Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Еще раз о стандартах

Общество, 02:01, 14 сентября 2011, Людмила ФИЛАТОВА
Слушать новость
Еще раз о стандартах. .

Позитивный образ учителя лучше него самого не создаст никто, считает ректор ТОГИРРО Ольга Ройтблат


В советское время расхожей была формула: пришел в институт – забудь, чему тебя учили в школе; пришел на производство – забудь, чему учился в вузе. Система простого вложения знаний в головы учеников дала крен уже  в конце прошлого столетия: появилось немало авторских развивающих программ, в частности, для начальной школы – Занкова, Эльконина и Давыдова, системы обучения Амонашвили, других опережающих время педагогов.

И вот свершается: система образования переходит на новый стандарт обучения, предусматривающий именно развивающий подход и связь знаний с практикой жизни. Прокомментировать эпохальное событие корреспондент издания попросил ректора Тюменского государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО), народного учителя РФ Ольгу Ройтблат.

– Да, действительно, с 1 сентяб-ря начальная школа перешла на новый федеральный государственный стандарт (ФГОС), – подтверждает Ольга Владимировна. – Но  в СМИ как-то слабо освещается, что приняты и стандарты основной школы
(5–9 класс). В пилотном режиме с 2011 года 45 учреждений работают уже по новому ФГОСу основной школы. Скоро будут приняты для 10–11-х классов и готовы новые стандарты педобразования. В педагогических вузах ГОСТы обучения очень устарели. Молодой учитель приходит в школу и не знает абсолютно ничего о новых стандартах. Поэтому на съезде Всероссийского педагогического собрания, который состоялся в конце мая, Тюменская организация ВПС предложила не торопиться принимать стандарты педобразования, скорректировать их, чтобы они коррелировали со стандартами общего образования. Съезд принял это предложение.

– Сейчас много говорится о создании позитивного образа учителя. Что думаете на этот счет?

– Статистика по Году учителя, на мой взгляд, говорит сама за себя: только 30 процентов публикаций по стране были позитивными, 70 – это статьи негативного содержания. Даже в Год учителя. Уже не говорю про нашумевший сериал «Школа». С этим нельзя не считаться. Вместе с тем, мое глубокое убеждение как педагога: позитивный образ учителю лучше него самого никто не создаст. Если через всю жизнь мы несем в душе образ педагога – это ведь его любовь и труд оставили в душе такой след.

– Молодежь не особенно охотно идет в школу, чем можно привлечь самых-самых?

– Конечно, должны создаваться условия, повышаться заработная плата – однозначно. Но будет замечательная школа, педагог получит сто тысяч, улучшится ли от этого его работа? Не факт. Учитель на самом деле ключевая фигура в образовании, от него зависит все. Что касается молодых педагогов, мне кажется, еще на стадии подготовки нужно выявлять ребят с нетрадиционным, нестандартным мышлением, по-хорошему зараженных школой, развивать это  в них. Потому что суть новых стандартов – развитие личности ребенка, учителя, руководителя, это вообще изменение менталитета педагога, который готов занять партнерскую позицию: не просто передавать знания, а помогать ребенку добиваться их самостоятельно. Нам раньше говорили: не высовывайся, будь как все, помолчи. Сейчас ситуация кардинально меняется. На первое место выходит личностный фактор. К этому нужно просто привык-нуть, понять.

Все, что происходит в образовании, я воспринимаю абсолютно оптимистично, потому что нам удалось это попробовать на практике, когда я работала директором 34-й школы. Педагоги сделали упор на развитии личности, сейчас видим, какими выросли дети: ни одного неуспешного ребенка, поэтому понимаем, что вели очень правильную политику, и новые стандарты узаконивают ее массово по всей России. Поэтому, конечно, поддерживаю происходящее.

– К учебному процессу пытаются привлекать родителей, но мне кажется, тут немало формализма: их  и на собрание-то не дозовешься.

– Нужно искать новые формы взаимодействия. К примеру, два года назад в рамках общественной организации «Школа современного руководителя» мы вели проект «Здоровый директор – здоровый учитель – здоровый ребенок». Издали два уникальных мультимедийных пособия, которые оказались очень востребованными. Есть большое желание к этой триаде «директор – учитель – ребенок» добавить «здоровый родитель». Считаю, невозможно что-то реформировать в образовании, если родитель не будет союзником. Представьте: учитель знает, как по новым стандартам учить, как развивать личность ребенка, руководитель тоже знает, но если родитель не будет понимать, как взаимодействовать с ребенком, если будет ему приказывать, командовать и требовать оценок, то ничего не получится.

И школа, и управленцы разного уровня должны объяснять родителям, что нового в законе об образовании, какие права он дает, что это за стандарты. Если такой работой не заниматься, не будет успеха.

– Что можно ждать от нововведений?

– Все, что на данный момент происходит в системе образования и в законодательной деятельности, конечно, улучшит качество обучения, развития ребенка. Уйдем от проблемы детей группы риска, от правонарушений. Необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок с радостью бежал в школу, чтобы ему было интересно. А для этого он должен двигаться согласно индивидуальному уровню развития. Если ребенок будет развивать способности, ему будет интересно учиться. Он сможет выбрать в жизни то, что принесет пользу и ему, и семье, и обществу.

– Качество образования. Долгое время не могли определиться с содержанием этого понятия. Что вы вкладываете в него?

– Моя позиция и стандарты это предусматривают: сначала воспитание гражданина, достойного, честного, порядочного, лишь потом обучение. Будет гражданин, будет и гражданственность в России. То есть уважение человека к человеку, к людям пожилого возраста, к сверстникам. Воспитание гражданственности и плюс, конечно, обучение каждого ребенка, развитие личности.

Часто говорят: хорошее было образование в Советском Союзе. Я на это говорю: мы учили сами для себя, страна была закрытой.

Давали знания, а как применять их – неважно. Помню, в 34-ю школу приехал по обмену учитель математики, ребята
10–11-го классов говорят: «Ольга Владимировна, мы же это  в 7–8 классе проходили, давно все знаем». А учитель на основании того, что объяснил, дает задание: посмотреть котировки цен  и составить бизнес-план по такому-то производству. Так вот, американские школьники все сделали за 20 минут, а наши отличники так  и просидели. Потому что знаний много, а как их применить, не знали. Именно поэтому стандарты и будущее России – в умении применять, в практикориентированности.
Очень нравятся стандарты начальной школы, например, русский язык. Раньше было задание: «Расставь запятые в предложении». В новом стандарте: «Как ты считаешь, какие знаки препинания нужно поставить?» Ребенок где-то поставил двоеточие, где-то тире, то есть так, как понимает, и это правильно.

Главное, чтобы ребенок мог донести свою идею. Думаю, лет через пять процесс даст свои плоды.

– Ольга Владимировна, как  с новыми стандартами уживется пресловутое «натаскивание на ЕГЭ»?

– Учитель обучает в логической последовательности. Ребенок не может выполнить задание, пока не сделал предыдущее. Система тестирования ЕГЭ предполагает: не знаешь ответа – переходи к следующему. Для этого у детей и учителей должен быть навык работы с тестами, а для навыка нужно потренироваться. Но неправильно делают, если только натаскивают на ЕГЭ. Все потому, что школы сравниваются по результатам экзамена. С новыми стандартами все будет видоизменяться, об этом говорят и в Министерстве образования, и разработчики ЕГЭ.

Вместе с тем, всегда интересна внешняя экспертиза, и я за независимую оценку качества обучения не только в 9–11-м, но  и по каждому классу. Мне как учителю было бы интересно: я поработала с детьми, а какова независимая оценка? Не надо этого бояться.

Еще один очень важный момент в стандартах, от чего следует уйти, особенно в старшей школе. В прежнем стандарте было написано: обучить минимуму содержания. Такой формулировки не должно быть. Потому что, когда стантарт предполагает лишь минимум образования, снижается как раз качество обучения. Нужно давать столько, сколько ребенок способен взять. Кто-то минимум, кто-то максимум, кто-то в среднем объеме. Наши педагоги, кто изучил эти стандарты, обеими руками за них. Съезд показал то же самое.

Позитивный образ учителя лучше него самого не создаст никто, считает ректор ТОГИРРО Ольга Ройтблат


В советское время расхожей была формула: пришел в институт – забудь, чему тебя учили в школе; пришел на производство – забудь, чему учился в вузе. Система простого вложения знаний в головы учеников дала крен уже  в конце прошлого столетия: появилось немало авторских развивающих программ, в частности, для начальной школы – Занкова, Эльконина и Давыдова, системы обучения Амонашвили, других опережающих время педагогов.

И вот свершается: система образования переходит на новый стандарт обучения, предусматривающий именно развивающий подход и связь знаний с практикой жизни. Прокомментировать эпохальное событие корреспондент издания попросил ректора Тюменского государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО), народного учителя РФ Ольгу Ройтблат.

– Да, действительно, с 1 сентяб-ря начальная школа перешла на новый федеральный государственный стандарт (ФГОС), – подтверждает Ольга Владимировна. – Но  в СМИ как-то слабо освещается, что приняты и стандарты основной школы
(5–9 класс). В пилотном режиме с 2011 года 45 учреждений работают уже по новому ФГОСу основной школы. Скоро будут приняты для 10–11-х классов и готовы новые стандарты педобразования. В педагогических вузах ГОСТы обучения очень устарели. Молодой учитель приходит в школу и не знает абсолютно ничего о новых стандартах. Поэтому на съезде Всероссийского педагогического собрания, который состоялся в конце мая, Тюменская организация ВПС предложила не торопиться принимать стандарты педобразования, скорректировать их, чтобы они коррелировали со стандартами общего образования. Съезд принял это предложение.

– Сейчас много говорится о создании позитивного образа учителя. Что думаете на этот счет?

– Статистика по Году учителя, на мой взгляд, говорит сама за себя: только 30 процентов публикаций по стране были позитивными, 70 – это статьи негативного содержания. Даже в Год учителя. Уже не говорю про нашумевший сериал «Школа». С этим нельзя не считаться. Вместе с тем, мое глубокое убеждение как педагога: позитивный образ учителю лучше него самого никто не создаст. Если через всю жизнь мы несем в душе образ педагога – это ведь его любовь и труд оставили в душе такой след.

– Молодежь не особенно охотно идет в школу, чем можно привлечь самых-самых?

– Конечно, должны создаваться условия, повышаться заработная плата – однозначно. Но будет замечательная школа, педагог получит сто тысяч, улучшится ли от этого его работа? Не факт. Учитель на самом деле ключевая фигура в образовании, от него зависит все. Что касается молодых педагогов, мне кажется, еще на стадии подготовки нужно выявлять ребят с нетрадиционным, нестандартным мышлением, по-хорошему зараженных школой, развивать это  в них. Потому что суть новых стандартов – развитие личности ребенка, учителя, руководителя, это вообще изменение менталитета педагога, который готов занять партнерскую позицию: не просто передавать знания, а помогать ребенку добиваться их самостоятельно. Нам раньше говорили: не высовывайся, будь как все, помолчи. Сейчас ситуация кардинально меняется. На первое место выходит личностный фактор. К этому нужно просто привык-нуть, понять.

Все, что происходит в образовании, я воспринимаю абсолютно оптимистично, потому что нам удалось это попробовать на практике, когда я работала директором 34-й школы. Педагоги сделали упор на развитии личности, сейчас видим, какими выросли дети: ни одного неуспешного ребенка, поэтому понимаем, что вели очень правильную политику, и новые стандарты узаконивают ее массово по всей России. Поэтому, конечно, поддерживаю происходящее.

– К учебному процессу пытаются привлекать родителей, но мне кажется, тут немало формализма: их  и на собрание-то не дозовешься.

– Нужно искать новые формы взаимодействия. К примеру, два года назад в рамках общественной организации «Школа современного руководителя» мы вели проект «Здоровый директор – здоровый учитель – здоровый ребенок». Издали два уникальных мультимедийных пособия, которые оказались очень востребованными. Есть большое желание к этой триаде «директор – учитель – ребенок» добавить «здоровый родитель». Считаю, невозможно что-то реформировать в образовании, если родитель не будет союзником. Представьте: учитель знает, как по новым стандартам учить, как развивать личность ребенка, руководитель тоже знает, но если родитель не будет понимать, как взаимодействовать с ребенком, если будет ему приказывать, командовать и требовать оценок, то ничего не получится.

И школа, и управленцы разного уровня должны объяснять родителям, что нового в законе об образовании, какие права он дает, что это за стандарты. Если такой работой не заниматься, не будет успеха.

– Что можно ждать от нововведений?

– Все, что на данный момент происходит в системе образования и в законодательной деятельности, конечно, улучшит качество обучения, развития ребенка. Уйдем от проблемы детей группы риска, от правонарушений. Необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок с радостью бежал в школу, чтобы ему было интересно. А для этого он должен двигаться согласно индивидуальному уровню развития. Если ребенок будет развивать способности, ему будет интересно учиться. Он сможет выбрать в жизни то, что принесет пользу и ему, и семье, и обществу.

– Качество образования. Долгое время не могли определиться с содержанием этого понятия. Что вы вкладываете в него?

– Моя позиция и стандарты это предусматривают: сначала воспитание гражданина, достойного, честного, порядочного, лишь потом обучение. Будет гражданин, будет и гражданственность в России. То есть уважение человека к человеку, к людям пожилого возраста, к сверстникам. Воспитание гражданственности и плюс, конечно, обучение каждого ребенка, развитие личности.

Часто говорят: хорошее было образование в Советском Союзе. Я на это говорю: мы учили сами для себя, страна была закрытой.

Давали знания, а как применять их – неважно. Помню, в 34-ю школу приехал по обмену учитель математики, ребята
10–11-го классов говорят: «Ольга Владимировна, мы же это  в 7–8 классе проходили, давно все знаем». А учитель на основании того, что объяснил, дает задание: посмотреть котировки цен  и составить бизнес-план по такому-то производству. Так вот, американские школьники все сделали за 20 минут, а наши отличники так  и просидели. Потому что знаний много, а как их применить, не знали. Именно поэтому стандарты и будущее России – в умении применять, в практикориентированности.
Очень нравятся стандарты начальной школы, например, русский язык. Раньше было задание: «Расставь запятые в предложении». В новом стандарте: «Как ты считаешь, какие знаки препинания нужно поставить?» Ребенок где-то поставил двоеточие, где-то тире, то есть так, как понимает, и это правильно.

Главное, чтобы ребенок мог донести свою идею. Думаю, лет через пять процесс даст свои плоды.

– Ольга Владимировна, как  с новыми стандартами уживется пресловутое «натаскивание на ЕГЭ»?

– Учитель обучает в логической последовательности. Ребенок не может выполнить задание, пока не сделал предыдущее. Система тестирования ЕГЭ предполагает: не знаешь ответа – переходи к следующему. Для этого у детей и учителей должен быть навык работы с тестами, а для навыка нужно потренироваться. Но неправильно делают, если только натаскивают на ЕГЭ. Все потому, что школы сравниваются по результатам экзамена. С новыми стандартами все будет видоизменяться, об этом говорят и в Министерстве образования, и разработчики ЕГЭ.

Вместе с тем, всегда интересна внешняя экспертиза, и я за независимую оценку качества обучения не только в 9–11-м, но  и по каждому классу. Мне как учителю было бы интересно: я поработала с детьми, а какова независимая оценка? Не надо этого бояться.

Еще один очень важный момент в стандартах, от чего следует уйти, особенно в старшей школе. В прежнем стандарте было написано: обучить минимуму содержания. Такой формулировки не должно быть. Потому что, когда стантарт предполагает лишь минимум образования, снижается как раз качество обучения. Нужно давать столько, сколько ребенок способен взять. Кто-то минимум, кто-то максимум, кто-то в среднем объеме. Наши педагоги, кто изучил эти стандарты, обеими руками за них. Съезд показал то же самое.



Как в муниципалитетах Тюменской области борются с паводком

19 апреля

Александр Моор лично проконтролировал, как на реке Ишим устраняют затор

19 апреля