.


По итогам деятельности совета за год на 30 процентов увеличилась удовлетворенность пациентов полнотой и насыщенностью информацией, представленной на сайтах тюменских медучреждений.


«Кроме того, совет, являясь совещательно-консультативным органом, совместно с департаментом здравоохранения занимался проведением экспертизы нормативно-правовых актов – их было двенадцать в прошедшем году. Сообществом вносились конструктивные предложения в нормативно-правовые акты, что  способствовало улучшению условий в получении медицинских услуг для пациентов», – проинформировал Альберт Юсупов.

С активными пациентами надо сотрудничать

В рамках деятельности совета специалистами центра профилактики Тюменской области проведено анкетирование граждан по анализу удовлетворенности качеством предоставления медицинских услуг. Анкетирование осуществлялось во всех шестидесяти медицинских учреждениях, перечень которых был сформирован Общественным советом еще  в 2014 году. На основании собранной информации сформирован рейтинг медицинских организаций. В отличие от рейтинга 2014 года в 2015 году увеличилось количество лидеров, стало больше и отстающих. Однако в целом результаты независимой оценки по сравнению с прошлым годом показали изменения в лучшую сторону в оказании медицинской помощи жителям региона.


В лидерах – Тюменская областная больница № 1, детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр «Надежда», среди областных учреждений районов – Сладковская больница № 14 и поликлиника № 4. Среди санаториев, которые впервые включены в список, отмечен детский санаторий «Верхний Бор».


Независимая проверка членами Общественного совета лечебных учреждений региона продемонстрировала, что наблюдаются определенные сложности в записи на прием к врачу при первичном обращении – 17 процентов пациентов высказали такую неудовлетворенность (в 2014 году недовольных пациентов было больше, чем  в 2015). Более половины анкетированных заметили, что не были приняты по времени. По разным причинам разница ожидания приема составила от получаса до двух часов. Срок ожидания приема также отличался. В шестнадцати учреждениях ожидание приема врача с момента записи на прием составило свыше семи дней. Как заметил Альберт Юсупов, сегодня по нормативам сроки ожидания приема изменились, и  при оказании первичной медико-санитарной помощи (прием врачами-терапевтами участковыми) не должны превышать 24 часов с момента обращения, при проведении консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию.


На основании независимой оценки сформированы предложения по каждому учреждению. Перечень рекомендаций и мер по улучшению деятельности медицинских организаций направлялся как самому проверяемому медучреждению, так  и в департамент здравоохранения области.


Согласно этому перечню в течение года совместно с членами Общественного совета департамент здравоохранения будет проводить мониторинг мед-учреждений. Кроме того, на сайте департамента здравоохранения совет изучает мнение граждан о качестве оказания медицинских услуг в ходе электронного опроса.


– В 2016 году планируем расширить выездную форму работы совета путем привлечения волонтеров – студентов медицинского университета и медицинского училища. В перспективе видим сотрудничество с активными пациентами, которых уже начали привлекать, создавая тем самым обратную связь.

Альберт ЮСУПОВ, председатель общественного совета при департаменте здравоохранения Тюменской области

– В 2016 году планируем расширить выездную форму работы совета путем привлечения волонтеров – студентов медицинского университета и медицинского училища, – поделился планами Альберт Юсупов. – Кроме того, в перспективе видим сотрудничество с активными пациентами, которых уже начали привлекать, создавая тем самым обратную связь. Это варианты контрольных посещений поликлиник, запись на прием к врачу по телефону и через Интернет. Все  направления будем развивать и дальше, активно предлагая жителям региона пользоваться современными информационными технологиями при обращении в поликлинику. По словам Альберта Рафаиловича, регулярное общение с пациентами, докторами, встречи с руководителями медицинских учреждений приносят свои плоды, оказывая влияние на улучшение той или иной ситуации. – Пациент после посещения поликлиники должен испытывать удовлетворенность. Мы стремимся к этому. В наших планах – сделать регулярным посещение медицинских учреждений, – подытожил председатель Общественного совета при департаменте здравоохранения Тюменской области Альберт Юсупов.

Читайте больше:

Жители Тюменской области могут поставить оценку чиновникам

Тюменских общественников не устраивает закон о них самих

Здоровье требует контроля