Низко кланяюсь тебе, мама!
Далее в сюжете: Где Сибиряки, там победа!
Читатель из Тюмени Юрий Лысков рассказал о судьбе своей семьи в военные годы
В моих руках трудовая книжка матери – Анастасии Григорьевны Лысковой, выданная 28 марта 1934 года. Запись № 2 от 20 марта 1939 года: «Тюменский деревообрабатывающий комбинат – принята в качестве чернорабочей». На этом предприятии она проработала до мая 1956 года, когда уволилась по состоянию здоровья.
С первых дней отец ушел на фронт. Своего жилья у нас не было, на руках больной трехлетний ребенок (крупозное воспаление легких). Прогноз участкового врача не вселял надежды, хотя он посоветовал обратиться к Станиславу Карнацевичу, главному врачу Тюменской городской детской больницы.
Военнообязанные первой очереди 23 июня 1941 года срочно покинули родные предприятия и влились в ряды Красной армии.Оставшиеся работники брали повышенные обязательства «поднять производительность труда взамен ушедших на фронт»: тюменцы горели желанием быстрее разгромить врага. Вот что писала областная газета «Красное знамя» в передовой статье «Все для фронта» 8 июля 1941 года: «…Трудовой энтузиазм охватил коллективы тюменских промышленных предприятий. Не только каждый день, но и каждый час, каждая минута ознаменовываются большими достижениями. Усилия производственных коллективов направлены к одному – дать больше промышленной продукции в кратчайшие сроки и высокого качества».
Вскоре в Тюмень стали прибывать эвакуированные граждане из других областей страны, и жители стали помогать им кто чем мог – одеждой, продуктами, жильем, постельным бельем. Увеличилась продолжительность рабочего дня, начался сбор для фронта теплых вещей, простыней, наволочек, подушек. После работы выгружали вагоны с брусом для увеличения выпуска лыж и остаток ночи досыпали прямо на работе. Работали на износ.
На деревообрабатывающем комбинате было подсобное хозяйство. Здесь иногда можно было разжиться картошкой, капустой и турнепсом. Однако сыт ими не будешь. Поэтому мы, мальчишки, ходили по улицам и собирали лебеду и крапиву.
Ясли и детские сады работали круглосуточно, но, несмотря на это, мама вместо воскресного отдыха большую часть времени уделяла мне. Мы рисовали, гуляли по улице, иногда она пела мне под гитару. Однако больше всего я любил ходить с ней в Дунькин сад зимой покататься на санках.
Продукты питания получали по карточкам. Однако их не хватало даже на то, чтобы утолить голод. А ведь мне после тяжелой болезни требовалось усиленное питание. Поэтому мама меняла одежду на продукты.
Первый год войны для детей моего возраста прошел незаметно. А вот дети постарше в одночасье повзрослели: большинству пришлось одновременно учиться и работать на производстве.
Голод, недосыпание, тяготы и лишения – все это, казалось бы, должно озлобить людей. Но оказалось наоборот: общая беда сплотила народ, каждый старался помочь друг другу и Отечеству. Даже первые неудачи на фронтах придавали новые силы и вселяли веру в Великую Победу.
А мы, дети войны, научились ценить своих родителей и тех, кто не покладая рук и терпя бесчисленные лишения трудился в тылу на благо нашей великой Родины, на благо армии и каждого из нас.
Юрий ЛЫСКОВ, г. Тюмень
Конкурсная работа в номинации «Родной край в победах»
Ранее в сюжете