Тренд? Конкуренция
Высокая покупательная способность жителей юга и северных округов способствует активному притоку инвестиций в сферу торговли, выходу на рынок крупных российских и международных игроков. Время стихийного освоения рынков сменяется периодом четкого структурирования бизнеса и ужесточения конкуренции.
Этот тренд характерен и для региона. Общая площадь торговых и торгово-развлекательных центров Тюмени на начало 2012 года составляет более 500 тыс. кв. метров. В ближайшей перспективе за счет ввода в эксплуатацию крупноформатных объектов ожидается увеличение площадей в 1,5–2 раза.
Некоторые компании ритейла, уже присутствующие на рынке области, проявляют интерес к расширению своей деятельности. В данный момент с ними ведутся переговоры о возможности реализации еще нескольких крупных проектов на территории региона. Суммарный объем инвестиций в строительство перечисленных объектов составляет несколько десятков миллиардов рублей, будут созданы тысячи новых рабочих мест, ощутимо вырастут суммы налоговых отчислений от указанной сферы в казну города и региона.
Вместе с тем активная инвестиционная деятельность иностранных и российских компаний влечет за собой структурныесдвиги всего рынка торговли региона. Среди ключевых последствий особо необходимо выделить следующие: предстоящее усиление конкуренции в сфере торговли, сокращение уровня рентабельности и количества небольших и средних низкоквалифицированных торговых точек; рост спроса на квалифицированных сотрудников для работы в торговых комплексах крупных компаний; возможное ужесточение конкуренции для местных производителей продовольственных товаров.
Чтобы отреагировать свое-временно, правительство Тюменской области готовит комплекс мер, направленных на минимизацию негативных последствий и поддержку тюменских производителей, а также подготовку необходимых кадров для компаний данной сферы.
Еще одним направлением притока инвестиций в сфере сервиса региона является отельный бизнес. За 2011 год в Тюменской области введены в эксплуатацию три новых гостиницы и аналогичных средств размещения. Из числа последних: на ул. Ленина с конца 2011 года принимает гостей отель известного американского бренда Best Western, работающий по франшизе.
В стадии строительства еще целый ряд гостиниц, что даст области ввод большого количества квалифицированного номерного фонда и расширит возможности приема гостей. Также необходимо ожидать ужесточения конкуренции и в этой сфере, что может привести к изменению ценообразования и стандартов качества работы. Повысится и спрос на квалифицированные кадры для данных заведений.