Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Сибирское подворье» встречает хлебом-солью

Слушать новость
«Сибирское подворье» встречает хлебом-солью. .

Первый пункт экспедиции «Репортеры дорогами Заболотья» - Нижнетавдинский район


Удивленные взгляды прохожих. Приветственные сигналы встречных автомобилей. Что тут скажешь: огромные вездеходы «Петровичи», украшенные символикой газеты «Тюменская область сегодня», приковывают внимание. Под колесами побежали километры пути. Экспедиции «Репортеры дорогами Заболотья» дан старт!


Мой дом - моя крепость


Первый пункт - Нижняя Тавда. «Визитная карточка» территории - экспозиция местного краеведческого музея «Сибирское подворье», познакомиться с которой едут гости не только со всего региона, но даже из-за рубежа. Естественно, журналисты не могли обойти вниманием эту изюминку района. Казалось бы: обычная деревенская улица. Добротный дом. Однако зайдя в его двор, чувствуешь: время побежало вспять. И вот ты уже на пороге ХХ века, попал в быт сибирских крестьян. Ощущаешь тот внутренний душевный покой, который навсегда утерян нашими современниками. Участников экспедиции с поклонами и традиционным хлебом-солью встречают женщины в национальной одежде. Среди них - наш экскурсовод Дарьюшка, а в реальности директор нижнетавдинского историко-краеведческого центра Светлана Житникова.

- Дом возведен в 1885 году, однако благодаря основательному строительству сохранился до наших дней практически в первозданном виде. Таких сооружений в Нижнетавдинском районе, да и по всей Тюменской области остались единицы. Владела им зажиточная семья Косыгиных, - рассказывает Дарьюшка.

Недаром говорится: мой дом - моя крепость. Высокая изба, амбар, навес, баня, со­единенные забором и массивными воротами, - насто­ящее укрытие от «бурь» внешнего мира. Избы ранее строили на открытых светлых местах, преимущественно у водоемов. Вот и в «Сибирском подворье» прямо за изгородью - берег реки.

Возведение дома в ту пору считалось очень важным событием. В дело включались все ближайшие родственники, соседи. По обычаю, начало строительства сопровождалось жертвоприношением - курицы или барана. Под дом укладывали ладан как символ святости, шерсть и зерно - для богатства. Для строительства выбирали добротный лес - лиственницу, сосну, ель. Длинные ровные стволы плотно прилегали друг к другу и хорошо сохраняли тепло. После завершения строительства ставили богатое угощение всем помощникам. Братство и взаимопомощь в то время являлись неотъемлемой частью жизни селян: радовались и горевали всей деревней.

Особое внимание при возведении дома уделяли расположению окон. Большинство из них выходило на восточную сторону - ближе к солнцу, светлому началу, Богу.

Под домом находится еще одно помещение - подклеть. В одной половине хранили заготовки. В другой - содержали зимой мелкий скот и птицу. Животные в процессе своей жизнедеятельности выделяли энергию, благодаря чему пол в доме всегда оставался теплым. Вот такой симбиоз!

Подержи-ка, милок, утюжок...


По скрипучей лестнице Дарьюшка ведет в дом. После июльского полуденного зноя приятно окунуться в волшебную прохладу деревянной избы. В воздухе витает запах старины. Истории. Людей, живших здесь десятилетия назад.

Бац! - одна из наших высоких коллег чуть не получает производственную травму: едва не набила шишку о потолок.

- Осторожнее! - предупреждает Дарьюшка. - Потолки здесь очень низкие.

В сенях - предметы быта селян прошлых лет. Кадка, где солили огурцы и квасили капусту, выдолбленное из цельного куска дерева корыто, маслобойка...

Жилище делится на две половины: избу, где проживали хозяева, и горницу - для приема гостей. В основном помещении - буфет, рядом - ухваты, чугунки, туески, жернова. Старинную утварь собирали по всему Нижнетавдинскому району. Но большую часть комнаты занимает русская печь - главный атрибут жизни селян. Куда крестьянину без печи? Обогреет, накормит, да и от простуд излечит... Бабушки и дедушки (а семьи в те времена были большие!) любили здесь греть бока. Часто к ним забирались и непоседливые внуки, промочившие одежду во время игр под проливным дождем.

Место хозяйки дома начала ХХ века - тоже у печи. Недаром оно называлось «бабий угол». Вот только лежать на печи женщинам не удавалось. На их плечах - тяжелая физическая работа. Попробуй, приготовь завтрак, обед и ужин на большую семью без современных приспособлений, облегчающих работу на кухне!

К тому же нужно следить за внешним видом всех домочадцев. Стирка и глажка занимали у женщин немало времени.

- Как вам старинный утюг? - Дарьюшка подает его одному из участников экспедиции.

- Весомо! - взвешивает тот рукой. - Мал да удал!

Представляете, сколько раз надо было побегать с этой ношей до печи, чтобы подошва утюга оставалась всегда горячей. К тому же вещи в те времена изготавливались из суровых тканей. Залом так просто не разгладишь. И отпаривателя под рукой нет!

Пир горой!


Отдергиваем занавеску и попадаем в другую часть помещения - красный угол с иконами, широкими лавками и столом. Здесь трапезничали. Под образами сидел глава семьи. По правую руку от него - старший сын, по левую - младшие. Женщины и девушки - на приставных лавках. Хозяйка подавала и убирала пищу. Только после того, как вся семья была накормлена, она садилась за стол.

Основные предметы убранства - сундуки, показатели зажиточности крестьянской семьи. В них хранили одежду, посуду, предметы роскоши. Если в семье имелась девушка на выданье, то часть сундуков принадлежала ей. Долгими зимними вечерами, начиная от Покрова и заканчивая Масленицей, девушки собирались на посиделки то в одном доме, то в другом и занимались рукоделием. Во время таких вечерок частенько заглядывали пареньки, присматривали себе будущую супругу, какая покрасивее да получше рукодельница.

- Ой, как замуж-то хочется! - голосит одна из «девушек», сотрудниц музея.

- Замуж-то не напасть, да как бы замужем не пропасть! - откликается вторая.

Поднимаем голову: под потолком - деревянный настил. Там обычно спали подростки, а днем забрасывали постельные принадлежности, лишнюю одежду. Позднее полати сменили деревянные кровати. С лоскутными покрывалами и горой подушек. Если в семье ожидали прибавления, то за пару месяцев до столь радостного события вывешивалась люлька. Почему раньше, спросите вы. Просто хозяйка должна была приготовить место для будущего ребенка, наполнить пространство теплотой и заботой. Женщина шила из лоскутков куколку-пеленашку. Ее клали в колыбельку и считали оберегом ребенка, защищающим от сглаза и болезней. Когда малыш подрастал, кукла становилась его первой игрушкой.

- Милости просим в другую часть избы - горницу. Она всегда готова к приему гостей! - Дарьюшка распахивает двери комнаты.

Вот и на этот раз, следуя вековым традициям, нижнетавдинские селяне хлебосольно встречают приезжих. На столе - рассыпчатый картофель, румяные пирожки, ажурные блинчики, кувшины молока и кваса, свежайший творожок и сметанка. Только сейчас после длительного пути понимаешь, как ты проголодался! Да и кто устоит перед такой возможностью - вкусить настоящей деревенской пищи под звуки гармони, песни местного ансамбля «Златница». Проверили селяне журналистов на знание национальных блюд.

- Что такое кулебяка?

Ответили без запинки.

- Что такое рыбник? - не сдаются нижнетавдинцы.

Ели такой пирог!

А вот драчену - запеченный омлет - не угадали. Зато теперь будем знать.

Спору нет: «Сибирское подворье» - уникальный проект, способствующий развитию туристического бизнеса в регионе. Крестьянская усадьба и богатая коллекция музейных экспонатов, сохраненные традиции и обряды, воссозданная кухня и быт селян конца XIX века - все это позволяет гостям подворья познакомиться с богатым историко-культурным наследием прошлых лет, окунуться в атмосферу прошлого и даже почувствовать себя участником событий давно минувших лет.

...Однако стрелки часов неумолимо бегут вперед. Пора ехать дальше - ведь впереди еще немало интересных встреч и открытий. Огромные «Петровичи» поплыли по деревенским улочкам. Следу­ющий пункт остановки - объект дня сегодняшнего. Градообразующее предприятие района - «ПК «Молоко».

мнения

Наталья БУРАКОВА,

директор автономного учреждения «Культура» Нижнетавдинского муниципального района:

- Заболотье - интересный, самобытный край, сохранивший свои традиции. Уверена, журналисты издания наберут много фактического материала, познакомятся с уникальными людьми, узнают об их образе жизни.

Светлана ЖИТНИКОВА,

директор Нижнетавдинского историко-краеведческого центра:

- Проект редакции «Репортеры дорогами Заболотья» имеет большое значение. Нужно рассказывать о сибирских деревнях, где сохраняются традиции, обычаи, показывать, как и чем живут люди отдаленной местности.

Александр ЯРКОВ,

профессор ТюмГУ:

- Нижнетавдинская земля для меня родная. Здесь жили 11 поколений моих родственников. Рад, что экспедиция стартовала именно отсюда. Нижняя Тавда - место контактов культур, где большое значение имеют толерантность и опыт взаимного уважения традиций.

Далее в сюжете: Молочные реки земли Тюменской

Первый пункт экспедиции «Репортеры дорогами Заболотья» - Нижнетавдинский район


Удивленные взгляды прохожих. Приветственные сигналы встречных автомобилей. Что тут скажешь: огромные вездеходы «Петровичи», украшенные символикой газеты «Тюменская область сегодня», приковывают внимание. Под колесами побежали километры пути. Экспедиции «Репортеры дорогами Заболотья» дан старт!


Мой дом - моя крепость


Первый пункт - Нижняя Тавда. «Визитная карточка» территории - экспозиция местного краеведческого музея «Сибирское подворье», познакомиться с которой едут гости не только со всего региона, но даже из-за рубежа. Естественно, журналисты не могли обойти вниманием эту изюминку района. Казалось бы: обычная деревенская улица. Добротный дом. Однако зайдя в его двор, чувствуешь: время побежало вспять. И вот ты уже на пороге ХХ века, попал в быт сибирских крестьян. Ощущаешь тот внутренний душевный покой, который навсегда утерян нашими современниками. Участников экспедиции с поклонами и традиционным хлебом-солью встречают женщины в национальной одежде. Среди них - наш экскурсовод Дарьюшка, а в реальности директор нижнетавдинского историко-краеведческого центра Светлана Житникова.

- Дом возведен в 1885 году, однако благодаря основательному строительству сохранился до наших дней практически в первозданном виде. Таких сооружений в Нижнетавдинском районе, да и по всей Тюменской области остались единицы. Владела им зажиточная семья Косыгиных, - рассказывает Дарьюшка.

Недаром говорится: мой дом - моя крепость. Высокая изба, амбар, навес, баня, со­единенные забором и массивными воротами, - насто­ящее укрытие от «бурь» внешнего мира. Избы ранее строили на открытых светлых местах, преимущественно у водоемов. Вот и в «Сибирском подворье» прямо за изгородью - берег реки.

Возведение дома в ту пору считалось очень важным событием. В дело включались все ближайшие родственники, соседи. По обычаю, начало строительства сопровождалось жертвоприношением - курицы или барана. Под дом укладывали ладан как символ святости, шерсть и зерно - для богатства. Для строительства выбирали добротный лес - лиственницу, сосну, ель. Длинные ровные стволы плотно прилегали друг к другу и хорошо сохраняли тепло. После завершения строительства ставили богатое угощение всем помощникам. Братство и взаимопомощь в то время являлись неотъемлемой частью жизни селян: радовались и горевали всей деревней.

Особое внимание при возведении дома уделяли расположению окон. Большинство из них выходило на восточную сторону - ближе к солнцу, светлому началу, Богу.

Под домом находится еще одно помещение - подклеть. В одной половине хранили заготовки. В другой - содержали зимой мелкий скот и птицу. Животные в процессе своей жизнедеятельности выделяли энергию, благодаря чему пол в доме всегда оставался теплым. Вот такой симбиоз!

Подержи-ка, милок, утюжок...


По скрипучей лестнице Дарьюшка ведет в дом. После июльского полуденного зноя приятно окунуться в волшебную прохладу деревянной избы. В воздухе витает запах старины. Истории. Людей, живших здесь десятилетия назад.

Бац! - одна из наших высоких коллег чуть не получает производственную травму: едва не набила шишку о потолок.

- Осторожнее! - предупреждает Дарьюшка. - Потолки здесь очень низкие.

В сенях - предметы быта селян прошлых лет. Кадка, где солили огурцы и квасили капусту, выдолбленное из цельного куска дерева корыто, маслобойка...

Жилище делится на две половины: избу, где проживали хозяева, и горницу - для приема гостей. В основном помещении - буфет, рядом - ухваты, чугунки, туески, жернова. Старинную утварь собирали по всему Нижнетавдинскому району. Но большую часть комнаты занимает русская печь - главный атрибут жизни селян. Куда крестьянину без печи? Обогреет, накормит, да и от простуд излечит... Бабушки и дедушки (а семьи в те времена были большие!) любили здесь греть бока. Часто к ним забирались и непоседливые внуки, промочившие одежду во время игр под проливным дождем.

Место хозяйки дома начала ХХ века - тоже у печи. Недаром оно называлось «бабий угол». Вот только лежать на печи женщинам не удавалось. На их плечах - тяжелая физическая работа. Попробуй, приготовь завтрак, обед и ужин на большую семью без современных приспособлений, облегчающих работу на кухне!

К тому же нужно следить за внешним видом всех домочадцев. Стирка и глажка занимали у женщин немало времени.

- Как вам старинный утюг? - Дарьюшка подает его одному из участников экспедиции.

- Весомо! - взвешивает тот рукой. - Мал да удал!

Представляете, сколько раз надо было побегать с этой ношей до печи, чтобы подошва утюга оставалась всегда горячей. К тому же вещи в те времена изготавливались из суровых тканей. Залом так просто не разгладишь. И отпаривателя под рукой нет!

Пир горой!


Отдергиваем занавеску и попадаем в другую часть помещения - красный угол с иконами, широкими лавками и столом. Здесь трапезничали. Под образами сидел глава семьи. По правую руку от него - старший сын, по левую - младшие. Женщины и девушки - на приставных лавках. Хозяйка подавала и убирала пищу. Только после того, как вся семья была накормлена, она садилась за стол.

Основные предметы убранства - сундуки, показатели зажиточности крестьянской семьи. В них хранили одежду, посуду, предметы роскоши. Если в семье имелась девушка на выданье, то часть сундуков принадлежала ей. Долгими зимними вечерами, начиная от Покрова и заканчивая Масленицей, девушки собирались на посиделки то в одном доме, то в другом и занимались рукоделием. Во время таких вечерок частенько заглядывали пареньки, присматривали себе будущую супругу, какая покрасивее да получше рукодельница.

- Ой, как замуж-то хочется! - голосит одна из «девушек», сотрудниц музея.

- Замуж-то не напасть, да как бы замужем не пропасть! - откликается вторая.

Поднимаем голову: под потолком - деревянный настил. Там обычно спали подростки, а днем забрасывали постельные принадлежности, лишнюю одежду. Позднее полати сменили деревянные кровати. С лоскутными покрывалами и горой подушек. Если в семье ожидали прибавления, то за пару месяцев до столь радостного события вывешивалась люлька. Почему раньше, спросите вы. Просто хозяйка должна была приготовить место для будущего ребенка, наполнить пространство теплотой и заботой. Женщина шила из лоскутков куколку-пеленашку. Ее клали в колыбельку и считали оберегом ребенка, защищающим от сглаза и болезней. Когда малыш подрастал, кукла становилась его первой игрушкой.

- Милости просим в другую часть избы - горницу. Она всегда готова к приему гостей! - Дарьюшка распахивает двери комнаты.

Вот и на этот раз, следуя вековым традициям, нижнетавдинские селяне хлебосольно встречают приезжих. На столе - рассыпчатый картофель, румяные пирожки, ажурные блинчики, кувшины молока и кваса, свежайший творожок и сметанка. Только сейчас после длительного пути понимаешь, как ты проголодался! Да и кто устоит перед такой возможностью - вкусить настоящей деревенской пищи под звуки гармони, песни местного ансамбля «Златница». Проверили селяне журналистов на знание национальных блюд.

- Что такое кулебяка?

Ответили без запинки.

- Что такое рыбник? - не сдаются нижнетавдинцы.

Ели такой пирог!

А вот драчену - запеченный омлет - не угадали. Зато теперь будем знать.

Спору нет: «Сибирское подворье» - уникальный проект, способствующий развитию туристического бизнеса в регионе. Крестьянская усадьба и богатая коллекция музейных экспонатов, сохраненные традиции и обряды, воссозданная кухня и быт селян конца XIX века - все это позволяет гостям подворья познакомиться с богатым историко-культурным наследием прошлых лет, окунуться в атмосферу прошлого и даже почувствовать себя участником событий давно минувших лет.

...Однако стрелки часов неумолимо бегут вперед. Пора ехать дальше - ведь впереди еще немало интересных встреч и открытий. Огромные «Петровичи» поплыли по деревенским улочкам. Следу­ющий пункт остановки - объект дня сегодняшнего. Градообразующее предприятие района - «ПК «Молоко».

мнения

Наталья БУРАКОВА,

директор автономного учреждения «Культура» Нижнетавдинского муниципального района:

- Заболотье - интересный, самобытный край, сохранивший свои традиции. Уверена, журналисты издания наберут много фактического материала, познакомятся с уникальными людьми, узнают об их образе жизни.

Светлана ЖИТНИКОВА,

директор Нижнетавдинского историко-краеведческого центра:

- Проект редакции «Репортеры дорогами Заболотья» имеет большое значение. Нужно рассказывать о сибирских деревнях, где сохраняются традиции, обычаи, показывать, как и чем живут люди отдаленной местности.

Александр ЯРКОВ,

профессор ТюмГУ:

- Нижнетавдинская земля для меня родная. Здесь жили 11 поколений моих родственников. Рад, что экспедиция стартовала именно отсюда. Нижняя Тавда - место контактов культур, где большое значение имеют толерантность и опыт взаимного уважения традиций.



Ранее в сюжете

В добрый путь!

05

В добрый путь!

05

В Тюмени акция «Бессмертный полк» пройдет без традиционного шествия

24 апреля

«Российский Красный Крест» объявил сбор гуманитарной помощи для пострадавших от паводка в Тюменской области

24 апреля