Мир удивительных открытий
Способности заложены в каждом человеке от рождения. Вопрос в том, раскроются ли они в детстве?
– У меня подрастают погодки-дошколята – сын и дочь. Дети абсолютно разные. Сын любознательный, ему нравится писать, читать, осваивать счет, задавать вопросы. А вот дочь мало чем интересуется. Как развить в ребенке любознательность, и не скажется ли отсутствие интереса на успеваемости в школе?
Ирина Калинина, г. Ишим
– Природная любознательность присуща всем детям, но при этом каждый маленький человек появляется на свет с определенным генетическим багажом. Задавая бесчисленные «почему», ребенок расширяет свои представления об окружающем мире. Будут ли познавательные интересы малыша крепнуть или останутся незамеченными, зависит по большей части от людей, входящих в тесный круг общения чада, убеждена психолог тюменского детского сада № 183 Венера Семихина.
В пределах разумного
– До трех лет главный человек в жизни ребенка – мама. Влияют на формирование детского мировоззрения и другие близкие люди, – поясняет Венера Кабировна. – Малыш познает мир через общение с ними, и в ясельном возрасте этого достаточно. Я не сторонник раннего привлечения детей в различного рода развивающие студии.
Однако перешагнув трехлетний рубеж, маленький человечек нуждается в обществе и расширении границ знаний. Тут уже одного маминого опыта маловато, и на помощь приходят педагоги дополнительного образования, развивающая литература, соответствующая возрасту ребенка, и прочее. Главное – не переусердствовать.
– Современные мамы стремятся дать малышу как можно больше, – выражает беспокойство детский психолог. -- В ясельном возрасте стараются обучить его иностранному языку, водят на уйму развивающих занятий. Увы, это нереализованные амбиции родителей, за которые вынуждены отдуваться дети.
Скажем, у большинства детей дошкольного возраста, особенно мальчиков, позднее формируется отдел головного мозга, отвечающий за абстракцию. Обучая ребенка в дошкольном возрасте читать и писать, часто можно наблюдать, что он выводит буквы и цифры в зеркальном отображении, переставляет слоги в словах. Это говорит о том, что мы дали мощный импульс мозгу, который еще не сформирован. Конечно, у кого-то он созревает к этому времени -- так часто бывает у гиперактивных детей. У них рано формируется активная мыслительная деятельность, но практически сто процентов при этом возникают проблемы с внимательностью и усидчивостью. Поэтому в своем стремлении вырастить всесторонне развитую личность следуйте золотому правилу: обучайте ребенка тому, что в данный момент он в состоянии понять и осмыслить.
Огонь в глазах, желание в сердце
Любознательность толкает человека к активному интеллектуальному поиску, позволяет совершать открытия. То, что взрослому давно известно, малыш узнает впервые. Крайне важно поддержать его стремление к познанию и при этом самому проявлять искреннюю заинтересованность.
– Не устаю повторять: если родители ничем не интересуются, кроме компьютера и сериалов, не стоит ждать от малыша невероятных достижений, – убеждена Семихина. – Любопытство просыпается только через совместную деятельность со значимым взрослым. Личный пример близких людей – это то, что стимулирует любопытство ребенка лучше всего. Чтобы привить интерес детям, надо самим в первую очередь быть интересными людьми: грамотно говорить, читать, ходить в театр, в кино, вместе играть в настольные игры, смотреть познавательные телепередачи. Время на занятия выкроить можно, а вот найти в себе желание намного сложнее. Взрослым часто бывает лень напрячь воображение.
Коль вы обнаружили, что малыш мало чем увлекается, самое время задуматься, как стимулировать его интерес к умственной деятельности. Любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть как поддержана, так и подавлена реакцией и действием взрослых. Ну кто в нежном возрасте не разбирал игрушки, желая узнать, почему машинка едет, а кукла разговаривает? Ясное дело, вам жаль потраченных денег, но раз уж машинка все равно разобрана, поищите вместе деталь, приводящую механизм транспортного средства в движение. Подводите чадо к самостоятельному размышлению, задавайте наводящие вопросы, но не спешите отвечать на них сами.
– Ваша заинтересованность убедит ребенка, что вы вместе с ним радуетесь новым открытиям, и именно положительные эмоции укрепят в малыше страсть к исследовательской деятельности, – уверяет специалист. – Начни вы ругать дошкольника за попытки разобрать новую машину или убеждать его, что в этом нет ничего интересного, то стремление к познанию затухнет. Малыш поймет, что это не стоит внимания либо даже запрещается. Плоды такой реакции проявятся значительно позже: в школе ребенок будет считать, что изучать тот или иной предмет неинтересно и бессмысленно.
Чур мои правила!
Ребенок познает мир через игру. Задача взрослого -- помочь организовать игровую деятельность, иногда направить ее в нужное русло, но не навязывать при этом свои правила.
– Всегда учитывайте интересы ребенка, – предупреждает Венера Кабировна. – Если девочка интересуется машинками, выстраивайте игровую деятельность вокруг этого увлечения: предложите ей тематическую раскраску, разучите песенку или стишок про машину. Посчитайте машины, подберите по цвету, найдите для каждой свой гараж – это и будет развивающая деятельность, которая привлечет ребенка. Можно посадить водителя-человечка, мужчину или женщину, а потом от машинок перейти к транспорту вообще. Не думайте, что малышка никогда не будет играть в куклы, просто в данный момент ей интересно другое. Важно, чтобы родители стимулировали этот интерес и относились к увлечениям малыша с пониманием и уважением. Пренебрежительные отзывы вроде: «Ерунда все это!» могут навсегда отбить у ребенка тягу к познавательной деятельности.
Ярлыки оставьте на одежде
Темперамент ребенка играет не последнюю роль в добывании и осмыслении новой информации: одни схватывают на лету, другим требуется длительное время. Но это вовсе не повод ставить клеймо на умственных способностях малыша. Навешивание ярлыков взрослыми впоследствии выйдет боком -- ребенок навсегда может потерять тягу с знаниям: зачем учиться, если все вокруг считают тебя глупцом?
– Есть люди, медлительные от природы, – поясняет Семихина. – Они долго раскачиваются, но если уж поймут суть дела и выполнят его, то результат будет достоен восхищения.
Важно отмечать достижения ребенка, хвалить его, не сравнивая при этом с другими детьми.
– Получился красивый яркий рисунок – в рамку его и на стену, – советует психолог. -- Устройте вернисаж. Обязательно хвалите ребенка перед родственниками, друзьями, чтобы у него было желание повторить свой успех вновь.
Жажда новых открытий играет важную роль в жизни ребенка, а любознательность облегчает любую познавательную деятельность, в том числе и учебу. Если у дошкольника есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе учебы у него «включается» внимание, он легче понимает суть информации и без труда запоминает ее. А самое главное, познавательные процессы сопровождаются позитивным настроением. Ребенок получает удовольствие от познания, он с легкостью овладевает новой информацией. Если же у малыша не развита любознательность, познавательная деятельность, в том числе и учеба, вызывает чувство насилия над собой, неудовольствия и страдания. Ему трудно удерживать внимание, в связи с чем он плохо понимает и не запоминает учебный материал. В общем, дорогие родители, развивайте в малыше любознательность – источник позитивной энергии!
Читайте также