Божественный фарфор
Музей изобразительных искусств раскрыл тайны двух венских ваз
С периодичностью раз в год Тюменский музей изобразительных искусств знакомит культурных гурманов с выставками серии «Пространство мифа». Большим знатоком этой темы считается Людмила Осинцева, заведующая отделом искусства XX века.
Накануне Дня города Людмила Дмитриевна презентовала гостям музея новый проект «Венский фарфор. Эпоха благоденствия». Главными героинями очень домашней и уютной экспозиции на третьем этаже стали две фондовые вазы, попавшие в Тюмень в 1939 году из Петербургского Эрмитажа.
Хотя Осинцева большую часть научных трудов посвящает именно минувшему столетию, мифы, в том числе и античные, привлекают ее не меньше. Для оформления новой выставки уникальные предметы из коллекции западно-европейского искусства (скульптуры, живопись, графика) предоставила их хранитель, искусствовед Оксана Костко, которая давно и страстно изучает эпоху бидермейера, благоденствия.
Камерный зал ожил с помощью зеркал в богатых рамах, изумительных тарелок, блюдец, кофейников, чашек… Здесь же, в красивой раме, – портрет композитора Шуберта. Господин Федоров, мастер по багетам и паспарту для полотен музея Александра III, сделал на нем пометку: неизданный – то есть без авторства. «Скорее всего, портрет пришел к нам из Австрии в период с 1815 по 1847 год», – отмечает Оксана Юрьевна. Тогда как над Францией сгущались тучи, в Австрии еще танцевали, ощущая счастье мирной жизни. Предметы в этой стране создавались не только для рассматривания в витринах, но и для реального использования в повседневном быту: чашки удобно держать в руках, на стульях удобно сидеть…
Две вазы (это кубок с двумя живописными медальонами и ароматница в неоклассическом стиле) Венской Королевской фарфоровой мануфактуры попали в Тюмень накануне Второй мировой войны. А как они вообще оказались в России? Людмила Осинцева полагает, что это произошло после подписания Тильзитского мира. В обоих предметах тщательно продуман каждый сантиметр. Ваза-кубок, к сожалению, с утраченными ручками, декорирована матовой и блестящей позолотой; использованы в ней приемы и процарапывания по золоту, и золочение по рельефу. В первом медальоне – сюжет из античного мифа о Юноне, Юпитере и Ио. Гравюра-аналог принадлежит известному мастеру Жану-Мишелю Моро Младшему. Второй медальон воспроизводит историю Венеры и Адониса. Оригинал – картина Луки Камбьязо. Форму для вазы сделали в 1806 году. Возможно, раскрашивал ее некто Пешот. Эти сведения искусствоведы выудили из пометок, сделанных на дне предмета.
Ваза-ароматница относится ко второй половине XIX века. Форма чистая, не испорченная излишним орнаментом. Выдержанный, приятный стиль аля грек.
Кроме этих прелестных вещиц вы познакомитесь с не менее приятными… дамами. Чтобы привнести в проект еще больше сердечности, сотрудницы музея нарядились в исторические одежды, в каких ходили в Вене в век балов, вальсов, ароматного кофе и пасьянса на ломберном столике. Еще один бренд Вены, который есть в ТМИИ, – венские стулья. Присесть на такой вам, конечно, не позволят, зато расскажут удивительные истории, с ним связанные. Стул № 14 братьев Тонет (который потом назвали венским) стал первым предметом мебели, выпущенным в промышленных масштабах. За несколько лет в Россию поставили 50 миллионов «четвероногих». Они состояли всего из шести деталей, легко собирались на винты без клея и были чрезвычайно прочны: сбросили как-то венский стул с Эйфелевой башни ради эксперимента – цел остался!
Выставка действует до начала сентября. Возрастное ограничение 0+. После в зале, который она занимает, откроется экспозиция «Дети, в школу собирайтесь!».
справка
■ Эпоха благоденствия, то бишь счастья и радости от соприкосновения с вещью, пережила много волн и вновь стала очень популярна в XX веке. Кстати, ее элементы востребованы и сейчас, когда мы задумываем переделать квартиру под неостиль.