×
В социальных сетях
В печатной версии

Жили-были Ряба-курочка, Винни-Пух и Снегурочка

12.05.2013
00:47

Истории о вымышленных персонажах необходимы для гармоничного развития ребенка


Говорят, жизнь каждого человека повторяет сценарий любимой им сказки. А коли так, читать детям все, что попадется под руку, пожалуй, не стоит.

Кое-кто из взрослых и вовсе усомнится: к чему вводить в заблуждение чадо, если в жизни животные не разговаривают, шапки-невидимки не бывает, да и торжество добра над злом – главный сказочный посыл – тоже вопрос весьма спорный.

Сказка – ложь, да в ней намек…

Волшебство в жизни малыша на особом месте, ведь дети смотрят на мир иначе, чем мы. В нежном возрасте разум и интеллект стремительно развиваются, и сказки – самый благодатный источник познаний о мире.

Добро и зло, любовь и ненависть, страх и отвага – об этом наши предки размышляли многие тысячелетия назад. Народная мудрость, богатый жизненный опыт, моральные принципы -- весь этот фантастический коктейль разлит по сказочным бокалам.

Сюжет истории порой кажется невероятным, но в сказках заложены стереотипы поведения, способы решения конкретных жизненных задач и проблем. В сказках все образы собирательные, место действия неопределенно, и именно эта особенность волшебных историй позволяет разгуляться фантазии ребенка.

Читая - взрослеем

Сказки помогают гармоничному развитию малыша. Вспомните, в начале практически любой сказочной истории герой слаб и беспомощен, но по мере развития событий становится сильной и значимой личностью. Ему под силу решить самые, казалось бы, невыполнимые задачи. Эта особенность сказок - образное воспроизведение этапов взросления и становления маленького человечка.

Но главная ценность сказки, по мнению психолога тюменского детского сада № 183 Венеры Семихиной, - момент общения матери и ребенка:

-- Сказочный слог – это язык, который близок и понятен детям, - говорит Венера Кабировна. – Читайте волшебные истории малышам с самого раннего возраста. Даже новорожденный отзывается радостным гулением на мамины попытки приобщить его к литературе.

Психолог советует начинать с народных потешек. Эти забавные стишки ритмичны и лаконичны. Младенец учится различать звуки, улавливать изменения интонации и темпа речи:

- Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

Пускай малыш будет слышать мамин голос во время пеленания, купания, засыпания. А если такие поэтические минутки будут сопровождаться ласковыми поглаживаниями, ребенок с первых дней жизни будет чувствовать себя желанным и любимым.

Книга – лучший друг

- Как мне кажется, лучше, если мама будет именно рассказывать сказку, а не читать: ее отношения с малюткой станут более трогательными, теплыми, -- считает Венера Семихина. – Но едва ребенок научится сидеть, в его библиотеке непременно должна появиться первая книга.

Красочная книжка-малышка познакомит ваше чадо с миром животных и растений, расскажет о явлениях природы. Коротенький текст должен сопровождаться яркими иллюстрациями.

- Выбрать правильную книгу – задача не из простых, -- предупреждает психолог. – Во-первых, нужно издание, грамотно иллюстрированное: слон должен быть серым, а не голубым и не розовым. Я против абстракции в дошкольном возрасте: до семи лет у детей развивается логика, но не абстрактное мышление. Шрифт должен быть удобным для детского восприятия.

В ясельном возрасте книги-игрушки приветствуются, а вот после четырех лет гораздо важнее содержание истории, чем богатое оформление или музыкальное сопровождение.

Для детей от 0+

В хрестоматиях для дошкольного чтения прописано, какие сказки подходят для совсем маленьких книгочеев и для ребят постарше. Однако Венера Семихина по своему профессиональному опыту знает, что в выборе сказки ориентироваться надо не на возраст:

-- Конечно, многие груднички и дети ясельного возраста лучше воспринимают коротенькие сказки, но все зависит от темперамента ребенка. Знаете, кто-то в семь месяцев, затаив дыхание, слушает Пушкина, а иные дети и в школе его с трудом воспринимают.

Есть прямо-таки «универсальные» сказки, которые идут на ура в любом возрасте. Прочтите «по ролям» маршаковскую историю о глупом мышонке – и детки навечно влюбятся в эту сказку:

«Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
-- Баю-баюшки, хрю-хрю,
Успокойся, говорю».

Любящая мамочка всегда готова подстроиться и под настроение дитяти. Если ему грустно, не стоит усугублять это состояние и читать про Колобка, который окончил свои дни в желудке у Лисы. Лучше выбрать потешки или забавную историю. Если ребенок слишком активен или недомогает, панацеей станет успокаивающая сказка.

- Выбирайте произведения проверенных временем авторов: Барто, Сутеева, Маршака, Михалкова, Благининой, Бианки, Пушкина, Чуковского, - говорит Венера Семихина. – На их гениальных стихах и сказках выросло не одно поколение, и воспитательный эффект просто потрясающий! Пускай ребенок не сразу поймет содержание той или иной сказки, зато он познакомится с героями произведений. Печально, но многие современные дети книгам предпочитают компьютер и телевизор, им не знакомы ни Снегурочка, ни Чебурашка, ни Винни-Пух.

Сказка лечит

В психологии есть отдельное направление - сказкотерапия. Суть в том, что ребенок отождествляет себя с тем или иным героем, проживает его жизнь и учится на ошибках. Дети примеряют на себя роли добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. В воображении ребята меняют жизненные ситуации и учатся по-разному вести себя в них.

– Сказкотерапия – очень эффективный метод, – уверена Венера Кабировна. – Волшебные истории проигрываются по ролям: слабый и беззащитный ребенок может сыграть Волка, а задира – Колобка. Таким образом малыш проживает состояние, не свойственное ему в реальности.

А еще в сказкотерапии хорошо отрабатывается эмоциональная игра. Например, психолог просит произнести реплику: «Колобок, Колобок, я тебя съем!» -- голосами разных героев. И финал у сказочной истории придумывают другой – счастливый. Такая игра на пользу ребенку, ведь активно задействуются его воображение и эмоции.

«Где водятся волшебники? В фантазиях твоих!»

В мире много чудесных сказок, но представьте, как здорово, если мама сама любит сочинять волшебные истории и вовлекает в творческий процесс малыша!

Это может быть один занимательный рассказ, а можно придумывать «многосерийные» сказки, вводя новых персонажей, причудливо меняя сюжетную линию и иллюстрируя истории. Вовсе не обязательно героями сказок должны становиться вымышленные герои. Что делает кот Васька, пока вас нет дома? О чем думает попугай Кеша, раскачиваясь на жердочке в клетке? Помогите детской фантазии расправить крылья, и дружеские занятия раскроют в ребенке необъятный творческий потенциал.

Пусть малыш выберет сказочного героя для подражания, но жизненный сценарий пишет самостоятельно.

783Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
Торговые сети больше не смогут возвращать нераспроданный товар производителю.
Третье место Тюменской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата – это очень высокий результат, заявил глава региона Александр Моор.
Заключено соглашение о сотрудничестве между правительством Тюменской области и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей.
Проведение выездных дней областной думы в разных районах региона стало хорошей традицией. На сей раз парламентарии совершили «десант» в Ялуторовск.
Это главный для региона итог Петербургского международного экономического форума-2019.
Регион вошел в тройку субъектов РФ с наиболее благоприятным инвестклиматом по итогам ежегодного национального рейтинга.
Минприроды совместно с Минстроем, Минэкономразвития и ФАС до конца июня предложат регионам варианты расчета при определении норматива накопления отходов для граждан.
Опрос
Сколько времени вам необходимо для полноценного отдыха?
Одна неделя
Две недели
Один месяц
Два месяца
Я могу трудиться без отпуска
Для меня отдых — это работа
Я все время отдыхаю

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное