Достойный сын Родины
Основатель и первый начальник тюменской губернской милиции – пример беззаветного служения народу
Далее в сюжете: «Да, были люди в наше время...»
9 декабря – День Героев Отечества. В современной России этот праздник появился совсем недавно, в 2007 году, однако история у него куда более богатая. В Российской империи, до Октябрьской революции 1917 года, 9 декабря (по старому стилю – 26 ноября) отмечали как День георгиевских кавалеров. Дата выбрана не случайно, именно в этот день в 1769 году императрица Екатерина II Великая учредила Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия – высшую воинскую награду империи. После прихода к власти большевики отменили праздник и упразднили награды, статус которых восстановили только в 2000 году. Первым георгиевским кавалером РФ в 2008 году стал генерал-полковник Сергей Макаров. По замыслу авторов законопроекта, которые предложили возродить праздник, главные его задачи – отдать дань памяти героическим предкам и чествовать ныне живущих Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы. Другая важная цель – способствовать «формированию в обществе идеалов самоотверженного и бескорыстного служения Отечеству».
В год столетия начала Первой мировой войны хочется рассказать о легендарном человеке, истинном патриоте земли Тюменской Ксенофонте Георгиевиче Желтовском. Герой эпохи царской России проявил небывалую храбрость и за боевые заслуги на той далекой от нас войне удостоен высшей солдатской награды – Георгиевского креста всех четырех степеней. Он имел полный бант солдатского ордена, как говорили во время Первой мировой войны. На каждый Георгиевский крест в воинской части выписывалось удостоверение, которое подписывалось командиром полка и полковым адъютантом.
Бравый унтер-офицер
Ксенофонт Желтовский родился 26 января 1891 года в деревне Желтовской Тобольского уезда Тобольской губернии в крестьянской семье. У родителей было семеро детей. В 1896 году Желтовские переезжают в поисках работы в Тобольск. Отец устраивается на рыбный промысел к богатому хозяину, а мать занимается домашним хозяйством и воспитанием детей. Несмотря на бедность семьи, родители отдают Ксенофонта в церковно-приходскую школу, где он с 1900-го по 1904 год учится, получая неплохие отметки по многим дисциплинам. Но продолжать учебу дальше у родителей не находится денег. Юный Желтовский устраивается разносчиком газеты «Сибирский листок», а в 1905 году начинает трудовую деятельность на консервной фабрике купца Плотникова.
Наступивший август 1914-го изменил не только мировой ход истории, но миллионы судеб на планете. Грянула война в Европе. Ксенофонт Желтовский на то время был зачислен ратником ополчения первой очереди. Его призывают на военную службу и направляют в 601-ю Тобольскую дружину, а в январе 1915 года на фронт в действующую армию. Затем болезнь, лечение в госпитале и дальше служба в 19-м запасном Омском полку. В 1916 году в звании унтер-офицера Желтовский вновь прибывает на Юго-Западный фронт в район города Проскурова (г. Хмельницкий на Украине. – Авт.), затем – на участок Северного фронта под Ригой. В 1917-м Ксенофонт Желтовский в одном из боев получает второе серьезное ранение в ногу. После поправки в госпитале врачи признают его непригодным к воинской службе, и он демобилизуется из армии. В сентябре 1917 года полный кавалер солдатского ордена – Георгиевский крест Ксенофонт Желтовский возвратился в родной Тобольск.
В пекле Гражданской войны
Февральская революция 1917 года, отречение царя Николая II от власти, а после Октябрьская революция перевернули жизнь страны и ее жителей. Выходило, что три года назад Ксенофонт Желтовский уходил на защиту от врага одного государства – царской России, а вернулся в совершенно другое – Советскую республику. Декрет Совнаркома от 10 (23) ноября 1917 года, подписанный Владимиром Лениным, уравнял всех военнослужащих в правах. Ордена и другие знаки отличия, в том числе и Георгиевский крест, были отменены. Носить их ветеранам Первой мировой в стране Советов стало опасно для жизни.
В конце сентября 1917 г. Желтовский вновь устроился на консервную фабрику купца Плотникова. В марте 1918-го в Тобольске он записался в красногвардейский отряд из Екатеринбурга под командованием бывшего балтийского моряка Павла Хохрякова. Красногвардеец Желтовский весь март и половину апреля 1918 года участвовал в охране арестованного царя Николая II, который с семьей жил в губернаторском доме. Бывший подданный Его Императорского Величества старший унтер-офицер Желтовский стоял на «часах» у ворот губернаторского дома в Тобольске. Солдат революции, Ксенофонт служил теперь молодой Советской республике. Как относился в те годы Желтовский к арестованному царю в Тобольске? Теперь трудно об этом сказать. Хотя в последние годы жизни Ксенофонт Георгиевич об этом эпизоде вспоминал с особым трепетом, потому что переосмыслил прожитые годы и открыл для себя новое понимание истории.
В биографии моего героя есть события, которые он не любил вспоминать. Так, в феврале-марте 1919 года шла массовая мобилизация новобранцев в колчаковскую армию. Забирали рекрутов из деревень и городов, свозили их в сборный пункт г. Тюмени. Желтовского тоже мобилизовали в колчаковскую армию из Тобольска и по распределению, которое проходило в Тюмени, направили в Свердловск, а затем в Пермь. После направляют в Омск, но во время пути, не доезжая до города, Желтовскому и его товарищам удается бежать. Он остался жив, и это было сказочным везением. Ведь после восстания новобранцев в Тюмени в марте 1919 года патрули колчаковских войск догоняли беглецов по всем сибирским трактам и просто расстреливали несостоявшихся рекрутов Белой армии. Удачно вернувшийся на родину Ксенофонт находился в Тобольске на нелегальном положении. В сентябре 1919 года город был освобожден от белогвардейских войск. В этом же году Желтовский вступает в члены ВКП(б), как он сам пишет в автобиографии. Этот год и последующие наш земляк занимает высокие должности в губернском коммунальном хозяйстве. Его хорошие организаторские способности и деловитость вовремя заметили представители власти на местах. Его рекомендуют в органы милиции, которой практически не существовало в Тюменской губернии. 1 июля 1920 года Ксенофонта Желтовского утверждают в должности начальника тюменской губернской милиции. Он получает мандат, выданный местными органами власти, дающий право занять этот высокий милицейский пост. Это был тяжелый и ответственный период его жизни.
Первый тюменский милиционер
Много сил и времени потребовалось первому начальнику тюменской милиции, чтобы навести порядок в собственных рядах. Ксенофонт Георгиевич не считался с личным временем, он подбирал и готовил кадры рядового и младшего начальствующего состава, организовал первые школы грамоты для милиционеров, проводил учебные занятия и стрельбы для личного состава. Пытался решать вопросы обустройства новых отделов милиции в уездах губернии, а также по мере возможности решал и вопросы снабжения формой, оружием и продуктовым довольствием сотрудников милиции. Всегда в пути по всей губернии и всегда на боевом коне, Ксенофонт Желтовский был предельно строг к себе и того же требовал от подчиненных. Нужно отметить, что на время выполнения обязанностей начальника тюменской милиции Ксенофонт Георгиевич являлся одновременно командиром тюменского ЧОНа. Это части особого назначения для выполнения боевых задач внутри государства. Фронтовик и герой Первой мировой войны, имеющий боевой опыт, он с честью выполнил эту тяжелую миссию даже тогда, когда в 1921 году вспыхнуло крестьянское восстание в нашей губернии, охватившее мятежом многие южные уезды с центром в г. Ишиме.
За оружие взялось крестьянство, недовольное отрядами продразверстки, которые выгребали последнее зерно, не оставляя деревне даже на еду и посев. В эту братоубийственную войну с крестьянством милицию подтолкнула партия большевиков. Теперь известно, что это было жестокое подавление крестьян, а тогда, в 1921–1922 гг., советская власть объявила восстание мятежом кулаков.
21 октября 1922 года в Тюмени состоялось общее собрание работников губернской милиции, на котором присутствовало 72 делегата со всех уездов. Собрание проводилось по случаю перевода местным комитетом партии ВКП(б) коммуниста Желтовского на советскую работу. Вот несколько строк из постановления собрания: «Мы, работники милиции Тюменской губернии, сожалеем о вашем уходе как о лучшем руководителе милиции, положившем много труда и энергии в организации аппарата нашего ведомства. Ваш авторитет как начальника и как человека среди нас, работников милиции, стоит высоко. Вы всегда были человеком честным и энергичным, поэтому требовали этого же от подчиненных вам товарищей…».
Крепкий хозяйственник
С ноября 1922 года и все последующие годы до выхода на пенсию Желтовскому приходилось занимать управленческие посты в советских и хозяйственных органах г. Тобольска, Свердловска, Омска и Тюмени. Пусть его дальнейшая работа и не была связана напрямую с правоохранительной деятельностью, но Ксенофонт Георгиевич всегда с гордостью вспоминал службу в милиции и боевых товарищей.
По состоянию здоровья коммунист Ксенофонт Желтовский на фронт во время Великой Отечественной войны не призывался, но всегда находился на боевом посту. Осенью 1941 года Омский обком партии назначает Желтовского заместителем управляющего в систему «Заготживсырья». Между прочим, он на то время характеризуется в партийных органах как один из лучших знатоков охотничьего промысла всего Зауралья. С ноября 1943-го по сентябрь 1945 года Желтовский возглавляет райисполком Одесского района Омской области. С мая 1948 года занимает различные высокие хозяйственные посты многих учреждений уже в Тюменской области. В июле 1952 года Тюменский обком КПСС направляет Желтовского директором Богандинского леспромхоза в Тюменский район. Год понадобился грамотному и волевому управленцу, чтобы поставить на ноги отста-ющее предприятие. И вновь партийная путевка – возглавить областную базу «Заготживсырья» в городе Тюмени. Партия всегда отправляла его на трудные участки, а он, как верный солдат, отвечал «есть». По сути Ксенофонт Желтовский оставался вечным солдатом России и партии в частности. А солдат в России больше чем солдат. Этот суровый постулат жизни Ксенофонт Желтовский доказывал личным примером и конкретными делами.
Добрая память
Очень жаль, что имя этого прославленного человека, героя Первой мировой войны, полного кавалера Георгиевских крестов Ксенофонта Желтовского мало кто знал тогда в Тюменской области.
В апреле 1957 года Ксенофонт Желтовский ушел на пенсию. С сентября 1967 года ему была установлена пенсия республиканского значения, а с 1 ноября 1977 года – союзного значения. В Тюмени он проживал с женой. В семье Желтовских родилось двое сыновей. Последние годы Ксенофонт Георгиевич жил в доме-интернате ветеранов труда г. Тюмени по ул. Минской. Умер Герой Первой мировой войны и полный кавалер Георгиевских крестов 28 мая 1985 года, пережив жену и детей.
40 лет Ксенофонт Желтовский трудился на различных ответственных постах в советских органах, избирался депутатом районных, городских, областных, краевых съездов. Являлся делегатом VIII съезда Советов, который принял Конституцию СССР.
Ксенофонт Георгиевич Желтовский был награжден советским государством орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медалью «Ветеран труда», юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и знаком «50 лет пребывания в КПСС».
Хотелось бы, чтобы в Тюмени появилась улица имени Ксенофонта Желтовского. Необходимо нам, тюменцам, установить мемориальную доску на доме, где последние годы жил участник Первой мировой войны. Он это право заслужил в боях за нашу родину, про-явив при этом отвагу и мужество. Он был верным и вечным солдатом России, истинным патриотом Тюменской области.
Владимир КАЛИНИНСКИЙ, краевед-исследователь, член Союза журналистов России
Компетентно
Виталий ТРУНЕВ,
полковник внутренней службы в отставке, методист экспозиции музея УМВД России по Тюменской области:
– С Ксенофонтом Желтовским я познакомился в 1982 году. О службе в милиции он рассказывал с большим волнением как о важном периоде в жизни, который длился более двух лет. Продразверстка 1920–1922 гг. оставила глубокую рану в сердце начальника Тюменской губернской милиции, когда формированиям милицейских подразделений приходилось защищать отряды, проводившие продовольственную разверстку. Во время восстания только за четыре месяца 1921 года погибло более 40 процентов состава тюменской милиции, а это более 500 сотрудников. Ксенофонт Желтовский принимал активное участие в торжественных мероприятиях, посвященных профессиональному празднику – Дню милиции. Он встречался с молодыми сотрудниками ГУВД области, рассказывал о становлении милиции в нашем крае, напутствовал на нелегкую службу по охране общественного порядка в городе. Он всегда считался своим среди сотрудников милиции, а это многого стоит. Желтовский был гордостью Тюмени, но не просил ничего лично для себя. Для него Родина не пустой звук, потому что любил он ее до боли сердечной и был отважным и храбрым солдатом России. В музее истории тюменской полиции развернута постоянная экспозиция, посвященная одному из первых начальников правопорядка нашей области, которого по праву считаем основателем рабоче-крестьянской милиции в нашем крае. На каждой экскурсии ведется рассказ о герое Первой мировой войны, полном кавалере Георгиевского креста и первом начальнике Тюменской губернской милиции Ксенофонте Георгиевиче Желтовском.
Ранее в сюжете