Вернуть нельзя оставить
Еще раз о вечном «противостоянии» продавцов и покупателей
Несвоевременная оплата товара покупателем, несвоевременная поставка товара продавцом – все это зачастую является предметом судебных разбирательств.
И действительно, как чувствует себя покупатель, если полностью в оговоренный срок оплаченный товар приходит с двух-трехмесячной задержкой, а претензии покупателя продавец игнорирует? Остается одно – обращаться в суд. Так на что может претендовать покупатель, чьи права были нарушены продавцом и приобретенный и оплаченный товар получен с большой задержкой?
Проценты можно вернуть
Прежде всего, хочу сказать, что даже если в договоре купли-продажи не предусмотрена уплата неустойки за просрочку поставки товара, покупатель, в силу статьи 395 ГК РФ, может потребовать уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами: «За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок».
Причем уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения обязательства не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено законом или договором.
Важно соблюдать сроки
Закон «О защите прав потребителей» дублирует норму права, отраженную в ГК РФ: статья 23.1 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность за нарушение продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю: «В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
Неустойка (пеня) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования». Покупатель при этом освобождается от уплаты государственной пошлины за обращение в суд. Статья 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»: «Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах».
Более того, отправляя претензию продавцу, покупатель дает ему шанс избежать судебного разбирательства спора. Почему продавец должен стремиться избежать суда? Кроме выплаты неустойки, на продавца может быть возложена обязанность уплаты денежного штрафа. Это также предусмотрено законом о защите прав потребителей.
Когда наложен штраф
При удовлетворении требований потребителя в судебном порядке с исполнителя взыскивается штраф в размере 50 процентов присужденной потребителю суммы (п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей»). Если с заявлением в защиту прав потребителей выступают общественные объединения потребителей (союзы, общества) или орган местного самоуправления, 50 процентов суммы взысканного штрафа перечисляется указанным субъектам.
Взыскание штрафа представляет собой меру ответственности, которая применяется к исполнителю за совершение виновных действий: игнорирование обоснованных претензий потребителя, создание препятствий потребителю в реализации его прав (например, отказ доставить крупногабаритный товар для проверки качества), уклонение от проведения экспертизы качества товара и т.д.
Суд не вправе уменьшить сумму штрафа с применением ст. 333 ГК РФ, поскольку данная мера ответственности не является неустойкой, к тому же закон императивно определяет ее размер.
Сумма штрафа исчисляется из всех присужденных потребителю сумм, включая убытки, неустойку, суммы возмещения вреда и компенсации морального вреда. Судебные расходы по делу (на проведение экспертизы, оплату услуг представителя по составлению искового заявления, участию в судебных заседаниях ) при определении размера штрафа не учитываются.
И коль скоро я сказал о компенсации морального вреда, предусмотренного за несвоевременную поставку товара, расскажу об этом более подробно.
Старания окупятся
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Законом установлена презумпция причинения морального вреда потребителю вследствие нарушения изготовителем пре-дусмотренных законами и иными правовыми актами РФ прав потребителя, в связи с чем потерпевший освобожден от необходимости доказывания в суде факта своих физических или нравственных страданий. Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного суда РФ от 16 октября 2001 года № 252-0.
Применение гражданином закона о защите прав потребителей предоставляет и такие правовые возможности, как предъявление иска с учетом альтернативной подсудности по выбору гражданина-истца: по месту нахождения организации, места жительства истца или пребывания, заключения или исполнения договора. Помимо этого, гражданин освобождается от уплаты государственной пошлины, если цена иска не превышает один миллион рублей.
Таким образом, гражданское законодательство РФ дает возможность покупателю (потребителю) отстоять свои нарушенные права. Нужно лишь знать, в чем они заключены, и хорошо представлять механизм реализации отстаивания собственных прав.
Вадим ГРАЧ, адвокат