Tюменские чекисты, война и «Cмерш»
Далее в сюжете: Гимн великому городу и реквием ушедшим
20 декабря 2012 года – 95 лет со дня создания органов ВЧК – КГБ – ФСБ. Расскажем об истории тюменских чекистов и их работе в годы войны.
Первые чекисты тюмени
Установление советской власти за Уралом началось с декабря 1917 года. Одновременно с этим в Екатеринбурге, Омске и Томске появились Чрезвычайные комиссии. Однако в условиях сложной обстановки гражданской войны процесс структурного оформления ЧК на этих территориях растянулся на два года. Тюменская губернская Чрезвычайная комиссия была образована 15 сентября 1919 года на основе революционных органов власти, действовавших на территории Тобольской губернии с весны 1918 года. В последующие годы после неоднократных преобразований в составе Омской области полноправное, самостоятельное управление госбезопасности в Тюменской области было образовано приказом НКГБ СССР от 19 августа 1944 года вместе с декретом о создании Тюменской области. В его состав вошли Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский окружные отделы НКГБ, Ишимский горотдел НКГБ, 20 районных отделов и отделений управления НКГБ по Омской области и 4 райотдела управления НКГБ по Курганской области.
Нынешнее наименование – региональное управление ФСБ Российской Федерации по Тюменской области мы получили в соответствии с федеральным законом от 3 апреля 1995 года, а наши северные округа по-прежнему работают в составе Тюменского областного управления.
Начало войны
С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 годов решением Политбюро государственные запасы золота и драгоценных камней, Алмазный фонд и ценности Оружейной палаты Кремля были вывезены в Свердловск и Челябинск. Тело Ленина из Мавзолея было перевезено железнодорожным вагоном в Тюмень и сохранялось в здании нынешней сельхозакадемии на улице Республики. Территориальные органы госбезопасности урало-сибирской зоны, в том числе и тюменские чекисты, перешли на военный режим служебной деятельности. В их функции входило ограждение военных и промышленных объектов, железнодорожного транспорта и линий связи от подрывных действий шпионов, диверсантов. Чекисты обеспечивали сохранность государственной и военной тайны.
С конца августа 1941 года с учетом возросшего количества аварий и взрывов в стране НКВД СССР издал ряд приказов по организации противодиверсионной работы на объектах оборонных отраслей промышленности.
Весьма негативными факторами, угрожавшими социально-политической стабильности советского тыла, стали дезертирство военнослужащих и уклонение граждан от воинской службы. Все эти лица распространяли пораженческие и террористические настроения, совершали убийства и грабежи, занимались хищениями государственной и личной собственности. Имели место подобные факты и в Тюменской области.
Однако настойчивая, последовательная и целеустремленная работа контрразведчиков, внедренная ими система оперативно-розыскных мероприятий, постоянное формирование в обществе атмосферы всеобщей бдительности заметно сократили возможности подрывной деятельности противника и враждебных элементов в советском тылу. Все это позволило удержать в позитивном русле процессы экономической и политической жизни страны в экстремальных условиях военного времени.
А как это было на фронте
Война практически для всех началась внезапно. Кого-то сразу призвали в действующую армию, кто-то прошел краткосрочные курсы «Выстрел», а кое-кому повезло окончить училище, получить звание офицера и потом уже на передовую.
Тысячи тюменцев сражались на всех фронтах Великой Отечественной, немало из них сложили головы, защищая родную землю. Многие участники, уцелевшие в этой неимоверно суровой и кровопролитной войне, возвратившись в Тюмень, пришли в разные годы в Тюменское управление госбезопасности. В общей сложности 84 сотрудника в различных званиях от прапорщика до полковника служили почти во всех горрайаппаратах и в областном управлении НКВД. Управление было создано недавно и, конечно же, нуждалось в опытных кад-рах. Это были лучшие во всех отношениях образцовые чекисты, имевшие бесценный опыт фронтовой и зафронтовой работы.
Я пришел в управление в январе 1962 года, и мне посчастливилось со многими из них работать рядом. Не знаю, совпадение это или счастливый случай, но на оперативной работе на передовых рубежах контрразведки стояли офицеры, прошедшие по дорогам войны в подразделениях «Смерш». Всех назвать в газетной статье невозможно, но своих учителей, непосредственных руководителей, а также тех, с кем бок о бок приходилось осваивать и решать непростые оперативные задачи, обойти никак нельзя.
Подполковник Петр Бабкин 1919 года рождения, общий стаж в органах госбезопасности более 30 лет, всю войну прослужил в особых отделах «Смерш» Западного и Калининского фронтов. Награжден многими боевыми орденами и медалями.
Полковник Анатолий Чернецов 1925 года рождения войну начинал командиром взвода охраны отдела контрразведки «Смерш» в 38-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, затем был переведен на оперативную работу, а с 1948 по 1976 год – в Тюменском управлении госбезопасности, где прошел путь от оперуполномоченного до начальника отдела. Орден Славы, орден Отечественной войны и многочисленные медали украшали его грудь.
Подполковник хоботов
Подробнее хочу рассказать про подполковника Валентина Хоботова 1921 года рождения, так как именно его – бывалого фронтовика и смершевца, отдел кадров приставил к нашей группе молодых чекистов в 1962 году. Уж его-то мы на занятиях порасспрашивали обо всем, даже о том, как нашел на фронте свою любовь – медсестру красавицу Халису и как женился на ней, не дожидаясь Победы.
Хоботов в 1941 году успел окончить Пензенское артиллерийское училище. Его как одного из лучших курсантов назначили оперуполномоченным особого отдела НКВД в 67-й стрелковый корпус Белорусского фронта. С боями вместе с армией он прошел все круги ада 1941 года. Все было в непростой судьбе чекиста: и отступления, и окружения, и прорыв к своим. Затем новое назначение – в отдел контрразведки «Смерш» 61-й армии Белорусского фронта, с которой он освобождал Белоруссию и Польшу и прошагал по германской земле. В Тюмень он добрался вместе с любимой женой только в конце 1946 года и сразу был принят на работу в областное управление госбезопасности.
Валентин Николаевич отличался острым умом, находчивостью, постоянным оптимизмом и юмором, учил нас – молодых творчески относиться к оперативной работе, приводил яркие примеры из боевой практики.
Так, в трудный для Красной армии период 1941–1942 годов немцы на передовой линии в минуты затишья через громкоговорители кричали на русском языке о нашем неизбежном поражении и призывали советских солдат переходить на их сторону. Самолеты сбрасывали на наши позиции листовки такого же содержания. Находились малодушные люди, которые в вечернее время, прикрепив к штыку винтовки белый флаг, короткими перебежками уходили к немцам. Беседы и политинформации с военнослужащими результата не давали.
Тогда контрразведчики придумали и провели такой маневр. Нашли двух смельчаков из солдат, дали им по автомату и связке гранат, попросили вечером с белыми флажками имитировать переход на сторону врага. Когда до немецких окопов останется немного, встать в полный рост и бежать в сторону фашистов. Так и проделали. Немцы заметили перебежчиков, да еще сразу двоих, повысовывались из окопов, и радостно махая руками, приветствовали их. Наши герои, не добежав метров 10–15, с ходу в упор стали расстреливать немцев из автоматов, а потом забросали гранатами, развернулись и стремительно рванули назад. Заранее подготовленные оперативниками пулеметы слева и справа, чтобы не зацепить своих, стали поливать фланговым огнем немецкие окопы, не давая фашистам поднять головы.
Герои получили заслуженные награды, а тем, кто спрашивал про стрельбу, пояснили, что это была стычка разведчиков при возвращении из-за линии фронта. Но когда следующие перебежчики попытались уйти к немцам, те уничтожили их, не подпуская к окопам. Больше попыток перейти на сторону врага не отмечалось.
Что касается борьбы с агентурой абвера, шпионами и диверсантами, Хоботов очень взвешенно, толково рассказал, что абвер был на тот момент одной из лучших спецслужб мира. Но мы оказались сильнее, «Смерш» переиграл абвер. У немцев не было хорошей социальной базы для вербовки агентов, для этого фашисты использовали в основном военнопленных, перебежчиков и даже уголовный элемент. Советским контрразведчикам добровольно помогали солдаты и офицеры воинских частей, местное патриотически настроенное население. Наши люди сражались за свою землю, за Родину, за Победу.
В общей сложности в «Смерше» служили всего несколько тысяч оперработников, примерно один чекист на тысячу бойцов. Но за все годы войны военная контрразведка обезвредила более 30 тысяч шпионов, около 3500 диверсантов и свыше 6000 террористов. Трудно представить себе степень возможного ущерба для частей Красной армии и страны в целом, если бы все запланированные фашистами диверсии и теракты были приведены в исполнение, если бы все заброшенные к нам агенты смогли собирать и передавать информацию в шпионские центры противника.
Этого не случилось и не могло случиться, потому что нашествию фашистов противостоял весь народ, вся страна. Вот потому Победа и пришла на нашу улицу.
Пользуясь случаем, хочу поздравить коллег с юбилеем, ветеранам пожелать крепкого здоровья и благополучия, а молодым действующим офицерам достойно, настойчиво и бережно охранять безопасность области и России.
Ранее в сюжете