Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

Об искусстве, что вымывает из души пыль повседневности

1:02, 11 июля 2012,
Слушать новость
Об искусстве, что вымывает из души пыль повседневности. None. Культурный проект «Я покажу тебе музей» посвящен фондовым сокровищам музейного комплекса имени Словцова, ярким выставкам, харизматичным личностям, которые трудятся в городских храмах муз. Очередной зарисовкой о наследии фондов Тюменского музея изобразительных искусств делится Оксана Костко. «Музыкальный вечер» – картина, которая запомнилась мне  с детства. В шикарной зале (там позолоченные рамы в виде цветочных гирлянд «обнимают» огромные зеркала) невероятно красивые и счастливые люди с личиками фарфоровых кукол дарили друг другу цветы, склонялись в глубоких реверансах... Их облик напоминал персонажей сервиза «Мадонна», который мамина подруга привезла из-за бугра: прочая посуда рядом с ним померкла в одночасье. Сколько восторженных строк об этом полотне написано в музейных «книгах отзывов», сколько лестных признаний высказано во время экскурсий!.. В творчестве Артура Риччи (1854 – 1919 гг.) «галантный век» не был случайным интересом: художник возвращался к этой теме из картины в картину. С завидным постоянством возвращались и предметы интерьера, и удачные ракурсы, и особо удавшиеся персонажи, и выигрышно подобранные к ним костюмы. Почему человек, живший в эпоху башни Эйфеля и первых небоскребов, прошедший выучку во Флорентийской академии, упрямо воскрешал сцены, где дамы читали ноты и письма, кокетничали с кавалерами, не замечая, что стали объектом наблюдения? Почему, глядя на дворцовые апартаменты, восторженная публика забывала, какие неудобства в виде корсетов и напудренных париков поджидали их обитателей? Забывала она  и о том, что даже современная мораль сочла бы этих людей с их альковными страстями и беспредельным гедонизмом первыми кандидатами в преисподнюю. Даже в эпоху Возрождения тема музицирования нередко трактовалась как греховная, ибо игра на музыкальных инструментах была сродни любви. Адские муки для персонажей Босха представали в виде флейт, засасывающих грешников, а также лир и арф, становившихся распятиями. Восемнадцатое столетие вынесло приговор  религиозному усердию устами просветителей: «Раздавите гадину!» А погоня за наслаждением сделала эту эпоху еще и веком музыки. Какие только изобретения и ухищрения не предлагали кудесники-механики: музыкальные шкатулки, часы с поющими птицами, кровати, марши для пробуждения и колыбельные для отхода ко сну… Музыка наиболее точно воспроизвела «дуновенье века», поскольку обладала нужной подвижностью, чтобы выразить чувства и настроения, диапазоном, чтобы рассказать о темпераментах и состояниях от любви до ненависти. Она воплощала хрупкость бытия и мимолетность всего земного: мелодия рождалась и умирала, набирала силу и затихала. Появились первые салоны, где знатоки и ценители прекрасного могли рассуждать о достоинствах художественного произведения, не считаясь с мнением свиты короля или придворным статусом автора, ибо имели «просвещенный вкус». Эту образованность Дидро сравнивал с «лезвием бритвы, на котором трудно удержаться», чтобы не впасть в безвкусицу или столь же нелепый эстетизм. Отвергнув прежние законы и нормы, эти «люди походили на пересохшее озеро, жаждущее наполнения». Поэтому их интерес ко всему окружающему, наукам, искусству, границам и возможностям любви и творчества подготовил появление человека новой формации. Наука обернулась техническим прогрессом, а скепсис и ирония сменились равнодушием сытого мещанина. Духовный вакуум заполнялся ностальгическими картинами «прекрасной старины». На художественном рынке большим спросом пользовались картины в стилистике «нового рококо», воплощавшие красивую сказку о галантном веке. В большой моде оказались маскарады, ретроспективные выставки старых портретов «с чердаков фамильных усадеб». Журналы писали о мудрости и хитрости «наших бабушек», что, налепив мушку в «нужном месте», сообщали о чувствах, а развернув определенным образом веер – о времени любовного свидания. У современного человека на такую игру не хватало ни времени, ни сил – он становился все более прямолинейным. Однако художников на пути к коммерческому успеху подстерегал очень серьезный конкурент – объектив фотоаппарата. Само название «объективно и точно» не оставляло иного выбора, кроме как «уйти в чистую живопись» – экспериментировать с цветом и фактурой или создавать вещи «не хуже», позже названные «фотореализмом». Артур Риччи выбрал для себя второй путь, однако вся его убедительность и достоверность развеется, если внимательно рассмотреть картину. Место действия – фантазия из антикварных предметов, у кавалеров и дам практически одно лицо, меняется только цвет париков и платьев, ракурсы и мимика. Чтобы работать быстро и продуктивно, нужно «набить руку», довести скорость и совершенство кисти почти до автомата. Но (парадокс, о котором предупреждал Дидро) все равно «Музыкальный вечер» завораживает... Потому что «языческая» природа человека очень сильна: мы более падки на то, что «пленяет взор», а не на то, что «пленяет душу». Оксана КОСТКО, искусствовед

Культурный проект «Я покажу тебе музей» посвящен фондовым сокровищам музейного комплекса имени Словцова, ярким выставкам, харизматичным личностям, которые трудятся в городских храмах муз. Очередной зарисовкой о наследии фондов Тюменского музея изобразительных искусств делится Оксана Костко.

«Музыкальный вечер» – картина, которая запомнилась мне  с детства. В шикарной зале (там позолоченные рамы в виде цветочных гирлянд «обнимают» огромные зеркала) невероятно красивые и счастливые люди с личиками фарфоровых кукол дарили друг другу цветы, склонялись в глубоких реверансах... Их облик напоминал персонажей сервиза «Мадонна», который мамина подруга привезла из-за бугра: прочая посуда рядом с ним померкла в одночасье. Сколько восторженных строк об этом полотне написано в музейных «книгах отзывов», сколько лестных признаний высказано во время экскурсий!..

В творчестве Артура Риччи (1854 – 1919 гг.) «галантный век» не был случайным интересом: художник возвращался к этой теме из картины в картину. С завидным постоянством возвращались и предметы интерьера, и удачные ракурсы, и особо удавшиеся персонажи, и выигрышно подобранные к ним костюмы. Почему человек, живший в эпоху башни Эйфеля и первых небоскребов, прошедший выучку во Флорентийской академии, упрямо воскрешал сцены, где дамы читали ноты и письма, кокетничали с кавалерами, не замечая, что стали объектом наблюдения? Почему, глядя на дворцовые апартаменты, восторженная публика забывала, какие неудобства в виде корсетов и напудренных париков поджидали их обитателей? Забывала она  и о том, что даже современная мораль сочла бы этих людей с их альковными страстями и беспредельным гедонизмом первыми кандидатами в преисподнюю.

Даже в эпоху Возрождения тема музицирования нередко трактовалась как греховная, ибо игра на музыкальных инструментах была сродни любви. Адские муки для персонажей Босха представали в виде флейт, засасывающих грешников, а также лир и арф, становившихся распятиями. Восемнадцатое столетие вынесло приговор  религиозному усердию устами просветителей: «Раздавите гадину!» А погоня за наслаждением сделала эту эпоху еще и веком музыки. Какие только изобретения и ухищрения не предлагали кудесники-механики: музыкальные шкатулки, часы с поющими птицами, кровати, марши для пробуждения и колыбельные для отхода ко сну…

Музыка наиболее точно воспроизвела «дуновенье века», поскольку обладала нужной подвижностью, чтобы выразить чувства и настроения, диапазоном, чтобы рассказать о темпераментах и состояниях от любви до ненависти.

Она воплощала хрупкость бытия и мимолетность всего земного: мелодия рождалась и умирала, набирала силу и затихала. Появились первые салоны, где знатоки и ценители прекрасного могли рассуждать о достоинствах художественного произведения, не считаясь с мнением свиты короля или придворным статусом автора, ибо имели «просвещенный вкус».

Эту образованность Дидро сравнивал с «лезвием бритвы, на котором трудно удержаться», чтобы не впасть в безвкусицу или столь же нелепый эстетизм. Отвергнув прежние законы и нормы, эти «люди походили на пересохшее озеро, жаждущее наполнения». Поэтому их интерес ко всему окружающему, наукам, искусству, границам и возможностям любви и творчества подготовил появление человека новой формации. Наука обернулась техническим прогрессом, а скепсис и ирония сменились равнодушием сытого мещанина. Духовный вакуум заполнялся ностальгическими картинами «прекрасной старины».

На художественном рынке большим спросом пользовались картины в стилистике «нового рококо», воплощавшие красивую сказку о галантном веке. В большой моде оказались маскарады, ретроспективные выставки старых портретов «с чердаков фамильных усадеб». Журналы писали о мудрости и хитрости «наших бабушек», что, налепив мушку в «нужном месте», сообщали о чувствах, а развернув определенным образом веер – о времени любовного свидания. У современного человека на такую игру не хватало ни времени, ни сил – он становился все более прямолинейным.

Однако художников на пути к коммерческому успеху подстерегал очень серьезный конкурент – объектив фотоаппарата. Само название «объективно и точно» не оставляло иного выбора, кроме как «уйти в чистую живопись» – экспериментировать с цветом и фактурой или создавать вещи «не хуже», позже названные «фотореализмом».

Артур Риччи выбрал для себя второй путь, однако вся его убедительность и достоверность развеется, если внимательно рассмотреть картину.

Место действия – фантазия из антикварных предметов, у кавалеров и дам практически одно лицо, меняется только цвет париков и платьев, ракурсы и мимика.

Чтобы работать быстро и продуктивно, нужно «набить руку», довести скорость и совершенство кисти почти до автомата. Но (парадокс, о котором предупреждал Дидро) все равно «Музыкальный вечер» завораживает... Потому что «языческая» природа человека очень сильна: мы более падки на то, что «пленяет взор», а не на то, что «пленяет душу».

Оксана КОСТКО, искусствовед

Читайте также

Новость Тюмени: Девять номинаций на «Золотую маску»: тюменцам покажут титулованные спектакли из Перми

Девять номинаций на «Золотую маску»: тюменцам покажут титулованные спектакли из Перми

3 декабря

Новость Тюмени: В Тюмени начали разработку компьютерной игры по мотивам киноэпопеи «Тобол»

В Тюмени начали разработку компьютерной игры по мотивам киноэпопеи «Тобол»

30 ноября

Новость Тюмени: В исторических местах Тобольска установили "говорящих" ангелов

В исторических местах Тобольска установили "говорящих" ангелов

26 ноября