Славянский Сократ
Жизнь и деятельность Григория Сковороды (1722–1794) протекала в XVIII веке. Украинский философ, литератор, педагог родился в семье малоземельных казаков в селе Чернухи Лубенского полка на Полтавщине.
Учился в Киево-Могилянской академии, некоторое время пел в придворной капелле в Петербурге. В этот же период в составе миссии генерала Вишневского посетил ряд стран Западной Европы – Венгрию, Словакию, Австрию, Польшу, Германию, Италию. Григорий Сковорода пробует себя в качестве преподавателя, читает в коллегиуме Переяслав-Хмельницкого курс поэтики, а позднее с перерывами в Харьковской семинарии преподает древнегреческий язык, пиитику, катехизис.
Растет его известность как мыслителя и поэта, странствующего философа, «старичка» – своеобразное монашество в миру. Будучи с ранних лет глубоко религиозным православным человеком, его аскетизм с годами принимает суровые формы, Сковорода много времени посвящал молитве и считал духовную субстанцию доминирующей в человеке. Годы странствий оставили значительный отпечаток в его жизни, философ создает произведения в диалогической форме. Он
стремится понять людей, что ими движет, и приходит к мысли: познать себя – значит познать Бога, увидеть Бога в себе. Философия Сковороды построена на бинарности, дуализме мира видимого, земного и невидимого, божественного.
Все земное для него – только тень и след Божественного. Мир в его понимании: «О, прелестный мир! Ты – океан, пучина, ты мрак, вихрь, тоска, кручина!» В философских трактатах «Кольцо» и «Алфавит, или Букварь мира» Сковорода бытие делит на три уровня, три мира. Первым уровнем, в котором обитает все рожденное, является макрокосм, или Вселенная Второй уровень – это микрокосм, или человек (малый мир). Третий уровень – символическая реальность, сопрягающая воедино макрокосм и микрокосм,
которые в совершенном образе являются не чем иным, как Библией. Философ признает несовершенство мира, общество, погрязшее в корыстолюбии, жаждой обогащения, имея в виду высшие слои государства. Сковорода наивно полагал, что эти слои можно перевоспитать посредством морали, в данном случае его святая вера во все доброе, но искренняя и высоконравственная, как сама жизнь мыслителя.
Человек дихотомичен, его сущность, считает Сковорода, раздвоена и зависит от Бога и природы: «С природой жить и с Богом быть». По мнению монаха-ученого, богоугодное дело совершают люди, работающие и живущие на земле. В стихах, сказах, песнях, баснях, философских трактатах он восхищается людьми, чьи убеждения основаны на дружбе, любви, уважении к людям труда. В плане трудовой деятельности Сковорода рассматривает и проблему равенства. Он признает одно неизбежное неравенство – неравенство одаренности людей и призвания.
Мыслитель критикует господствующие классы, паразитирующие на крестьянском труде, говорит о крестьянах, их «сродности» интересов, приводящей к объективной оценке человека. Любовь, добро, дружба между людьми возникают во время общения, во время труда, вследствие их сродности. Понятие сродности или следования своему призванию становится центральным в этике православного мыслителя. «Природа и сродность, – говорит Сковорода, – означают врожденное Божие благословление». Любовь, по мнению философа, является интегративным качеством, связующим все намерения и поступки человека. Любовь к добру, как любовь, пронизывающая все основы бытия, рождается как следствие природного сходства людей.
Этика философа основывается на природном, естественном принципе: жить согласно природе. Настоящая ценность человека определяется не одеждой, не внешней красотой, богатством, а внутренним миром, нравственными качествами. Философ Сковорода, пожалуй, одним из первых в XVIII веке, поднял вопрос о благородном, нравственном значении труда в жизни каждого человека.
Все в мире находит свое завершение в субстанции человека, «вся неизмеримая бесчисленность и видимость стекается в человеке». Сковорода вслед за французскими материалистами XVIII века утверждал, что главная задача философии – познание природы человека, но не согласен с французскими мыслителями, которые личный интерес провозглашают главным, в поступках и намерениях человека. Славянский философ считал, что нравственное намерение, поступок и линия поведения человека определяются не его телесной организацией, а его духовным миром.
Смысл философии – научить людей, как стать счастливыми, она нужна человеку для более глубокого познания самого себя. Древнегреческий философ Сократ тоже призывал: «Познай самого себя». Григорий Сковорода занимает особое место в русской философии. Его даже при жизни называли русским Сократом. Он являлся первым представителем религиозной философии, изумительная цельность его натуры проявлялась во всем: от опыта свободного построения своего бытия до цельности, оригинальности мышления – художественно-философские «записи» личного экзистенциального опыта. Многомудрие философа, персоналистические истолкования прочитанных философов, событий поражают остроумием, образностью мышления.
Афористичность его произведений, выраженная в философских трактатах, поэтических откровениях, диалогических беседах, со своими взыскующими истины друзьями, юмор, что схож с гомеровскими олимпийцами, с их неугасимым смехом, вызывает во время чтения Григория Сковороды эстетическое наслаждение. Скончался славянский Сократ в селе Ивановке на Украине, завещав на надгробии написать: «Мир ловил меня, но не поймал».