Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

В сети озерных протоков

Общество, 01:04, 10 июля 2012,
Слушать новость
В сети озерных протоков. .

Отдаленная от других населенных пунктов труднопроходимым болотом, деревня Кускургуль сохранила самобытность
и уникальность, а ее жители – способность быть хозяевами на земле


Ох и трудная это работа – преодолевать болото!


Деревня Кускургуль появилась очень давно. По словам старожилов, первые упоминания о ней относятся к XIII веку. Деревня расположена рядом с большими озерами, которые соединяются друг с другом протоками. Лет десять назад строители начали прокладывать трассу из Тюмени в Междуреченский в сторону города Урая Ханты-Мансийского автономного округа, но четыре года назад из-за отсутствия финансирования строительство прекратилось. Трасса километров 40 не дошла до деревни.
И остался недоделанным самый сложный участок дороги – через болото – длиной 15–20 км.

Сказать, что эта дорога труднопроходима, – значит не сказать ничего! Даже вездеходы «Петрович» – идеальные машины для этих мест – застревали в болотной жиже и приходилось продвигаться вперед метр за метром с помощью лебедки. Болото преодолевалось в условиях, приближенных к боевым: тысячи оводов кружились в воздухе, сопровождая отчаянных смельчаков, рискнувших всего лишь на минуту выпрыгнуть из вездехода. Одежда человека за одну минуту становилась похожей на кольчугу из оводов и слепней!

Полуразрушенный мост через реку Лайму – отправная точка любого рассказа о трудностях пути. Вездеходы смогли преодолеть его с помощью сопровождающего, помощника водителя Дмитрия Козлова, и то с большой осторожностью: сквозь провалы между опор была видна мутная вода реки.

В эти минуты участникам экспедиции «Репортеры дорогами Заболотья» не верилось, что они находятся всего в 140 км от Тюмени! Журналисты чувствовали себя героями странной, новой для себя реальности, преодолевающими болотные топи, облака кровососущих насекомых и полуденный зной.

Отсутствие дороги: зло или благо?


Участников экспедиции – журналистов газеты «Тюменская область сегодня» и наших друзей, поддержавших проект редакции, – сотрудников компании «Экотранс», выпускающей вездеходы «Петрович», Виктора Корнилова, Дмитрия Козлова и Николая Сидорова, профессора ТюмГУ Александра Яркова, специалистов Тюменского кардиоцентра Анастасию Такканд и Наталью Дементьеву, – встретили как старых друзей, с радушием и гостеприимством. Экспедиция остановилась в доме бывшего директора школы Манура Давлетшина, благодаря подвижнической энергии которого деревня живет и развивается.

– Когда я услышал, что вы приедете с Петровичем, сначала подумал про Виктора Петровича Журавкова, главу сельского поселения Антипинское, – рассказал Манур Тухтасынович. – Беспокоился, как вы доедете. Потом понял, что вы приедете на «Петровичах», и сразу успокоился – до нас доберетесь!..

Жители деревни Кускургуль придумывают всевозможные способы преодолевать топи: проходят одними им ведомыми тропами через болото, своими руками мастерят самодельные вездеходы и даже пролетают над болотом на параплане. У некоторых есть «танкетки» – так местные называют старые вездеходы ГАЗ-71. Два раза в неделю – по понедельникам и четвергам – летает самолет Ан-2 авиакомпании UТair-Cargo по маршруту Нижняя Тавда – Кускургуль – Тобольск. Билет стоит 200 рублей.

Тема отсутствия дороги проходит лейтмотивом в разговоре с любым жителем деревни. «Вот если бы у нас была дорога», – мечтательно говорят некоторые из них. Однако когда задаешь вполне конкретный вопрос: «Как тогда изменится ваша жизнь?» – не знают, что ответить. А некоторые честно признаются, что не заинтересованы в том, чтобы дорога была.

– Может, сделают дорогу когда-нибудь, – говорит Нуршида Вахитова. – Но вот мне этой дороги не надо. В таком возрасте, как у меня, спокойствие нужно.

За долгие годы местные привыкли к такой жизни. В оторванности от цивилизации есть и свои плюсы: болото служит защитной стеной, оберегающей жителей от язв цивилизации.

Школа должна остаться!


В последние годы появилась сотовая связь от двух операторов. И пусть сеть ловится не во всех местах деревни, жители все равно рады – есть возможность общаться с большим миром. А вот ограниченность в снабжении домов электроэнергией селянами ощущается острее.

В деревне установлена автономная электростанция турецкого производства, которая работает на дизельном топливе, ее включают на три часа утром и на пять часов вечером. По праздникам и для занятий детей в компьютерном классе время работы генератора увеличивают. Плата за свет – 200 рублей в месяц с хозяев каждого дома. Три миллиона рублей тратится каждый год на дизельное топливо для работы генератора. Им запасаются впрок в зимние месяцы, пока есть «тающая дорога» – так местные называют зимник.

В чем едины жители, так это в мнении, что школа в деревне должна остаться. Сегодня в филиале Антипинской учатся 26 детей. В одном классе занимается всего 2 ребенка. А трех классов – второго, третьего и седьмого – нет вообще. Вопреки привычным стереотипам молодежи в деревне не меньше, чем стариков, а это значит, что будущее у Кускургуля есть.

Сами себе работодатели


Люди, живущие в деревне Кускургуль, сильно отличаются от городских. Жизнь научила их рассчитывать только на свои силы. Каждая из 60 семей имеет дом с баней, коров, лошадей, овец. Практически в каждой семье охотники и рыболовы. А иначе – не проживешь!
Из 221 жителя деревни трудо­устроено только 16: это работники школы и почты.

Рядом с деревней расположено озеро, но за последние годы оно сильно обмелело. Теперь до воды – полкилометра болотистой местности. Местные жители выложили дорожку из досок. Карасей, которые в изобилии водились в здешних местах, стало мало. Привычные совсем недавно блюда – уху и жареных карасей – теперь готовят только по праздникам. Зато варенье из клюквы и брусники по-прежнему на столах селян.

В каждой семье в сентябре собирают эти ягоды и сдают заготовителям. Закупочная цена – 80 рублей за килограмм. Вся деревня знает о том, что в прошлом сезоне Рисхат Сайдулин собрал целую тонну клюквы.

– Деревня у нас такая, что все покупаем зимой – и газ, и бензин, и соляру, – рассказала учитель начальных классов Гульнур Сайдулина. – Стараемся и муку покупать, и сахар, потому что в магазине дорого. Зимой приво­зим стройматериалы для планируемого летом строительства или ремонта.

Продукты доставляют раз в неделю самолетом. Мясом жители деревни обеспечивают себя самостоятельно. Хлеб чаще всего пекут сами, но зимой, когда его привозят в сельский магазин, охотно покупают. В магазине есть все самое необходимое. Действует медпункт, только вот фельдшера нет. Манур Давлетшин прошел курсы первой доврачебной помощи. В редких случаях по его вызову прибывает санавиация. Вообще же здесь привыкли лечиться народными методами и средствами.

Жители деревни – люди скромные и немногословные. Они не привыкли к вниманию прессы. За их простотой скрывается чувство собственного достоинства. Пообщавшись с ними, начинаешь понимать, что без некоторых благ цивилизации – включенного фоном телевизора и наивной веры во всесилие денег, человек становится только чище и светлее. Трудолюбие жителей деревни Кускургуль дает им ощущение самодостаточности, а вынужденная изоляция помогает сохранить самобытность культуры заболотных татар.

[gallery link="file" columns="7"]

мнения

Андрей Артюхов,

первый заместитель председателя Тюменской областной Думы, председатель регионального отделения партии «Единая Россия»:

– В экспедиции вы сможете увидеть много интересных людей и это самое главное. Депутам очень важно, чтобы журналисты показали реальную картину сибирской деревни: как живут люди, в каких условиях. Все это будет запечатлено в материалах, которые потом прочитаем. Поэтому желаю вам новых творческих находок, интересных встреч и всего самого доброго!

Отец Тихон,

настоятель Свято-Троицкого монастыря:

– В России с давних времен было принято приступать к делу с Божьей помощью. Благословляю ваши добрые начинания, ибо они имеют большое значение для людей, которые живут далеко в Заболотье. Жители деревнь, куда можно добраться только на вездеходе или по воздуху, нуждаются в нашем внимании!

Владимир Кузнецов,

председатель Союза журналистов Тюменской области:

– Традиция журналистских экспедиций – одна из самых славных. Еще до революции их организовывали из столицы в провинцию. Символично, что старт проекту «Репортеры дорогами Заболотья» дан от улицы Республики (бывшей Царской), которая когда-то являлась частью Великого Сибирского пути. Корреспонденты издания «Тюменская область сегодня» молоды и энергичны. Они не отсиживаются в кабинетах, а сами едут к героям, чтобы встретиться с ними с глазу на глаз, получить реальную эксклюзивную информацию и первыми донести ее людям. В добрый путь! Для газеты это не последняя экспедиция. Уверен, будет и сотая.

Елена МИХАЛЬКОВА,

ответственный секретарь газеты «Тюменская область сегодня»:

– Жители деревни поразили меня. Живя в суровых условиях, они любят свой край. Несмотря на отсутствие работы, зарплаты, селяне живут крепкими семьями, имеют большие хозяйства, помогают друг другу. Люди удивительные. Например, диспетчер аэродромной площадки Кускургуль Фаина Халилова читала нам мудрые мысли, которые она записывает в 36 авиационных бортовых журналах. Незабываемые ощущения. Было здорово!

Виктор КОРНИЛОВ,

генеральный директор компании «Экотранс»: – Считаю, что экспедиция удалась, потому что ехали на «Петровичах» и при преодолении болота они практически не застревали. Это надежные машины, и у нас была прекрасная возможность в очередной раз в этом убедиться.

Текст

Нина ГЕННЕ,

руководитель отдела продаж газеты «Тюменская область сегодня»:

– Очень интересная и познавательная экспедиция. Познакомились и пообщались с душевными людьми. Считаю, что цель поездки – узнать, как живут эти самобытные люди – достигнута. Хотя лично для меня они так и остались загадкой. Большая благодарность тем, кто нас так гостеприимно встречал. В пути было трудно, но мы поедем еще.

Далее в сюжете: Фотогалерея экспедиции «Репортеры дорогами Заболотья»

Отдаленная от других населенных пунктов труднопроходимым болотом, деревня Кускургуль сохранила самобытность
и уникальность, а ее жители – способность быть хозяевами на земле


Ох и трудная это работа – преодолевать болото!


Деревня Кускургуль появилась очень давно. По словам старожилов, первые упоминания о ней относятся к XIII веку. Деревня расположена рядом с большими озерами, которые соединяются друг с другом протоками. Лет десять назад строители начали прокладывать трассу из Тюмени в Междуреченский в сторону города Урая Ханты-Мансийского автономного округа, но четыре года назад из-за отсутствия финансирования строительство прекратилось. Трасса километров 40 не дошла до деревни.
И остался недоделанным самый сложный участок дороги – через болото – длиной 15–20 км.

Сказать, что эта дорога труднопроходима, – значит не сказать ничего! Даже вездеходы «Петрович» – идеальные машины для этих мест – застревали в болотной жиже и приходилось продвигаться вперед метр за метром с помощью лебедки. Болото преодолевалось в условиях, приближенных к боевым: тысячи оводов кружились в воздухе, сопровождая отчаянных смельчаков, рискнувших всего лишь на минуту выпрыгнуть из вездехода. Одежда человека за одну минуту становилась похожей на кольчугу из оводов и слепней!

Полуразрушенный мост через реку Лайму – отправная точка любого рассказа о трудностях пути. Вездеходы смогли преодолеть его с помощью сопровождающего, помощника водителя Дмитрия Козлова, и то с большой осторожностью: сквозь провалы между опор была видна мутная вода реки.

В эти минуты участникам экспедиции «Репортеры дорогами Заболотья» не верилось, что они находятся всего в 140 км от Тюмени! Журналисты чувствовали себя героями странной, новой для себя реальности, преодолевающими болотные топи, облака кровососущих насекомых и полуденный зной.

Отсутствие дороги: зло или благо?


Участников экспедиции – журналистов газеты «Тюменская область сегодня» и наших друзей, поддержавших проект редакции, – сотрудников компании «Экотранс», выпускающей вездеходы «Петрович», Виктора Корнилова, Дмитрия Козлова и Николая Сидорова, профессора ТюмГУ Александра Яркова, специалистов Тюменского кардиоцентра Анастасию Такканд и Наталью Дементьеву, – встретили как старых друзей, с радушием и гостеприимством. Экспедиция остановилась в доме бывшего директора школы Манура Давлетшина, благодаря подвижнической энергии которого деревня живет и развивается.

– Когда я услышал, что вы приедете с Петровичем, сначала подумал про Виктора Петровича Журавкова, главу сельского поселения Антипинское, – рассказал Манур Тухтасынович. – Беспокоился, как вы доедете. Потом понял, что вы приедете на «Петровичах», и сразу успокоился – до нас доберетесь!..

Жители деревни Кускургуль придумывают всевозможные способы преодолевать топи: проходят одними им ведомыми тропами через болото, своими руками мастерят самодельные вездеходы и даже пролетают над болотом на параплане. У некоторых есть «танкетки» – так местные называют старые вездеходы ГАЗ-71. Два раза в неделю – по понедельникам и четвергам – летает самолет Ан-2 авиакомпании UТair-Cargo по маршруту Нижняя Тавда – Кускургуль – Тобольск. Билет стоит 200 рублей.

Тема отсутствия дороги проходит лейтмотивом в разговоре с любым жителем деревни. «Вот если бы у нас была дорога», – мечтательно говорят некоторые из них. Однако когда задаешь вполне конкретный вопрос: «Как тогда изменится ваша жизнь?» – не знают, что ответить. А некоторые честно признаются, что не заинтересованы в том, чтобы дорога была.

– Может, сделают дорогу когда-нибудь, – говорит Нуршида Вахитова. – Но вот мне этой дороги не надо. В таком возрасте, как у меня, спокойствие нужно.

За долгие годы местные привыкли к такой жизни. В оторванности от цивилизации есть и свои плюсы: болото служит защитной стеной, оберегающей жителей от язв цивилизации.

Школа должна остаться!


В последние годы появилась сотовая связь от двух операторов. И пусть сеть ловится не во всех местах деревни, жители все равно рады – есть возможность общаться с большим миром. А вот ограниченность в снабжении домов электроэнергией селянами ощущается острее.

В деревне установлена автономная электростанция турецкого производства, которая работает на дизельном топливе, ее включают на три часа утром и на пять часов вечером. По праздникам и для занятий детей в компьютерном классе время работы генератора увеличивают. Плата за свет – 200 рублей в месяц с хозяев каждого дома. Три миллиона рублей тратится каждый год на дизельное топливо для работы генератора. Им запасаются впрок в зимние месяцы, пока есть «тающая дорога» – так местные называют зимник.

В чем едины жители, так это в мнении, что школа в деревне должна остаться. Сегодня в филиале Антипинской учатся 26 детей. В одном классе занимается всего 2 ребенка. А трех классов – второго, третьего и седьмого – нет вообще. Вопреки привычным стереотипам молодежи в деревне не меньше, чем стариков, а это значит, что будущее у Кускургуля есть.

Сами себе работодатели


Люди, живущие в деревне Кускургуль, сильно отличаются от городских. Жизнь научила их рассчитывать только на свои силы. Каждая из 60 семей имеет дом с баней, коров, лошадей, овец. Практически в каждой семье охотники и рыболовы. А иначе – не проживешь!
Из 221 жителя деревни трудо­устроено только 16: это работники школы и почты.

Рядом с деревней расположено озеро, но за последние годы оно сильно обмелело. Теперь до воды – полкилометра болотистой местности. Местные жители выложили дорожку из досок. Карасей, которые в изобилии водились в здешних местах, стало мало. Привычные совсем недавно блюда – уху и жареных карасей – теперь готовят только по праздникам. Зато варенье из клюквы и брусники по-прежнему на столах селян.

В каждой семье в сентябре собирают эти ягоды и сдают заготовителям. Закупочная цена – 80 рублей за килограмм. Вся деревня знает о том, что в прошлом сезоне Рисхат Сайдулин собрал целую тонну клюквы.

– Деревня у нас такая, что все покупаем зимой – и газ, и бензин, и соляру, – рассказала учитель начальных классов Гульнур Сайдулина. – Стараемся и муку покупать, и сахар, потому что в магазине дорого. Зимой приво­зим стройматериалы для планируемого летом строительства или ремонта.

Продукты доставляют раз в неделю самолетом. Мясом жители деревни обеспечивают себя самостоятельно. Хлеб чаще всего пекут сами, но зимой, когда его привозят в сельский магазин, охотно покупают. В магазине есть все самое необходимое. Действует медпункт, только вот фельдшера нет. Манур Давлетшин прошел курсы первой доврачебной помощи. В редких случаях по его вызову прибывает санавиация. Вообще же здесь привыкли лечиться народными методами и средствами.

Жители деревни – люди скромные и немногословные. Они не привыкли к вниманию прессы. За их простотой скрывается чувство собственного достоинства. Пообщавшись с ними, начинаешь понимать, что без некоторых благ цивилизации – включенного фоном телевизора и наивной веры во всесилие денег, человек становится только чище и светлее. Трудолюбие жителей деревни Кускургуль дает им ощущение самодостаточности, а вынужденная изоляция помогает сохранить самобытность культуры заболотных татар.

[gallery link="file" columns="7"]

мнения

Андрей Артюхов,

первый заместитель председателя Тюменской областной Думы, председатель регионального отделения партии «Единая Россия»:

– В экспедиции вы сможете увидеть много интересных людей и это самое главное. Депутам очень важно, чтобы журналисты показали реальную картину сибирской деревни: как живут люди, в каких условиях. Все это будет запечатлено в материалах, которые потом прочитаем. Поэтому желаю вам новых творческих находок, интересных встреч и всего самого доброго!

Отец Тихон,

настоятель Свято-Троицкого монастыря:

– В России с давних времен было принято приступать к делу с Божьей помощью. Благословляю ваши добрые начинания, ибо они имеют большое значение для людей, которые живут далеко в Заболотье. Жители деревнь, куда можно добраться только на вездеходе или по воздуху, нуждаются в нашем внимании!

Владимир Кузнецов,

председатель Союза журналистов Тюменской области:

– Традиция журналистских экспедиций – одна из самых славных. Еще до революции их организовывали из столицы в провинцию. Символично, что старт проекту «Репортеры дорогами Заболотья» дан от улицы Республики (бывшей Царской), которая когда-то являлась частью Великого Сибирского пути. Корреспонденты издания «Тюменская область сегодня» молоды и энергичны. Они не отсиживаются в кабинетах, а сами едут к героям, чтобы встретиться с ними с глазу на глаз, получить реальную эксклюзивную информацию и первыми донести ее людям. В добрый путь! Для газеты это не последняя экспедиция. Уверен, будет и сотая.

Елена МИХАЛЬКОВА,

ответственный секретарь газеты «Тюменская область сегодня»:

– Жители деревни поразили меня. Живя в суровых условиях, они любят свой край. Несмотря на отсутствие работы, зарплаты, селяне живут крепкими семьями, имеют большие хозяйства, помогают друг другу. Люди удивительные. Например, диспетчер аэродромной площадки Кускургуль Фаина Халилова читала нам мудрые мысли, которые она записывает в 36 авиационных бортовых журналах. Незабываемые ощущения. Было здорово!

Виктор КОРНИЛОВ,

генеральный директор компании «Экотранс»: – Считаю, что экспедиция удалась, потому что ехали на «Петровичах» и при преодолении болота они практически не застревали. Это надежные машины, и у нас была прекрасная возможность в очередной раз в этом убедиться.

Текст

Нина ГЕННЕ,

руководитель отдела продаж газеты «Тюменская область сегодня»:

– Очень интересная и познавательная экспедиция. Познакомились и пообщались с душевными людьми. Считаю, что цель поездки – узнать, как живут эти самобытные люди – достигнута. Хотя лично для меня они так и остались загадкой. Большая благодарность тем, кто нас так гостеприимно встречал. В пути было трудно, но мы поедем еще.



Ранее в сюжете

Молочные реки земли Тюменской

07

Молочные реки земли Тюменской

07

Тюменские члены Ассамблеи народов России приобрели для бойцов СВО необходимое оборудование

28 марта

Отчет МАУ ДО САШ «НЕГЕ»

28 марта