Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Пусть село совсем неброское…»

Культура, 01:05, 08 сентября 2012,
Слушать новость
«Пусть село совсем неброское…». .

Ученые иногда пренебрежительно оценивают краеведов: «изучают кочку как монумент». Снобизм напрасен: для этих людей история семьи, улицы, села – история Родины. И в Год российской истории необходимо отвесить в их сторону земной поклон. Эти мысли пришли в голову по прочтении книги сельского учителя Игоря Ястребова «Пусть село совсем неброское… Покровское – родина Г.Е. Распутина».

Конечно, «Распутин» – мировой бренд, чему немало способствовала аналогичная водка и песня группы «Бони М». Но книга написана не столько о «лукавом старце», сколько о том, что в селе живут люди, по биографиям которых можно проследить историю страны.
Вот отдельные пронзительные сюжеты, прочитанные в книге. Например, о подвижнике культпросветработы

Валентине Дручук, сорок лет возглавляющей театр Покровского Дома культуры, или о наб­людателе водного поста дяде Толе Подчувалове, который «как начал в мае сорок девятого года, так до сегодняшнего дня на реку и хожу».

Коротка запись в мартирологе репрессированных односельчан: «Розен Эрик Оттович, 1899 г., г. Рига, Латвия. Ссыльный. Гл. бухгалтер. Осужден. Расстрелян 6 октября 1942 года», но за ней история страны и человека: «договора Молотова-Риббентропа»; вхождение (присоединение) Прибалтики в СССР; превентивные аресты; депортация в Сибирь; обвинения в шпионаже, смертная казнь за преступление, которое не совершал…

Наводит на серьезные размышления рассказ о схожей с судьбой Григория Распутина (по месту рождения, крестьянскому происхождению и страшной гибели) судьбе крестьянина Покровского Феодора Распопова. Отличник Казанской духовной академии отпросился со второго курса священствовать в родную Тобольскую губернию. Спустя два года после смерти скандально знаменитого земляка «старуха с косой» постучалась в двери уважаемого прихожанами благочинного Туринского уезда в виде десяти большевиков. Священник отказался платить выкуп за свою жизнь. Как и Распутина, Распопова убить сразу не могли: «Шесть раз стреляли, и пуля все попадала в наперстный крест, и только от шестого выстрела он покачнулся. К нему подскочил… большевик..., ударил его по щеке и крикнул: «Вот, ты Богу молился, но Он тебе не помогает, а я бы мог спасти». На что брат что-то сказал про справедливость и тут же упал от новой пули». Феодор Распопов объявлен новомучеником, написана икона с его ликом.

Его знаменитый односельчанин Русской православной церковью не признан. Выписываемая учеными «история повседневности» во-многом опирается вот на такие скрупулезно собранные краеведами сюжеты.

Давайте в Год российской истории дадим и им слово. Их  у нас много: Александр Петрушин – в Тюмени, Венера Бектемирова – в Ембаево, Зихард Риве – в Тобольске, Вера Кузнецова – в Исетске и многие другие. Подобным богатым духом землякам, истово любящим свою малую родину – деревеньку и большую Родину – Россию, есть что сказать.

Александр ЯРКОВ,  доктор исторических наук, профессор Тюменского госуниверситета

Ученые иногда пренебрежительно оценивают краеведов: «изучают кочку как монумент». Снобизм напрасен: для этих людей история семьи, улицы, села – история Родины. И в Год российской истории необходимо отвесить в их сторону земной поклон. Эти мысли пришли в голову по прочтении книги сельского учителя Игоря Ястребова «Пусть село совсем неброское… Покровское – родина Г.Е. Распутина».

Конечно, «Распутин» – мировой бренд, чему немало способствовала аналогичная водка и песня группы «Бони М». Но книга написана не столько о «лукавом старце», сколько о том, что в селе живут люди, по биографиям которых можно проследить историю страны.
Вот отдельные пронзительные сюжеты, прочитанные в книге. Например, о подвижнике культпросветработы

Валентине Дручук, сорок лет возглавляющей театр Покровского Дома культуры, или о наб­людателе водного поста дяде Толе Подчувалове, который «как начал в мае сорок девятого года, так до сегодняшнего дня на реку и хожу».

Коротка запись в мартирологе репрессированных односельчан: «Розен Эрик Оттович, 1899 г., г. Рига, Латвия. Ссыльный. Гл. бухгалтер. Осужден. Расстрелян 6 октября 1942 года», но за ней история страны и человека: «договора Молотова-Риббентропа»; вхождение (присоединение) Прибалтики в СССР; превентивные аресты; депортация в Сибирь; обвинения в шпионаже, смертная казнь за преступление, которое не совершал…

Наводит на серьезные размышления рассказ о схожей с судьбой Григория Распутина (по месту рождения, крестьянскому происхождению и страшной гибели) судьбе крестьянина Покровского Феодора Распопова. Отличник Казанской духовной академии отпросился со второго курса священствовать в родную Тобольскую губернию. Спустя два года после смерти скандально знаменитого земляка «старуха с косой» постучалась в двери уважаемого прихожанами благочинного Туринского уезда в виде десяти большевиков. Священник отказался платить выкуп за свою жизнь. Как и Распутина, Распопова убить сразу не могли: «Шесть раз стреляли, и пуля все попадала в наперстный крест, и только от шестого выстрела он покачнулся. К нему подскочил… большевик..., ударил его по щеке и крикнул: «Вот, ты Богу молился, но Он тебе не помогает, а я бы мог спасти». На что брат что-то сказал про справедливость и тут же упал от новой пули». Феодор Распопов объявлен новомучеником, написана икона с его ликом.

Его знаменитый односельчанин Русской православной церковью не признан. Выписываемая учеными «история повседневности» во-многом опирается вот на такие скрупулезно собранные краеведами сюжеты.

Давайте в Год российской истории дадим и им слово. Их  у нас много: Александр Петрушин – в Тюмени, Венера Бектемирова – в Ембаево, Зихард Риве – в Тобольске, Вера Кузнецова – в Исетске и многие другие. Подобным богатым духом землякам, истово любящим свою малую родину – деревеньку и большую Родину – Россию, есть что сказать.

Александр ЯРКОВ,  доктор исторических наук, профессор Тюменского госуниверситета



Как в Тюмени прошла акция «Библионочь-2024»

24 апреля

Выставка «Вселенная Гарри Поттера» в Тюмени!

23 апреля