Перелистывая страницы прошлого
Далее в сюжете: Победный финал Курской битвы
69 лет назад советские войска разгромили немецкие войска в Курской битве. Воспоминаниями делятся тюменцы Аркадий Сидоров и Михаил Беляков
Уже все известно о войне: написаны книги, сняты фильмы. Но каждое новое воспоминание участников Великой Отечественной войны – переживания конкретного человека, его молодость, выпавшая на лихолетье, свежо и больно ранит. Сегодня страницы своей героической юности перелистывают два тюменца – Аркадий Дмитриевич Сидоров и Михаил Карпович Беляков. Они участники Курской битвы.
Танковое сражение под Прохоровкой
Солдатскую форму Аркадий Сидоров надел в 1943 году, тогда ему исполнилось восемнадцать, а снял ее 1948 году. Пять долгих лет под ружьем.
– В январе 1943 года нас, новобранцев, направили в Омское танковое училище, где на ускоренных курсах я получил специальность механика-водителя танка Т-34. В июне мы уже ехали в Подмосковье, где из сибиряков формировалась четвертая танковая армия. Боевое крещение приняли в начале августа на Курской дуге, – вспоминает ветеран. – Попали в самое пекло – район Прохоровки.
…На нас движется немецкий танк, навожу орудие. Командир отдает приказ: «Влево!», выполняю команду. Враг подбит! Не успели порадоваться первой победе, как тут же нас сотрясает от прямого попадания. Другой снаряд с тыла попадает в двигатель. Танк
изнутри наполнился едким дымом. чтобы не сгореть заживо, выбираемся из него. Повезло, пехоты противника не было рядом. До своих добирались ползком. И вновь в бой. Стоял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей. Сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа. От выстрелов в упор сворачивало башни, скручивало орудия, лопалась броня, взрывались танки. Но страшно было лишь после боя.
За участие в Великой Отечественной войне Аркадий Дмитриевич Сидоров награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны второй степени, медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», знаком «Почетный ветеран» четвертой гвардейской танковой армии.
Первый раз в бою
Дорога к победе пулеметчика Михаила Белякова началась в 1943 году под Орлом, а закончилась в пригороде Берлина, когда замполит объявил о капитуляции Германии.
В пулеметном расчете Белякова 218-го стрелкового полка 250-й дивизии 63-й армии было несколько бойцов. Солдат не хватало. Сам он выполнял обязанности первого номера, а рядом были друзья – второй номер и два подносчика снарядов.
После формирования полка еще не прошедших боевого крещения солдат направили на передовую линию – под Орел.
– Все горело и дымилось, гудело от постоянных бомбежек. Бывалые бойцы отмечали: «Немец готовится в наступ-ление». Не ошиблись, под утро нас бросили в бой, – вспоминает ветеран. – Перед этим командир сказал: «На войне всякое может случиться. Поэтому
у каждого из вас должна быть в потайном кармане пустая гильза с вложенными в нее данными – фамилией и домашним адресом».
Я, как и другие, написал адрес матери, свое имя и приготовился к худшему... Солдатских медальонов с собственными номерами тогда не было.
Пошли в наступление. Местность незнакомая, кругом чужие села и деревни. Наши «максимы» еле справлялись с полчищами противника. Мы потеряли многих солдат, но немцев с укрепившихся позиций прогнали. Особенно тяжело пришлось нам, попавшим в бой первый раз. Трудно привыкнуть к бомбежкам, грохоту орудий, понять тактику боя и другие военные тонкости. А когда впервые участвуешь в сражении, то жуть берет. К примеру, летит, ревет и свистит немецкий снаряд, думаешь, сейчас он унесет мою жизнь, а он пролетит над головой и приземлится в нескольких метрах от тебя. Если он летит «молча», знай – в тебя.
…Наш батальон подняли в атаку, уж со счету сбился какую, застрочили «максимы». Немецкие корректировщик и минометчики засекли квадрат, в котором мы сидели. В это время другой батальон вступил в бой, немцы побежали прямо на нас. Только начали мы стрелять, как ударили вражеские минометы. Завязался ожесточенный кровопролитный бой. Земля кругом была изрыта и вспахана...
В том бою восемнадцатилетний Михаил Беляков получил множественные ранения, которые до сих пор напоминают о себе, не все осколки смогли удалить медики.
В таких условиях каждый поступок при выполнении приказа становился подвигом.
За участие в Великой Отечественной войне Михаил Карпович Беляков награжден орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» и многими юбилейными.
Ранее в сюжете