Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Забытый идеал брака, или Остаток рая на земле

Культура, 00:06, 26 января 2013, Надежда ПАРЕНКО
Слушать новость
Забытый идеал брака, или Остаток рая на земле. .

Крепкие многодетные семьи – один из показателей благосостояния страны. В течение веков брак был условием благонадежности и порядочности человека, его общественной значимости и материального благополучия. «Они жили дружно и счастливо и умерли в один день» – такой фразой заканчиваются многие сказки. Можно ли сделать их явью? С началом нового года в газете открывается рубрика «Семья. Воспитание. Традиции». Вместе с психологами, историками, специалистами попытаемся взять то лучшее в человеческих взаимоотношениях, что на протяжении столетий бережно хранилось и передавалось. Открывает рубрику цикл статей психолога Надежды Паренко.

Не знаю, дорогие читатели, как вам, а мне уже порядком надоело читать и слушать о том, какие плохие, какие некрепкие и несчастные у нас семьи! Как они быстро распадаются, не просуществовав иногда и года, как все страдают от этого, как всем плохо, и государству в том числе!

Все это так, правильно. Но не лучше ли писать, говорить или показывать, как надо строить семью, какой ей следует быть, каков идеал брака, какие должны быть взаимоотношения между супругами?

Брак – синоним радости

Известно, что молодые супруги привносят во вновь созданную семью традиции, правила и обычаи, которые были в родительской семье. Чаще всего они не совпадают или даже бывают противоположными. Вот здесь и начинается противостояние и борьба: у кого лучше и правильнее. Родители же, прожив долгую, более или менее счастливую жизнь, чаще всего не представляют, что есть идеальный брак. Плохо то, что люди, не задумываясь об идеальном образе семьи, не знают, к чему стремиться. Им кажется, что именно они поступают правильно, а остальные не правы. В результате у каждого своя правда, но вот несчастливы почему-то все одинаково!

Идеальный образ семьи должен быть в сознании каждого человека. Он придает смысл и дает силы для пре-одоления всех сложностей совместной жизни в стремлении к совершенству.

Многие скажут, что идеального брака нет  и быть не может. Да, потому что человек несовершенен и неидеален, поэтому он  и не может создать идеальную семью, но стремиться к этому должен. Образ идеального брака дан людям тысячелетия назад. Всегда, во все времена были семьи, которые стремились достичь полной семейной гармонии. И сейчас такие есть.

Давайте в этой и последующих статьях поговорим об идеальном браке, как его задумал Творец для нашего же блага. Будем руководствоваться философией христианского брака, которая дана в Библии, отражена и развита в учениях святых отцов и современных богословах.

По библейскому воззрению, брак – это «остаток рая на земле, это тот оазис, который не был уничтожен великими катастрофами, не был осквернен ни грехом первых людей, не был затоплен волнами всемирного потопа, о чем свидетельствуют канонические и богослужебные книги».

«Остаток рая» – прекрасно, правда? Или еще: «Брак есть таинство любви, не доступное пониманию человека, так как там два становятся одним». Как это: «два становятся одним»? Вселенский учитель Иоанн Златоуст учит: «Тот, кто не соединен узами брака, не представляет собой целого, а лишь половину». Муж  и жена не два человека, а один. «Свойство любви таково, что любящий и любимый составляют не двух разделенных, а одного человека». Вот такое представление о браке, как  о таинстве, было у древних христиан и философов, так они понимали замысел Бога.

Брак, по Библии, является синонимом радости. Если мужчина недавно женился, то  его освобождали от воинской повинности сроком до года, «дабы увеселял жену свою» (Второзаконие). Чувство радости и блаженства, чувство достигнутой полноты бытия – вот что должно быть свойственно идеальному браку.

Мы же чаще всего превращаем брак в отделение Дантова ада. Зло, возникающее в семье, отвлекает духовные силы человечества от лежащих на нем высоких и трудных задач. Поэтому его движение вперед идет слишком медленно, а часто сменяется отступлением и регрессом. Затем физическая слабость народа дает ненормальное направление в культуре. Поэтому спасение и возрождение народа невозможно без возрождения семьи, а это требует от нас героизма.

Цели идеального брака

Прежде всего необходимо поговорить о цели брака. Как древним философам, так  и современным психологам хорошо известно, что благополучие и долголетие семьи зависит от того, какую цель преследуют люди, вступающие в брак. Вернее, есть ли  у них общая цель. Отсутствие у брачующихся единства духовно-нравственных целей есть главная и основная причина несчастных браков. То есть основной и главной целью любого брака является не бег от одиночества, не получение удовольствий от общения и плотской любви, и даже не деторождение, а восполнение, помощь друг другу в духовно-нравственном совершенствовании.

В счастливых браках муж  и жена восполняют друг друга и через взаимообщение помогают выполнять назначение в жизни. Мужчина, живя в семье, лучше понимает женскую природу, а женщина – мужскую. В таких семьях связь между супругами бывает настолько сильной, что даже смерть не может ее ослабить. Если у мужа и жены нет единства во взглядах и убеждениях, то не может быть и согласия.

Второй и тоже очень важной целью идеального брака является рождение детей. Третья цель – предохранение от распутства и сохранение целомудрия.

Любовь в идеальном браке – не только и не столько радость, сколько подвиг. Молодые люди, вступающие в брак, должны быть готовы не только к получению удовольствий, не просто к трудностям, а к настоящему подвигу – пожертвовать ради любимого жизнью, если понадобится. В истинной любви человек не только получает другого, но  и всецело отдает себя. Без полной смерти личного эгоизма не получится счастливой семьи. Любящий не должен останавливаться ни перед какой жертвой, если она нужна на благо любимого и для сохранения единства с ним (если не противоречит нравственному закону).

Такие высокие цели ставятся перед людьми, вступающими в брак. Иначе нельзя, так как духовные законы неумолимы, и народ, не желающий их выполнять, приходит к вырождению, и рано или поздно вынужден будет уступить место другим, более строгим народам или превратиться в удобрение для их культур.

Продолжение следует.
В статье использованы материалы из труда профессора Сергея Троицкого «Философия христианского брака»

Крепкие многодетные семьи – один из показателей благосостояния страны. В течение веков брак был условием благонадежности и порядочности человека, его общественной значимости и материального благополучия. «Они жили дружно и счастливо и умерли в один день» – такой фразой заканчиваются многие сказки. Можно ли сделать их явью? С началом нового года в газете открывается рубрика «Семья. Воспитание. Традиции». Вместе с психологами, историками, специалистами попытаемся взять то лучшее в человеческих взаимоотношениях, что на протяжении столетий бережно хранилось и передавалось. Открывает рубрику цикл статей психолога Надежды Паренко.

Не знаю, дорогие читатели, как вам, а мне уже порядком надоело читать и слушать о том, какие плохие, какие некрепкие и несчастные у нас семьи! Как они быстро распадаются, не просуществовав иногда и года, как все страдают от этого, как всем плохо, и государству в том числе!

Все это так, правильно. Но не лучше ли писать, говорить или показывать, как надо строить семью, какой ей следует быть, каков идеал брака, какие должны быть взаимоотношения между супругами?

Брак – синоним радости

Известно, что молодые супруги привносят во вновь созданную семью традиции, правила и обычаи, которые были в родительской семье. Чаще всего они не совпадают или даже бывают противоположными. Вот здесь и начинается противостояние и борьба: у кого лучше и правильнее. Родители же, прожив долгую, более или менее счастливую жизнь, чаще всего не представляют, что есть идеальный брак. Плохо то, что люди, не задумываясь об идеальном образе семьи, не знают, к чему стремиться. Им кажется, что именно они поступают правильно, а остальные не правы. В результате у каждого своя правда, но вот несчастливы почему-то все одинаково!

Идеальный образ семьи должен быть в сознании каждого человека. Он придает смысл и дает силы для пре-одоления всех сложностей совместной жизни в стремлении к совершенству.

Многие скажут, что идеального брака нет  и быть не может. Да, потому что человек несовершенен и неидеален, поэтому он  и не может создать идеальную семью, но стремиться к этому должен. Образ идеального брака дан людям тысячелетия назад. Всегда, во все времена были семьи, которые стремились достичь полной семейной гармонии. И сейчас такие есть.

Давайте в этой и последующих статьях поговорим об идеальном браке, как его задумал Творец для нашего же блага. Будем руководствоваться философией христианского брака, которая дана в Библии, отражена и развита в учениях святых отцов и современных богословах.

По библейскому воззрению, брак – это «остаток рая на земле, это тот оазис, который не был уничтожен великими катастрофами, не был осквернен ни грехом первых людей, не был затоплен волнами всемирного потопа, о чем свидетельствуют канонические и богослужебные книги».

«Остаток рая» – прекрасно, правда? Или еще: «Брак есть таинство любви, не доступное пониманию человека, так как там два становятся одним». Как это: «два становятся одним»? Вселенский учитель Иоанн Златоуст учит: «Тот, кто не соединен узами брака, не представляет собой целого, а лишь половину». Муж  и жена не два человека, а один. «Свойство любви таково, что любящий и любимый составляют не двух разделенных, а одного человека». Вот такое представление о браке, как  о таинстве, было у древних христиан и философов, так они понимали замысел Бога.

Брак, по Библии, является синонимом радости. Если мужчина недавно женился, то  его освобождали от воинской повинности сроком до года, «дабы увеселял жену свою» (Второзаконие). Чувство радости и блаженства, чувство достигнутой полноты бытия – вот что должно быть свойственно идеальному браку.

Мы же чаще всего превращаем брак в отделение Дантова ада. Зло, возникающее в семье, отвлекает духовные силы человечества от лежащих на нем высоких и трудных задач. Поэтому его движение вперед идет слишком медленно, а часто сменяется отступлением и регрессом. Затем физическая слабость народа дает ненормальное направление в культуре. Поэтому спасение и возрождение народа невозможно без возрождения семьи, а это требует от нас героизма.

Цели идеального брака

Прежде всего необходимо поговорить о цели брака. Как древним философам, так  и современным психологам хорошо известно, что благополучие и долголетие семьи зависит от того, какую цель преследуют люди, вступающие в брак. Вернее, есть ли  у них общая цель. Отсутствие у брачующихся единства духовно-нравственных целей есть главная и основная причина несчастных браков. То есть основной и главной целью любого брака является не бег от одиночества, не получение удовольствий от общения и плотской любви, и даже не деторождение, а восполнение, помощь друг другу в духовно-нравственном совершенствовании.

В счастливых браках муж  и жена восполняют друг друга и через взаимообщение помогают выполнять назначение в жизни. Мужчина, живя в семье, лучше понимает женскую природу, а женщина – мужскую. В таких семьях связь между супругами бывает настолько сильной, что даже смерть не может ее ослабить. Если у мужа и жены нет единства во взглядах и убеждениях, то не может быть и согласия.

Второй и тоже очень важной целью идеального брака является рождение детей. Третья цель – предохранение от распутства и сохранение целомудрия.

Любовь в идеальном браке – не только и не столько радость, сколько подвиг. Молодые люди, вступающие в брак, должны быть готовы не только к получению удовольствий, не просто к трудностям, а к настоящему подвигу – пожертвовать ради любимого жизнью, если понадобится. В истинной любви человек не только получает другого, но  и всецело отдает себя. Без полной смерти личного эгоизма не получится счастливой семьи. Любящий не должен останавливаться ни перед какой жертвой, если она нужна на благо любимого и для сохранения единства с ним (если не противоречит нравственному закону).

Такие высокие цели ставятся перед людьми, вступающими в брак. Иначе нельзя, так как духовные законы неумолимы, и народ, не желающий их выполнять, приходит к вырождению, и рано или поздно вынужден будет уступить место другим, более строгим народам или превратиться в удобрение для их культур.

Продолжение следует.
В статье использованы материалы из труда профессора Сергея Троицкого «Философия христианского брака»



В Тобольске пройдет первый Всероссийский конкурс-фестиваль швейного мастерства, театров мод и дефиле

11 мая

В Тюмени молодые музыканты региона выступят с филармоническим оркестром

11 мая