Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

Лидерство, новаторство, созидание

1:06, 3 октября 2012, Сергей Кузнецов
Слушать новость
Лидерство, новаторство, созидание. None. Таково творческое кредо легенды журналистики, директора Тюменского издательского дома Ивана Кнапика Генеральный директор Тюменского издательского дома Иван Кнапик доволен, что жизнь связала его  с журналистикой. Он любит напряженность в работе. Ему нравится метаться, искать и находить. Таково его творческое кредо. Его жизнь можно условно разделить на две части,  и если вторая – это издательская деятельность, то первая, бесспорно, журналистика. – Иван Филиппович, с чего все начиналось? – В 1967 году я начал работу в ярковской районной газете «Знамя коммунизма», в которой прошел путь от корреспондента до завотделом. Работа интересная, с частыми командировками. Вот тогда я впервые начал писать и фотографировать. То, что снимаешь на камеру, дополняет текст и часто бывает даже выразительнее написанного. До сих пор помню многих механизаторов, с которыми встречался в полях. Мне повезло – у меня были хорошие наставники: редактор, фронтовик Павел Медов, заместитель редактора подполковник запаса Михаил Воробьев, мои сверст­ники Сергей Колчанов, Володя Калинин. Такое хорошее дружеское начало послужило тому, что я выбрал прямую дорогу на всю жизнь и уже никогда с нее не сворачивал. – То есть вы  в журналистике с 1967 года? – На самом деле написал первые заметки для районной газеты, когда учился в восьмом классе. В начинаниях меня поддерживал директор школы. В девятом классе я оказался на слете районных корреспондентов. В армии писал для газеты «Советский воин». Во время второго года службы меня отправили в эту газету стажироваться на два месяца – ездил по гарнизонам и писал об армии. Но первая официальная запись в трудовой книжке сделана в ярковской газете. – Какой первый важный урок в журналистике вы полу­чили? – Многому научил меня директор школы, в которой учился. Тогда я написал рассказ «Шахтер». Он меня вызвал и сказал: «Ты хорошо написал, мне понравилось. Но ты в шахте был? Нет! Знаешь, что такое хопёр? Тоже нет! А зачем тогда пишешь?» С тех пор не пишу о том, чего не знаю. Даже став редактором, следовал этому принципу и никогда не имел проколов. Кто знает, не осади он меня тогда, я бы, может, о космонавтах писал... Эта подправка курса привела к тому, что  я выработал свои правила, которым следую всю свою творческую жизнь. – Каких правил должен еще придерживаться журналист? – Главное – не быть верхоглядом. Вот почему сейчас некоторые журналисты нарываются на неприятности? Потому что приехал, пять минут походил и ему уже все ясно. Написал, а когда это в газете прочитали, выяснилось, что половину автор просто домыслил и приукрасил, начинаются судебные тяжбы. Поэтому надо всегда смотреть в корень. Работая корреспондентом, заместителем редактора, а потом девять лет редактором, я ни разу не попадал в такие плохие истории. Вот говорят, что нельзя критиковать. Все можно, и тогда, и сейчас, если эта критика вдумчивая, серьезная и обоснованная. Помню, в Казанке первым секретарем райкома партии был Василий Кныш – мужик, стержень! Я написал фельетон под названием «Бельмо на глазу». В одном совхозе секретарем партийной организации была женщина, которая путала свой карман с государственным, попивала, трудоустраивала родственников. Я об этом написал. На заседании бюро меня поддержали и женщину из партии исключили. Никто тогда не сказал: а ты зачем партию позоришь? – Изменились ли ваши подходы, когда вы стали редактором? – В Юргинском, когда работал заместителем редактора, и в Казанском, где долго был редактором газеты, у меня появился новый подход. Он  в том, что редактору необходимо дать журналисту возможность самовыразиться. Не держать его за руки, в жестких рамках, а научить быть внутренним цензором. Причем научить других следовать журналистским правилам намного сложней, чем следовать им самому. Скомандуешь – в штыки, посоветуешь – не слушают, потому что некоторые из сотрудников старше тебя. Поэтому нужно всегда иметь индивидуальный подход: знать, к чему тяготеет журналист, и подсказывать ему так, чтобы не обидеть, а только направить. Еще один сложный и щепетильный вопрос – правка чужого текста. Могут быть два подхода к правке журналистского материала. Первый – постоянно думать: «А как бы я написал?» По моему мнению, он вообще не приемлем. А вот второй подход – сверять, думая: «А как он написан на самом деле?» – это золотое правило редактора. Переписывать за кого-то – совсем неправильно. Поэтому главное – предоставить молодому  журналисту возможность самовыражения и научить внутренне себя контролировать.  Еще не надо, чтобы журналист выставлял себя всезнайкой, потому что герой статьи раскроется тогда, когда почувствует, что журналист принимает участие в его судьбе, когда сопереживает. – Когда вы начали заниматься издательской деятельностью? – Когда приехал в Тюмень, работа стала не столько творческой, сколько организаторской. В секторе печати вдвоем занимались созданием новых газет, обеспечением изданий кад­рами, были в самой гуще дел  и событий и на юге, и на севере области – в Когалыме, Лангепасе, Радужном, в других городах и райцентрах. Потом я перешел на работу в облисполком начальником управления издательств, полиграфии книжной торговли и стал больше заниматься хозяйственной деятельностью. Обком партии открывает новую газету – нужно типографию строить. Едешь в Москву и выбиваешь оборудование, доставляешь до места, монтируешь, запускаешь, обес­печиваешь типографию кадрами, бумагой и т.д. Нет мест в автономных округах, где бы  я не был как минимум два-три раза. В судьбе почти всех изданий и всех типографий, которые сегодня там работают, я участвовал. В 1986 году пошел коренной перелом. До этого времени в каждом райцентре были газета и типография. В каждой типографии работало шесть человек, все профессии экзотические – линотипист, ручной наборщик, печатник. Ну где в Викулово или в Сладково найдешь линотиписта? Были постоянные сложности с подбором кадров. Заболел линотипист – выпуск газеты приостанавливается, нужно временно искать и привозить специалиста из другого района. Тот же линотип имел до тысячи регулировок – ну кто в райцентре это мог сделать? Легче было найти динозавра, чем наладчика. Создали спецбригаду наладчиков, дали им машину, они колесили по райцентрам, и все равно это не спасало. По­этому у меня родилась мысль сделать межрайонные  централизованные типографии для печати районных газет. Первую такую типографию создали в 1995 году в Ишиме. Она переросла задуманное и заработала как полноценный полиграфический комбинат. Сегодня печатаем там одиннадцать районных газет! А все эти маленькие типографии умерли. С офсетным способом печати газеты стали красивыми, с яркими, сочными цветами, прекрасного полиграфического качества. А если еще  и содержание поднялось, тогда эти газеты вообще пошли на ура. Вторая типография открылась в Ялуторовске – там печатается пять районных газет. Третья типография в Тобольске печатает четыре издания. В этих городах – филиалы Тюменского издательского дома. Главная же типография находится в Тюмени. Здесь работаем по-крупному: печатаются «Тюменские известия», «Тюменский курьер», «Лянторский вестник», газеты из Салехарда и других городов, журналы, книги. – Часто бываете в Ишиме, Ялуторовске, Тобольске? – Очень часто! Я же назначаю директора типографии, главного бухгалтера, постоянно общаюсь с ними. Недавно в Тобольске около месяца безвылазно работали – устанавливали новую печатную машину, сейчас запустили. Занимаюсь типографиями, но  у меня очень теплые отношения с редакторами всех районных газет, знаю очень многих журналистов, пристально слежу за их творчеством, поздравляю с днями рождения. На этапе, когда закончили модернизацию типографий в Тюмени, Ишиме, Ялуторовске, Тобольске и перешли на качественно новый технический уровень, снова занялся реа­лизацией творческих возможностей. – Вы снова начали писать? – Сейчас не пишу материалы для газет, но  у меня, признаться, есть идея создать серию очерков под названием «Тюменские женщины». Первый из них уже готов. Материалов о неординарных женщинах из разных городов и деревень будет, может, с десяток. Но главное для нас сейчас направление – совместные издательские проекты с районными газетами. Наши совместные книги отличает предельная достоверность, потому что лучше авторов из сел и деревень о своих земляках написать сложно. Один из проектов, автором и редактором которого являюсь, называется «Согретые Сибирью». Двухтомник расскажет о том, сколько в Тюмени было детских домов, которые в годы вой­ны эвакуировали на нашу землю из блокадного Ленинграда и других городов страны. К этой работе подключились все районные газеты и никто не сделает это лучше них. Сейчас серьезно работаем над книжкой для детей «В семье многонациональной». Еще одно издание, находящееся в работе: третий том «Печатные СМИ Тюменской области: век XIX – век XXI». Первые два – «Радио» и «Телевидение» – уже изданы. Я тоже координатор этого проекта. – Какие даты для вас наиболее дороги? – С Тюменской областью я одного года рождения: только она была создана 14 августа, а я родился 14 июня. Но все равно скоро вместе с областью будем праздновать семьдесят лет. Сейчас готовимся, наши новые книги выйдут и к этой дате, и к Дню Победы. В этом году исполнилось 45 лет моей работы в районной печати Тюменской области, а также 43 года семейной жизни. С женой Валентиной Альбертовной имеем двоих дочерей, четверых внуков, и это не предел. – Как вы относитесь к тому, что вас называют легендой тюменской прессы? – Благодарен тем, кто это придумал. Мне нравится, что каждый год на фестивале тюменской прессы кто-то удостаивается такого почетного звания. Мне нравится цифра «7». И даже номер моего удостоверения «Легенды тюменской прессы» – «17». Тем не менее, постоянно думаю о том, что не надо бронзоветь. Получение такого звания – это не признание того, что все уже достигнуто и сделано. Нужно думать и о будущем. Так, каждый год Тюменский издательский дом приглашает на стажировку двух-трех студентов факультета журналистики ТюмГУ. Даем им рукописи для редакторской правки, предлагаем сделать дизайн обложек, подготовить оригинал-макет буклета. – Что посоветуете молодым журналистам? – Быть верным профессии и как можно дольше работать в одной газете. Быть в постоянном творческом поиске. Находить собственные темы и их разрабатывать. Стремиться писать как можно ярче.

Таково творческое кредо легенды журналистики, директора Тюменского издательского дома Ивана Кнапика


Генеральный директор Тюменского издательского дома Иван Кнапик доволен, что жизнь связала его  с журналистикой. Он любит напряженность в работе. Ему нравится метаться, искать и находить. Таково его творческое кредо. Его жизнь можно условно разделить на две части,  и если вторая – это издательская деятельность, то первая, бесспорно, журналистика.
– Иван Филиппович, с чего все начиналось?

– В 1967 году я начал работу в ярковской районной газете «Знамя коммунизма», в которой прошел путь от корреспондента до завотделом. Работа интересная, с частыми командировками. Вот тогда я впервые начал писать и фотографировать. То, что снимаешь на камеру, дополняет текст и часто бывает даже выразительнее написанного. До сих пор помню многих механизаторов, с которыми встречался в полях. Мне повезло – у меня были хорошие наставники: редактор, фронтовик Павел Медов, заместитель редактора подполковник запаса Михаил Воробьев, мои сверст­ники Сергей Колчанов, Володя Калинин. Такое хорошее дружеское начало послужило тому, что я выбрал прямую дорогу на всю жизнь и уже никогда с нее не сворачивал.

– То есть вы  в журналистике с 1967 года?

– На самом деле написал первые заметки для районной газеты, когда учился в восьмом классе. В начинаниях меня поддерживал директор школы. В девятом классе я оказался на слете районных корреспондентов. В армии писал для газеты «Советский воин». Во время второго года службы меня отправили в эту газету стажироваться на два месяца – ездил по гарнизонам и писал об армии. Но первая официальная запись в трудовой книжке сделана в ярковской газете.

– Какой первый важный урок в журналистике вы полу­чили?

– Многому научил меня директор школы, в которой учился. Тогда я написал рассказ «Шахтер». Он меня вызвал и сказал: «Ты хорошо написал, мне понравилось. Но ты в шахте был? Нет! Знаешь, что такое хопёр? Тоже нет! А зачем тогда пишешь?» С тех пор не пишу о том, чего не знаю. Даже став редактором, следовал этому принципу и никогда не имел проколов. Кто знает, не осади он меня тогда, я бы, может, о космонавтах писал... Эта подправка курса привела к тому, что  я выработал свои правила, которым следую всю свою творческую жизнь.

– Каких правил должен еще придерживаться журналист?

– Главное – не быть верхоглядом. Вот почему сейчас некоторые журналисты нарываются на неприятности? Потому что приехал, пять минут походил и ему уже все ясно. Написал, а когда это в газете прочитали, выяснилось, что половину автор просто домыслил и приукрасил, начинаются судебные тяжбы. Поэтому надо всегда смотреть в корень. Работая корреспондентом, заместителем редактора, а потом девять лет редактором, я ни разу не попадал в такие плохие истории.

Вот говорят, что нельзя критиковать. Все можно, и тогда, и сейчас, если эта критика вдумчивая, серьезная и обоснованная. Помню, в Казанке первым секретарем райкома партии был Василий Кныш – мужик, стержень! Я написал фельетон под названием «Бельмо на глазу». В одном совхозе секретарем партийной организации была женщина, которая путала свой карман с государственным, попивала, трудоустраивала родственников. Я об этом написал. На заседании бюро меня поддержали и женщину из партии исключили. Никто тогда не сказал: а ты зачем партию позоришь?

– Изменились ли ваши подходы, когда вы стали редактором?

– В Юргинском, когда работал заместителем редактора, и в Казанском, где долго был редактором газеты, у меня появился новый подход. Он  в том, что редактору необходимо дать журналисту возможность самовыразиться. Не держать его за руки, в жестких рамках, а научить быть внутренним цензором.

Причем научить других следовать журналистским правилам намного сложней, чем следовать им самому. Скомандуешь – в штыки, посоветуешь – не слушают, потому что некоторые из сотрудников старше тебя. Поэтому нужно всегда иметь индивидуальный подход: знать, к чему тяготеет журналист, и подсказывать ему так, чтобы не обидеть, а только направить.

Еще один сложный и щепетильный вопрос – правка чужого текста. Могут быть два подхода к правке журналистского материала. Первый – постоянно думать: «А как бы я написал?» По моему мнению, он вообще не приемлем. А вот второй подход – сверять, думая: «А как он написан на самом деле?» – это золотое правило редактора. Переписывать за кого-то – совсем неправильно. Поэтому главное – предоставить молодому  журналисту возможность самовыражения и научить внутренне себя контролировать.  Еще не надо, чтобы журналист выставлял себя всезнайкой, потому что герой статьи раскроется тогда, когда почувствует, что журналист принимает участие в его судьбе, когда сопереживает.

– Когда вы начали заниматься издательской деятельностью?

– Когда приехал в Тюмень, работа стала не столько творческой, сколько организаторской. В секторе печати вдвоем занимались созданием новых газет, обеспечением изданий кад­рами, были в самой гуще дел  и событий и на юге, и на севере области – в Когалыме, Лангепасе, Радужном, в других городах и райцентрах. Потом я перешел на работу в облисполком начальником управления издательств, полиграфии книжной торговли и стал больше заниматься хозяйственной деятельностью. Обком партии открывает новую газету – нужно типографию строить. Едешь в Москву и выбиваешь оборудование, доставляешь до места, монтируешь, запускаешь, обес­печиваешь типографию кадрами, бумагой и т.д. Нет мест в автономных округах, где бы  я не был как минимум два-три раза. В судьбе почти всех изданий и всех типографий, которые сегодня там работают, я участвовал.

В 1986 году пошел коренной перелом. До этого времени в каждом райцентре были газета и типография. В каждой типографии работало шесть человек, все профессии экзотические – линотипист, ручной наборщик, печатник. Ну где в Викулово или в Сладково найдешь линотиписта? Были постоянные сложности с подбором кадров. Заболел линотипист – выпуск газеты приостанавливается, нужно временно искать и привозить специалиста из другого района. Тот же линотип имел до тысячи регулировок – ну кто в райцентре это мог сделать? Легче было найти динозавра, чем наладчика. Создали спецбригаду наладчиков, дали им машину, они колесили по райцентрам, и все равно это не спасало. По­этому у меня родилась мысль сделать межрайонные  централизованные типографии для печати районных газет.

Первую такую типографию создали в 1995 году в Ишиме. Она переросла задуманное и заработала как полноценный полиграфический комбинат. Сегодня печатаем там одиннадцать районных газет! А все эти маленькие типографии умерли. С офсетным способом печати газеты стали красивыми, с яркими, сочными цветами, прекрасного полиграфического качества. А если еще  и содержание поднялось, тогда эти газеты вообще пошли на ура.

Вторая типография открылась в Ялуторовске – там печатается пять районных газет. Третья типография в Тобольске печатает четыре издания. В этих городах – филиалы Тюменского издательского дома. Главная же типография находится в Тюмени. Здесь работаем по-крупному: печатаются «Тюменские известия», «Тюменский курьер», «Лянторский вестник», газеты из Салехарда и других городов, журналы, книги.

– Часто бываете в Ишиме, Ялуторовске, Тобольске?

– Очень часто! Я же назначаю директора типографии, главного бухгалтера, постоянно общаюсь с ними. Недавно в Тобольске около месяца безвылазно работали – устанавливали новую печатную машину, сейчас запустили. Занимаюсь типографиями, но  у меня очень теплые отношения с редакторами всех районных газет, знаю очень многих журналистов, пристально слежу за их творчеством, поздравляю с днями рождения. На этапе, когда закончили модернизацию типографий в Тюмени, Ишиме, Ялуторовске, Тобольске и перешли на качественно новый технический уровень, снова занялся реа­лизацией творческих возможностей.

– Вы снова начали писать?

– Сейчас не пишу материалы для газет, но  у меня, признаться, есть идея создать серию очерков под названием «Тюменские женщины». Первый из них уже готов. Материалов о неординарных женщинах из разных городов и деревень будет, может, с десяток.
Но главное для нас сейчас направление – совместные издательские проекты с районными газетами. Наши совместные книги отличает предельная достоверность, потому что лучше авторов из сел и деревень о своих земляках написать сложно. Один из проектов, автором и редактором которого являюсь, называется «Согретые Сибирью». Двухтомник расскажет о том, сколько в Тюмени было детских домов, которые в годы вой­ны эвакуировали на нашу землю из блокадного Ленинграда и других городов страны. К этой работе подключились все районные газеты и никто не сделает это лучше них.

Сейчас серьезно работаем над книжкой для детей «В семье многонациональной». Еще одно издание, находящееся в работе: третий том «Печатные СМИ Тюменской области: век XIX – век XXI». Первые два – «Радио» и «Телевидение» – уже изданы. Я тоже координатор этого проекта.

– Какие даты для вас наиболее дороги?

– С Тюменской областью я одного года рождения: только она была создана 14 августа, а я родился 14 июня. Но все равно скоро вместе с областью будем праздновать семьдесят лет. Сейчас готовимся, наши новые книги выйдут и к этой дате, и к Дню Победы.
В этом году исполнилось 45 лет моей работы в районной печати Тюменской области, а также 43 года семейной жизни. С женой Валентиной Альбертовной имеем двоих дочерей, четверых внуков, и это не предел.

– Как вы относитесь к тому, что вас называют легендой тюменской прессы?

– Благодарен тем, кто это придумал. Мне нравится, что каждый год на фестивале тюменской прессы кто-то удостаивается такого почетного звания. Мне нравится цифра «7». И даже номер моего удостоверения «Легенды тюменской прессы» – «17».

Тем не менее, постоянно думаю о том, что не надо бронзоветь. Получение такого звания – это не признание того, что все уже достигнуто и сделано. Нужно думать и о будущем. Так, каждый год Тюменский издательский дом приглашает на стажировку двух-трех студентов факультета журналистики ТюмГУ. Даем им рукописи для редакторской правки, предлагаем сделать дизайн обложек, подготовить оригинал-макет буклета.

– Что посоветуете молодым журналистам?

– Быть верным профессии и как можно дольше работать в одной газете. Быть в постоянном творческом поиске. Находить собственные темы и их разрабатывать. Стремиться писать как можно ярче.

Читайте также

Новость Тюмени: Главные новости Тюменской области за 29 июля

Главные новости Тюменской области за 29 июля

29 июля

Новость Тюмени: День города порадует тюменцев солнечной и теплой погодой

День города порадует тюменцев солнечной и теплой погодой

29 июля

Новость Тюмени: Погода в Тюмени: ветрено и дождливо

Погода в Тюмени: ветрено и дождливо

29 июля