Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Похищенное детство

Три фильма, показывающие войну глазами детей

Общество, 09:01, 12 октября 2014,
Слушать новость
Похищенное детство. Три фильма, показывающие войну глазами детей.

Продолжаем публиковать рецензии на фильмы, посвященные Великой Отечественной и Второй мировой. Эти материалы приурочены к годовщине Великой Победы, которая будет праздноваться в следующем году. Обозреватель газеты отбирает интересные, но при этом не столь известные широкой публике кинокартины. В очередной подборке три различные на первый взгляд ленты. Их отличают место действия, год создания и страны, в которых они снимались. При этом во всех трех фильмах поднимается одна общая тема: они показывают войну глазами детей.

«Иваново детство» (1962 год, СССР, режиссер Андрей Тарковский)


В душе у Ивана остались только злоба и желание мстить ("Иваново детство")
В центре сюжета – 12-летний мальчик Ваня. Война лишила его родных и надежды на будущее. Несмотря на юный возраст, в душе у Ивана только ненависть и желание мстить. Подросток прибивается к группе разведчиков и помогает им добывать сведения о противнике.

Чем примечателен фильм? Начать стоит с того, что это первая полнометражная работа Андрея Тарковского. Дебют одного из самых нестандартных советских режиссеров в большом кино удался на сто процентов. Главный плюс снятой им картины – ее многогранность. С одной стороны, «Иваново детство» – обычный фильм о войне, борьбе с фашистскими захватчиками и готовности защищать родную землю. Кстати, по большей части, именно так он позиционировался в СССР.

Однако есть и более глубинный уровень, выйдя на который, замечаешь надлом, произошедший внутри ребенка по причине того, что ему слишком быстро пришлось повзрослеть. Противоречия раздирают детское сознание, не готовое к сложности и неоднозначности окружающей действительности.

Если разобраться, то детства зритель не видит. В этой картине оно лишь образ, приходящий во снах, далекая недостижимая мечта. Жестокая реальность навсегда отобрала ее у Ивана. Смотря этот фильм, задаешься вопросом: если главный герой выживет, сможет ли он вернуться к нормальной мирной жизни? Ответ отрицательный. И дело даже не в том, что у мальчика не осталось родных. Причина в другом. Из-за пережитого горя его характер сильно деформировался, а восприятие исказилось. Иван никогда не будет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

– В «Ивановом детстве» я пытался анализировать… состояние человека, на которого воздействует война. Если человек разрушается, то происходит нарушение логического развития, особенно когда касается психики ребенка… Он (герой фильма) сразу представился мне как характер разрушенный, сдвинутый войной со своей нормальной оси. Бесконечно много, более того – все, что свойственно возрасту Ивана, безвозвратно ушло из его жизни. А за счет всего потерянного – приобретенное, как злой дар войны, сконцентрировалось в нем и напряглось.
Андрей Тарковский

Заканчивая рассказ об этой ленте, необходимо отметить невероятную операторскую работу Вадима Юсова, сделавшую «Иваново детство» еще более привлекательным и интересным. Никакие возвышенные эпитеты не передадут и малой доли значимости этого фильма. Лучше его просто посмотреть.

«Мальчик в полосатой пижаме» (2008 год, Великобритания, режиссер Марк Херман)


Детской дружбе не мешают даже забор и колючая проволока ("Мальчик в полосатой пижаме")

Главный герой фильма – восьмилетний Бруно. Он ничем не отличается от своих сверстников и по-детски наивно смотрит на окружающий мир. В нескольких сотнях метров от дома, где живет семья мальчика, находится непонятное для него место, обнесенное забором с колючей проволокой. Родные говорят Бруно, что люди, живущие там и одевающиеся в полосатые робы с номерами на спинах, обычные фермеры. Конечно же, ребенок не понимает, что это концентрационный лагерь, и не знает, что его отец занимает там должность коменданта.

Несмотря на запрет, Бруно тайком бегает к лагерной ограде. Однажды он знакомится с еврейским мальчиком по имени Шмуль. Между детьми завязывается искренняя дружба, которой не мешают даже решетка и колючая проволока. Ребята не знают, что их общение приведет к самым непредсказуемым последствиям.

Добавить особенно нечего, кроме того, что это кино не оставит равнодушным даже завзятого циника.

«Академия смерти» (2004 год, Германия, режиссер Деннис Ганзель)


Главный герой фильма постепенно убеждается в ошибочности идеологии национал-социолизма ("Академия смерти")

Идет 1942 год. Место действия – Германия. В центре повествования – Фридрих Ваймер, обычный немецкий подросток, родом из бедной семьи. Выделяют Фридриха идеально вписывающаяся в арийские каноны внешность и неплохие успехи в спорте. Благодаря этому он получает предложение поступить в престижное учебное заведение – Национал-политическую академию. В таких в годы Второй мировой войны немцы готовили будущую правящую элиту Третьего рейха.

Поначалу подросток воспринимает предложение с огромным энтузиазмом и начинает обучение вопреки запрету отца. Однако со временем юноша понимает ошибочность идеалов, внушенных национал-социалистами. Преподаватели в первую очередь стараются привить подопечным жестокость, бескомпромиссность и умение убивать, не задумываясь. Индивидуальность и добрые чувства строго пресекаются.

В «Академии смерти» хорошо показано, насколько сильно пагубные идеи и пропаганда влияют на молодежь. Молодые люди легко покупаются на внешний антураж и громкие популистские лозунги. Желание стать частью чего-то большого, прибиться к стае заглушают голос рассудка. Примеры этого мы видим и сегодня, спустя десятилетия после падения нацистского режима.

Продолжаем публиковать рецензии на фильмы, посвященные Великой Отечественной и Второй мировой. Эти материалы приурочены к годовщине Великой Победы, которая будет праздноваться в следующем году. Обозреватель газеты отбирает интересные, но при этом не столь известные широкой публике кинокартины. В очередной подборке три различные на первый взгляд ленты. Их отличают место действия, год создания и страны, в которых они снимались. При этом во всех трех фильмах поднимается одна общая тема: они показывают войну глазами детей.

«Иваново детство» (1962 год, СССР, режиссер Андрей Тарковский)


В душе у Ивана остались только злоба и желание мстить ("Иваново детство")
В центре сюжета – 12-летний мальчик Ваня. Война лишила его родных и надежды на будущее. Несмотря на юный возраст, в душе у Ивана только ненависть и желание мстить. Подросток прибивается к группе разведчиков и помогает им добывать сведения о противнике.

Чем примечателен фильм? Начать стоит с того, что это первая полнометражная работа Андрея Тарковского. Дебют одного из самых нестандартных советских режиссеров в большом кино удался на сто процентов. Главный плюс снятой им картины – ее многогранность. С одной стороны, «Иваново детство» – обычный фильм о войне, борьбе с фашистскими захватчиками и готовности защищать родную землю. Кстати, по большей части, именно так он позиционировался в СССР.

Однако есть и более глубинный уровень, выйдя на который, замечаешь надлом, произошедший внутри ребенка по причине того, что ему слишком быстро пришлось повзрослеть. Противоречия раздирают детское сознание, не готовое к сложности и неоднозначности окружающей действительности.

Если разобраться, то детства зритель не видит. В этой картине оно лишь образ, приходящий во снах, далекая недостижимая мечта. Жестокая реальность навсегда отобрала ее у Ивана. Смотря этот фильм, задаешься вопросом: если главный герой выживет, сможет ли он вернуться к нормальной мирной жизни? Ответ отрицательный. И дело даже не в том, что у мальчика не осталось родных. Причина в другом. Из-за пережитого горя его характер сильно деформировался, а восприятие исказилось. Иван никогда не будет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

– В «Ивановом детстве» я пытался анализировать… состояние человека, на которого воздействует война. Если человек разрушается, то происходит нарушение логического развития, особенно когда касается психики ребенка… Он (герой фильма) сразу представился мне как характер разрушенный, сдвинутый войной со своей нормальной оси. Бесконечно много, более того – все, что свойственно возрасту Ивана, безвозвратно ушло из его жизни. А за счет всего потерянного – приобретенное, как злой дар войны, сконцентрировалось в нем и напряглось.
Андрей Тарковский

Заканчивая рассказ об этой ленте, необходимо отметить невероятную операторскую работу Вадима Юсова, сделавшую «Иваново детство» еще более привлекательным и интересным. Никакие возвышенные эпитеты не передадут и малой доли значимости этого фильма. Лучше его просто посмотреть.

«Мальчик в полосатой пижаме» (2008 год, Великобритания, режиссер Марк Херман)


Детской дружбе не мешают даже забор и колючая проволока ("Мальчик в полосатой пижаме")

Главный герой фильма – восьмилетний Бруно. Он ничем не отличается от своих сверстников и по-детски наивно смотрит на окружающий мир. В нескольких сотнях метров от дома, где живет семья мальчика, находится непонятное для него место, обнесенное забором с колючей проволокой. Родные говорят Бруно, что люди, живущие там и одевающиеся в полосатые робы с номерами на спинах, обычные фермеры. Конечно же, ребенок не понимает, что это концентрационный лагерь, и не знает, что его отец занимает там должность коменданта.

Несмотря на запрет, Бруно тайком бегает к лагерной ограде. Однажды он знакомится с еврейским мальчиком по имени Шмуль. Между детьми завязывается искренняя дружба, которой не мешают даже решетка и колючая проволока. Ребята не знают, что их общение приведет к самым непредсказуемым последствиям.

Добавить особенно нечего, кроме того, что это кино не оставит равнодушным даже завзятого циника.

«Академия смерти» (2004 год, Германия, режиссер Деннис Ганзель)


Главный герой фильма постепенно убеждается в ошибочности идеологии национал-социолизма ("Академия смерти")

Идет 1942 год. Место действия – Германия. В центре повествования – Фридрих Ваймер, обычный немецкий подросток, родом из бедной семьи. Выделяют Фридриха идеально вписывающаяся в арийские каноны внешность и неплохие успехи в спорте. Благодаря этому он получает предложение поступить в престижное учебное заведение – Национал-политическую академию. В таких в годы Второй мировой войны немцы готовили будущую правящую элиту Третьего рейха.

Поначалу подросток воспринимает предложение с огромным энтузиазмом и начинает обучение вопреки запрету отца. Однако со временем юноша понимает ошибочность идеалов, внушенных национал-социалистами. Преподаватели в первую очередь стараются привить подопечным жестокость, бескомпромиссность и умение убивать, не задумываясь. Индивидуальность и добрые чувства строго пресекаются.

В «Академии смерти» хорошо показано, насколько сильно пагубные идеи и пропаганда влияют на молодежь. Молодые люди легко покупаются на внешний антураж и громкие популистские лозунги. Желание стать частью чего-то большого, прибиться к стае заглушают голос рассудка. Примеры этого мы видим и сегодня, спустя десятилетия после падения нацистского режима.



Программа «Многодетная мама-предприниматель» поможет тюменкам открыть свое дело

25 апреля

В селе Викулово заготовили рекордное количество мешков с песком для борьбы с паводком

25 апреля