Обретут ли новую жизнь повести Николая Струтинского?
Далее в сюжете: Вспоминая боевую юность
В дни 65-летия Великой Победы в Екатеринбурге стартовала благотворительная акция по сбору денежных средств на издание сборника документальных повестей Николая Струтинского, друга и соратника разведчика Николая Кузнецова, до конца жизни отстаивавшего доброе имя легендарного уральца.
Этот некоммерческий проект реализует культурный центр «Солдаты России» совместно с издательством Уральского университета при поддержке ДОСААФ Свердловской области. В свободной продаже книг не будет, их передадут в библиотеки, школы и другие организации.
Специально к 9 Мая начало акции никто не подгадывал. Все сложилось само собой.
– О существовании рукописи последней, так и не изданной книги полковника Струтинского стало известно случайно в начале апреля 2011 года, – рассказывает член инициативной группы Каринэ Кирогосьян. – Нашему творческому тандему с оператором, режиссером видеомонтажа Ириной Мороз предстояло делать фильм об автопробеге ДОСААФ Свердловской области, посвященном 100-летию со дня рождения разведчика Николая Кузнецова. Освежили в памяти страницы жизни героя, возникло желание узнать о послевоенной судьбе партизанской семьи Струтинских, чей боевой путь тесно связан с Николаем Кузнецовым.
И вдруг в статье, посвященной 90-летию Струтинского, читаю: «Незадолго до смерти Николай Струтинский передал мне рукопись своей последней книги, сказав, что в независимой Украине ее никто не хочет издавать. Хочется верить, что в России найдутся издатели, которые заинтересуются последней книгой легендарного разведчика».
Эти строки задели за живое, стали точкой отсчета всех последующих событий. Поняв друг друга с полуслова, мы c Ириной начали действовать – искать рукопись. С помощью Интернета удалось быстро найти автора статьи киевского журналиста и писателя Андрея Лубенского (кстати, выпускника УрГУ). Андрей ответил, что с 2006 года рукопись находится в Москве у создателя сетевой Малорусской народной исторической библиотечки (МНИБ) Андрея Чубрикова. Вскоре на письмо с просьбой пролить свет на судьбу рукописи пришел ответ.
Рукописи не горят
Рукопись, а точнее отпечатанная на машинке последняя документальная повесть Николая Струтинского о героях подполья, оказалась бережно сохраненной. Называется она «Сын политкаторжанина», датирована 1988 годом. Стало понятно, почему книга полковника Струтинского оказалась невостребованной: нерушимый Советский Союз распался, наступили нелегкие для России и независимой Украины времена. На Западной Украине, где жил и воевал Струтинский, в годы Великой Отечественной совершал подвиги его соратник и друг уралец Николай Кузнецов, они в одночасье из героев войны стали «террористами» и «оккупантами»…
Теперь предстояло решить еще одну задачу – найти родственников Николая Струтинского и получить официальное разрешение на издание книги. И снова повезло. Игорь Яворский, военный журналист из Черкасс (там последние годы жил Николай Струтинский), помог связаться с сыном Николая Владимировича – Владимиром Струтинским, проживающим во Львове.
В процессе общения стало ясно, что необходимо издавать сборник повестей Николая Струтинского. Уникальная по информации документальная повесть «Во имя Родины» печаталась почти 40 лет назад в трех номерах журнала «Байкал» (г. Улан-Удэ, 1972–1973 гг.). Это подзабытая и без преувеличения детективная история выяснения обстоятельств гибели Николая Кузнецова и его соратников Яна Каминского и Ивана Белова, поисков останков героя и их перезахоронения на Холме Славы во Львове. Ведь именно Николай Струтинский, его братья и друзья после войны провели громадную поисковую работу и нашли могилу Кузнецова…
Еще одна повесть «На берегах Горыни и Случи» издавалась в 60-е годы во Львове. Это история партизанской семьи Струтинских. Самостоятельно начав борьбу с фашистами, позже вся семья влилась в прославленный отряд «Победители» Дмитрия Медведева, где и произошло знакомство Струтинских с Кузнецовым.
От имени культурного центра «Солдаты России», которым руководит талантливый человек, надежный друг, ветеран Афганистана Евгений Бунтов, мы обратились к директору издательства Уральского университета Алексею Подчиненову и нашли в его лице поддержку. Зная, что деньги на издание сборника повестей Струтинского придется собирать всем миром и что в наличии только большое желание и уверенность, что здесь, на Урале, задача нам по силам, Алексей Васильевич согласился поддержать акцию.
Не остался равнодушным к идее и генерал-майор Геворк Исаханян, Герой России, председатель регионального отделения ДОСААФ России по Свердловской области, вошедший в инициативную группу.
Предстоит совершить сложное и масштабное дело, поэтому требовалось срочно найти человека, способного держать все нити руководства акцией в своих руках. Им стал ветеран Афганистана Виктор Ильин.
Познакомились с ним при создании фильма «За други своя». Виктору и его единомышленникам удалось сделать для своего города казалось бы невозможное. В короткий срок собрали деньги и реконструировали (а по сути, создали заново) памятник североуральцам, погибшим в Афганистане и Чечне, воздвигли бюст 19-летнего Героя России Дмитрия Шектаева (скульптор Андрей Серов).
Хитросплетения истории
Прошло всего две недели с начала поиска рукописи, а Ирина Мороз с необходимым пакетом документов уже отправилась по маршруту Львов – Киев – Москва, чтобы встретиться с причастными к судьбе книги людьми.
– Времени на Львов у меня было полдня, – рассказывает Ирина Мороз. – На перроне встретил Владимир Струтинский – подтянутый, стройный человек с удивительно молодыми глазами. Отправились на Холм Славы, где захоронен Николай Кузнецов и воины Великой Победы. В центре Львова было шумно и людно, гуляли веселые группы туристов, студенты, жители... А на Холме Славы стояла безлюдная тишина. Могилы прибраны, посажены цветы.
– 9 Мая тут будет много народу… – сказал Владимир Николаевич. Потом я увидела громаду в строительных лесах – недостроенный памятник Степану Бандере. Стало грустно от хитросплетений истории…
Мы успели немногое: походили по улочкам, которыми хаживал Николай Кузнецов, сделали вдумчивое интервью, подписали документы для издательства.
В Киеве встретилась с Андреем Лубенским, он рассказал о том, как попала к нему рукопись. В Москве она, наконец, оказалась в моих руках. Хотелось немедленно лететь в издательство».
Наконец-то пришло ощущение реальности происходящего. Пока шел процесс поиска, думать было некогда, а в передышках возникало чувство, будто герои былых времен вдруг ожили и сошли с книжных страниц… Что тут говорить, имена разведчика Николая Кузнецова, как и его соратников, давно обросли легендами… И уже находятся те, кто сомневается, что Николай Кузнецов был реальным человеком. Видать, недаром Кузнецов как-то обронил фразу, что и сам бы не поверил в то, что им приходилось делать в Ровно, если б не был участником этих событий… А сделано неоценимо много. Дерзко и мужественно.
И Николай Струтинский знал о подвигах Кузнецова не из официальных докладов. Ведь это он под видом немецкого солдата возил «обер-лейтенанта» Пауля Зиберта – Кузнецова, помогал выполнять операции, которые стали классикой советской разведки. На их счету похищение команду-ющего восточными войсками генерал-майора Ильгена, графа Гаана (у которого разведчики изъяли карту, позволившую рассекретить полевую ставку Гитлера «Вервольф»), ликвидация верховного судьи оккупированной Украины генерала Альфреда Функа и множество других боевых операций.
На полях старых выпусков «Байкала» с документальной повестью о подвиге Кузнецова «Во имя Родины» пометки и правки автора. В конце – обращение к читателям, написанное от руки, и дата 9 марта (годовщина гибели Кузнецова) 2001 года… О чем думал, на что надеялся полковник КГБ Струтинский, редактируя опубликованную почти 30 лет назад повесть, уже не узнать. Но есть что-то символичное в том, что именно на Урале, в Екатеринбурге, его повести обретут новую жизнь.
Ранее в сюжете