Рэп, револьверы и рваные джинсы...
Новинка Тюменского драматического театра – подарок поколению гаджетов
В Тюменскую «драму» у нас чаще ходят товарищи среднего возраста. Конечно, компанию им составляют студенты, которые учатся по профилю в местном институте культуры – тут сам бог велел, и «барышни» за шестьдесят в кружевах, с винтажными сумочками и биноклями – посещать храм Мельпомены они привыкли со школы. А так, чтоб большой зал да еще четыре дня подряд был заполнен под завязку именно разношерстной молодежью, представителями всех вузов и профучилищ – такого не случалось давно.
Премьера «Ромео & Джульетта» (чтоб понимали, значок & – примета современности, добавленная к академическому Шекспиру), презентованная во второй половине октября, стала спектаклем именно для тех, кто юн, влюблен, оглушен страстями.
Чтобы проникнуться пьесой конца XVI века со всеми ее витиеватостями (перевод Бориса Пастернака постановщики не тронули – святое), нужно особым образом настроиться. Это я к тому, что сегодняшним подросткам «настраиваться» не всегда охота. Поэтому спектакль магнитогорско-петербургской команды, отлично вписавшийся в концепцию театрального сезона «Молодость», – подарок подарков! Здесь есть все, что может привлечь парней и девчонок: оригинальные строфы разбавляют сленг и рэп в микрофон (слова Pumsky примитивны, но подкупает музыка Евгения Корсунова), вместо увлечения вышивкой – увлечение японскими мультиками-аниме, молодые герои носят ту же рвано-джинсовую одежду, косухи и банданы, что их тюменские сверстники (родители героев, кстати, тоже: строгие костюмы и платья в пол, претендующие на изысканность, и домашние плюшевые халаты совершенно к месту), да и двигаются так, будто выскочили из дверей модного дискобара с мощными охранниками на входе.
В спектакле многое на современный манер: вместо кинжалов представители родов Монтекки и Капулетти носят огнестрельное оружие, предстоящие дуэли не обсуждают, а дерутся с ходу – зачем время терять? Говорят по сотовым телефонам, гремят цепями и хлещут ремнями, поют и бранятся, ехидничают и серьезничают...
Работа, дарованная нам магнитогорскими мастерами Максимом Кальсиным (режиссер-постановщик) и Алексеем Вотяковым (художник-постановщик), а также балетмейстером из Санкт-Петербурга Марией Большаковой, очень красива по рисунку. И вот эта красота вкупе с дерзостью, энергетикой и харизмой многих актеров, решившихся в общем-то на физический подвиг, рождает неплохую вещь, которая будет жить в репертуаре ровно столько, сколько будет интересна всей молодежи Тюмени и родителям, стремящимся понять своих детей.
Что касается подвига: более двух часов двухактного спек-такля вся актерская команда мокнет в огромной луже и под потолочными разбрызгивателями. Так задумано! Вода, ставшая символом премьеры (она тоже добавляет красоты, а звук капель при абсолютной тишине огромного зала – это как музыка природы) – слезы по безвременно оборвавшимся жизням тех, кто мог помирить враждующие семьи. Ну или отсыл к Италии, хотя дела минувших дней случились не в Венеции, а в Вероне. Так вот, явно не в горячей луже артисты проводят большую часть спектакля в резиновых сапогах, но все равно в подмокшей одежде. Особо «страдают» Ромео и Джульетта: неоднократно их окатывает буквально с ног до головы.
Достается и зрителям первых рядов, купившим самые дорогие билеты...
На главные роли здесь ввели новичков, только-только пополнивших труппу. В одном составе играют Софья Илюшина и Алексей Фирсов, в другом – Екатерина Подлесная (она трудится не первый сезон) и Владислав Железняков.
Нам посчастливилось попасть на спектакль с участием последней пары и, надо вам сказать, артисты поразили работоспособностью, эмоциями, чувствованием всех тонкостей полотна. Джульетта Подлесной – своевольная, рисковая – как будто в душе ей не 14, а вдвое больше. Ромео Железнякова по сравнению с возлюбленной смешливый ребенок. Но так и есть: женщины часто сильнее своих мужчин. Горожан Вероны играют студенты института культуры – хорошая производственная практика. Органичны Сергей Калинин в роли Бенволио и Дмитрий Куклев в роли Меркуцио. Помню, как они робко начинали... Теперь же многие зрительницы ходят посмотреть исключительно на этих двух молодцов.
...В аннотации к спектаклю создатели написали: «Наш Шекспир – как сказка про вечную любовь. Непричесанный, неклассический. Про молодых. Для молодых. И не только». Такой он и есть. Имеет право на жизнь, между прочим. А я все думаю: а что бы сказал Шекспир, одобрил бы своих переродившихся героев в декорациях XXI века?..