Подвиг разведчика Николая Приходько
Далее в сюжете: В центре внимания – ветераны
Редакция газеты и совет ветеранов РУ ФСБ продолжают проект «Герой. Разведчик. Легенда», посвященный Николаю Кузнецову
Среди членов спецотряда «Победители» особенно выделялся совсем юный, ему было всего 22 года, но очень целеустремленный разведчик. Речь пойдет о еще одном соратнике Николая Кузнецова Николае Приходько, прожившем короткую, но яркую жизнь.
Путь в разведку
Родился Николай Приходько 22 мая 1920 года в семье железнодорожника на станции Здолбунов в Западной Украине. Окончил начальную школу, работал батраком у местного полицая. Когда в 1939 году Западная Украина вошла в состав СССР, устроился
контролером в клуб, затем стал начальником отдела снабжения транспортной организации.
Меньше двух лет просуществовала советская власть на Украине до прихода фашистских оккупантов, но Николай Приходько и его сверстники успели ощутить разницу между новой властью и прежним владычеством польских панов. Они получили возможность учиться и работать, считали Советский Союз своей родиной, поэтому готовы были сражаться за нее.
В июне 1941 года, когда германские войска уже входили в Ровно и Здолбунов, Приходько с документами и ценностями своего предприятия эшелоном отправился по назначению в Пензу. По прибытии он обратился в военкомат с просьбой об отправке на фронт. Физически крепкий, весьма внушительного вида энергичный молодой человек привлек внимание не только работников военкомата. Настойчивость и целеустремленность привели его в Москву, где он прошел специальную подготовку в школе разведчиков НКВД.
В августе 1942 года Николай Приходько в составе одной из групп спецотряда «Победители», который возглавил опытный чекист Дмитрий Медведев, был заброшен на оккупированную территорию Ровенской области. Оперативники рассчитывали, что хорошее знание местности, наличие родственных и других связей в городе Ровно и области помогут Приходько успешно решать сложные задачи в тылу врага.
Первые боевые операции
Судьба распорядилась таким образом, что Николай Грачев (так значился в списке отряда разведчик Николай Кузнецов) и Николай Приходько вылетали в тыл противника на одном самолете. На аэродроме Кузнецов обратил внимание на высокого добродушного богатыря со спокойными манерами.
Но такие качества, как «добродушие» и «спокойствие» во вражеском тылу не имели решающего значения. На первое место выдвигались выдержка, мужество, надежность, способность мгновенно ориентироваться в сложной обстановке, умение переносить трудности и лишения. Уже в первых боевых операциях все перечисленные качества продемонстрировал Приходько и стал основным связным разведгруппы Грачева (Кузнецова).
Оперативная обстановка к моменту развертывания отряда «Победители» выглядела следующим образом. В Ровно дислоцировались штабы немецких военных формирований, различных оккупационных организаций и учреждений, службы полиции и безопасности. Через железнодорожный узел Здолбунов, недалеко от Ровно, проходила основная часть поездов и воинских эшелонов из Германии, Чехословакии и Польши на Восточный фронт и обратно.
Центр главной задачей отряда определил сбор разведывательной информации о противнике – от дислокации и перемещения войск до работы спецслужб. Основные разведгруппы работали на станции Здолбунов и в Ровно, а радиостанция для передачи всего собранного в Москву была только в отряде в лесу. Разведчики и связники, курсировавшие между отрядом и городом, должны были обладать как профессиональными навыками, так и хорошей физической подготовкой. Ведь дорога в оба конца составляла 240 километров, и большую ее часть приходилось преодолевать пешком и не по асфальту.
Николай Приходько лучше других подошел для этой работы. В городе он имел много друзей, там проживал его брат Иван, которого тоже привлекли к работе на разведку. В его квартире не раз бывал Николай Кузнецов. Приходько обладал большой силой и выносливостью, был смел и решителен, на марше мог проходить больше любого другого разведчика. Он всегда своевременно доставлял информацию из города в отряд и указания Центра и руководства отряда в разведгруппы.
Радиопередатчик в Ровно
19 ноября 1942 года началось наступление советских войск под Сталинградом. В междуречье Волги и Дона была окружена огромная группировка немцев численностью 330 тысяч человек под командованием Паулюса. Фашистское руководство предпринимало отчаянные попытки вырвать армию Паулюса из окружения ударами извне и со всех концов гнало в этот район железнодорожные эшелоны с живой силой, вооружением и боеприпасами. Штаб и разведчики отряда работали с огромным напряжением. Информации от Николая Кузнецова и здолбуновской группы поступало очень много, но из-за пешей доставки в отряд она не всегда вовремя доходила в Москву. И командир отряда Дмитрий Медведев идет на рискованный шаг, он направляет в Ровно опытную радистку с рацией, хотя и понимает, что в городе немцы передатчик обнаружат быстрее. Ввиду срочности и важности операции доставку поручают Николаю Кузнецову и Николаю Приходько.
Кузнецов в форме оберлейтенанта, Приходько в форме немецкого солдата и радистка Валя сели в конную повозку и направились в город. Перед въездом в Ровно на небольшом деревянном мосту повозка опрокинулась, все пассажиры упали на настил, а спрятанные под сеном рация, батареи питания и оружие вывалились прямо к ногам охранявших мост немецких солдат. Провал, казалось, был неизбежен. Но Кузнецов в этой драматической ситуации проявил исключительное самообладание и находчивость. Он точно сработал на психологию исполнительного немецкого солдата. Выхватив из кобуры пистолет, оберлейтенант направил его на остолбеневшую Валю и, крепко выругавшись по-немецки, накинулся на оторопевших солдат: «А вы что глазеете?
Это арестованная русская партизанка. Ну, пошевеливайтесь, да поживее!» Солдаты, конечно же, не могли ослушаться разгневанного офицера и молча стали собирать разбросанное имущество. Приходько старательно помогал им.
В городе разместились у брата – Ивана Приходько. Николай через печную трубу умело вывел антенну наружу, и работа передатчика началась. Однако продолжалась она недолго. После разгрома немцев под Сталинградом начались облавы и проверки, под угрозой разоблачения радиопередатчик из города вернули в отряд. Но главную задачу разведчики успешно выполнили. А Николай Кузнецов стал еще чаще привлекать Николая Приходько и других лучших бойцов отряда для участия в сложных разведывательных операциях. Почти всегда они заканчивались для партизан без особых потерь.
Последнее задание
На всем долгом пути между отрядом и городом каждый связник ежечасно рисковал. Задача ставилась одна – вовремя, в целости и сохранности доставить секретный пакет адресату. При возникающей угрозе принять все меры, чтобы документы не попали в руки врага. А немцы, между тем, постоянно контролировали возможные пути перемещения партизан.
22 февраля 1943 года Николай Приходько доставил в отряд очередное донесение Николая Кузнецова, получил для него новое задание штаба и поспешил обратно в Ровно. Ехал он на конной подводе, а под сеном спрятал автомат и несколько гранат. Однако до города в положенный срок не добрался. Вскоре от местных жителей и разведчиков из Ровно поступила информация о том, что у села Великий Житень какой-то человек вступил в неравный бой с немцами, сам погиб, но и положил немало врагов. По описанию, месту и времени это мог быть только Приходько.
Опытный чекист Медведев обязан был предвидеть худшее – пакет для Кузнецова мог попасть в руки немцев. Они могли опознать Николая Приходько, выйти на его брата Ивана в Ровно и дальше на Николая Кузнецова. Он приказал группе Кузнецова немедленно покинуть Ровно.
Немцы действительно поняли, что погибший не рядовой партизан. Дороги в этом районе перекрыли, начались проверки и обыски. Тело Приходько выставили для опознания, перед ним прогнали местных жителей. За опознание пообещали вознаграждение. Но установить его личность немцам не удалось. А Кузнецов, используя связи среди немецких офицеров, занялся выяснением обстоятельств гибели Приходько, пока его не отозвали в отряд.
Общими усилиями установили, что Николая Приходько вечером 22 февраля в районе села Великий Житень остановила застава из 12 немецких солдат и полицейских. При проверке документов возникла угроза обнаружения секретного пакета, и Николай первым открыл огонь. Он уничтожил десять человек, но и сам получил ранение в плечо. Николай прыгнул в повозку, стегнул лошадей и погнал к лесу. Через несколько сот мет-ров встретил немецкий грузовик с солдатами, которые с ходу открыли огонь. В завязавшемся неравном бою Приходько уложил еще несколько оккупантов, но и сам получил второе ранение. Когда силы стали покидать, партизан привязал пакет к противотанковой гранате и метнул ее в скопление врагов. А потом – разрывной пулей себе в лицо. Так, чтобы ничто не могло вывести фашистов на оберлейтенанта Пауля Зиберта, замечательного уральского парня, идеально говорящего по-немецки.
В шифровке в Центр о результатах расследования командир отряда Дмитрий Медведев высоко оценил действия связника-разведчика: «Николай Приходько геройски выполнил задание. Он достоин присвоения звания Героя Советского Союза. Прошу возбудить об этом ходатайство перед правительством».
После войны Иван Приходько долго вел поиски места захоронения брата. Только в 1964 году могилу удалось найти. Ныне двадцатидвухлетний Герой Советского Союза Николай Приходько покоится на Мемориале воинской славы в городе Ровно, где он вместе с легендарным разведчиком Николаем Кузнецовым приближал День Победы.
Николай ЗЕНЗИН, полковник ФСБ в отставке
Николай ЗЕНЗИН,
Ранее в сюжете