Под стук колес Россия расправляет плечи
В издательстве «Дом печати - Вятка» г. Кирова вышла поэтическая книга Александра Новопашина под броским названием «Новый ковчег».
Стихи были благосклонно приняты читателями, часть из них прочитана по местному радио артистами Тюменского драматического театра.
В книге сделана попытка перевести стихи размером подлинника, состоящие из восьми строк, с воспроизведением всего того сложного и строгого узора аллитераций и внутренних рифм, которые составляют сущность новопашинского стихосложения.
Каждое восьмистрочное стихотворение иллюстрировано в соответствии со смысловым содержанием, замысловатые и похожие на загадки фигуры, причудливое переплетение отдельных предложений между собой отражают внутренний мир поэта, служит ему своеобразным камертоном, который с необычайной чуткостью отзывается на человеческие горести, радости, страсти. И только сквозь призму своих и чужих радостей и страданий просвечивается представление о действенности стихотворной формы, воздействующих на читателя.
Процитирую одно из стихотворений, в котором автор, владея определенной формой, умеет зашифровать заданные смыслы. Сначала вклиниваясь между сделанным выбором и уже начавшимся действием, он затем в силу своего миропонимания, осуществляющегося выбора, влияет на восприятие читателя.
«Искупление»
Сшивая белые полотна
Холодною стальной иглой,
Ты осень пеленала плотно
В прощальный саван кружевной.
На красных ползала коленях,
Мольбою грела кисти рук,
Чтобы за все твои мученья
Господь простил когда-нибудь.
Когда внутренняя мотивация автора еще не утвердилась и не прояснилась, каждый проблеск будущего стихотворения в его начальной точке будит воображение поэта, основываясь на жизненном, социальном, нравственном опыте. Совершенно необходимой предпосылкой для формирования взглядов поэта является накопление достаточно обширных и глубоких знаний, почерпнутых в процессе деятельности, общения с людьми, книгами, это сопряжено с постепенным ростом ясности и отчетливого осознания действительности, понимание которой перетекает во внутренний свет писателя. В стихотворении «Счастье» обнаруживаем запоздалое понимание жизни на различных ее этапах.
«Счастье»
Всю жизнь судьбе наперекор
Стремился к счастью,
Но так не понял до сих пор,
Что понапрасну
Рвал жилы из последних сил
И лез из кожи...
А счастье, к ночи загрустив,
Ждало в прихожей.
Новопашин старается донести до читателя всю неповторимость человеческих чувств, событий, природы; заставить его увидеть, понять, пережить то, что увидел, понял, испытал сам. Надо сказать, автор в своем поэтическом восприятии мира максимально точен, его стихам присущи ясность, завершенность и порой даже изящество. Читатели, взявшие книгу поэта в руки, освободившись от рассеяний повседневного существования, как бы переливаются в творения автора, его духа, чувств и разума. Некоторые стихотворения автора настолько укрупняют мысль, что придают ей характер философского обобщения. Используя восьмистрочную строфу, подытоживающую, заключенное в ней суждение, поэт вносит в конце свойственные его таланту глубину, броские парадоксы, безмерность сомнений, целостность мироощущения. Стихотворение «Судьба» об этом.
Поэтический мир Новопашина очень разнообразен, он умеет постигать красоту и печали, трагедии мира и доносить их до читателя. Его поэзии, несомненно, присущи русские черты, он неразрывными узами связан с родиной, выражает ее суть, ее душу. Россия сегодня находится в сложных внутренних и внешних отношениях с миром. Сам этот жизненный путь в своей незавершенности, в своей неисполненности есть Божий замысел, осуществления идеального общества - как Дело жизни. Вторгаясь в политику, автор намерен не только просветить читателя, но и предупредить, рассчитывая на действенность стихотворной формы. В стихотворениях «Демонстрация» и «Мать» поэт демонстрирует лаконизм, характерный для его стихов, за которыми нетрудно ощутить глубокую взволнованность, и его мировоззренческие, политические приоритеты:
«Мать»
Прости меня, Господи, что не сумела
Сынов удержать от убийственной бойни
На площади, залитой кровью и пеплом,
Под слоем тревог и надежд погребенной.
Присядет на корточки бледное утро,
Закурит, прищурившись виновато.
Случайные жертвы «цветных» революций
Уже никогда не вернутся обратно.
Кровь пролитая взыскалась, где бы это не происходило, обезумевшая от ненависти толпа, убивавшая невинных людей, не воскресает убиенных, об этом печалится поэт, призывая нас к светлой жизни. И в тоже время поэт верит, что все невзгоды рано или поздно минуют Россию, он призывает верить в человека и его возможности.
Читайте также:
Стихи из нового цикла Владимира Шугли «Земные эшафоты»
Стихи Татьяны Малишевской - произведения, от которых замирает душа
«И снова хочется влюбиться...»: лирика Натальи Денисовой