Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Продолжение легенды о разведчике

Общество, 11:40, 23 августа 2011, Николай ЗЕНЗИН
Слушать новость
Продолжение легенды о разведчике. .

Совместная работа ветеранов-чекистов и журналистов газеты «Тюменская область сегодня» по сохранению памяти о нашем земляке, героическом разведчике Николае Кузнецове продолжается


Насыщенный и разносторонний план мероприятий совета ветеранов управления ФСБ и газеты «Тюменская область сегодня» по проведению столетия со дня рождения Николая Кузнецова в основном завершен.

3 августа в редакции состоялась встреча ветеранов и журналистов, на которой были подведены итоги совместной работы в честь юбилея разведчика, прошло награждение наиболее активных участников. Мероприятий состоялось много.

Последние шаги юбилея


Со свойственной смелостью и решительностью в июле этого года промчались тюменские байкеры во главе с президентом байк-клуба Владимиром Шевченко от памятника Николаю Ивановичу у Тюменской сельхоз­академии до Нового Уренгоя, Полярного круга и обратно через Сургут, Тобольск в Талицу.

Завершилась велоэкспедиция газеты «Тюменская область сегодня» с участием члена союза ветеранов УФСБ Вадима Вирченко по «Кузнецовской тропе» от  Тюмени через Кулаково, Каменку, Зырянку, поселок Кузнецовский до Талицы.

В совете ветеранов УФСБ проведена встреча с сыном скульптора Алексея Клюкина Алексеем Клюкиным-младшим. Алексей Алексеевич подробно рассказал об отце, его боевом пути в годы войны, об истории создания скульптур разведчика Кузнецова в Тюмени, Талице и Зырянке, ответил на  вопросы. Заместитель председателя совета генерал Василий Ефремов вручил Алексею Клюкину почетный диплом от имени областного совета ветеранов и совета ветеранов органов госбезопасности, а также памятные подарки.

27 июля, в день рождения героя, в сквере у Тюменской сельхозакадемии состоялся торжественный митинг, где присутствовали ветераны вой­ны и труда, сотрудники силовых структур, пограничники и курсанты, представители детских и молодежных организаций города. Перед собравшимися выступили ветераны Великой Отечественной войны и органов госбезопасности. К памятнику были возложены гирлянда и множество живых цветов в знак уважения к знаменитому земляку. Прогремел троекратный оружейный салют, курсанты, чеканя шаг, прошли возле памятника, отдавая честь герою-разведчику.

Еще раз в защиту разведчика


В то время, когда наша область, Уральский федеральный округ и страна проводили юбилейные мероприятия, в отдельных тюменских и российских СМИ раздались другие голоса. Например, пытались бросить тень на  Николая Кузнецова за его связи в молодости с классово чуждыми элементами или подчеркнуть как неприглядные факты биографии исключение из комсомола и судимость. Основной задачей отряда «Победители» и разведчика Кузнецова были карательные операции и террор против немецких оккупантов на территории Украины, печальным последствием их стали тысячи уничтоженных фашистами мирных граждан. Бездоказательно, без ссылки на источники, начисто отрицались неоспоримые факты добытой Николаем Ивановичем разведывательной информации. А об авторе замечательных скульптурных портретов разведчика тюменском скульпторе Алексее Клюкине вовсе договорились до того,  что фронтовик пропал без вести и даже неизвестно, где покоится.

Начну по порядку. Классово чуждыми элементами в период  навязанной сверху коллективизации в сельском хозяйстве признавались почти все, кто умел
хорошо работать на земле и имел приличное подворье. Их раскулачивали и отправляли в ссылку. Но ведь все они в пятидесятых годах были реабилитированы.

Николай Кузнецов изначально с опытными чекистами в Москве накануне войны готовился как разведчик с учетом его выдающихся лингвистических способностей. Перед отрядом «Победители» ставились прежде всего вопросы получения разведывательной информации о дислокации немецко-фашистских войск, их перемещениях и планах германского командования.  Разведчик Николай Кузнецов успешно справился с этими задачами. Он добыл ценную информацию о готовящемся нападении Германии на Советский Союз, собрал полные данные о воинских частях и оккупационных учреждениях фашистов на Украине, своевременно получил важную информацию о готовящемся наступлении немцев под Курском и заговоре фашистов против глав государств СССР, США и Великобритании на конференции в Тегеране. Разведывательными приемами вычислил и подтвердил место расположения ставки Гитлера под Винницей – операция «Вервольф».

Что касается террора, то надо вспомнить, что это не наше слово, а на русский оно переводится как страх или ужас. Направлен он, как правило, против безоружного мирного населения. К сожалению, жестокие теракты  наблюдаем и в наши дни в различных уголках планеты.

Отряд «Победители» и Николай Кузнецов находились в условиях развязанной фашистами войны. Германские войска оккупировали советские территории, расстреливали непокорных, угоняли в рабство юношей и девушек. И по законам военного времени мы обязаны были всеми силами оборонять свое Оте­чество, защищать свой народ.

Командир отряда Дмитрий Медведев и разведчик Николай Кузнецов  понимали, что предложенные Центром акты возмездия против высших чинов фашистов могут привести к ответным мерам против местного населения. Поэтому приняли единственно верное в тех условиях решение: Николай Иванович и его боевые помощники действуют в немецкой форме. Как только в Ровно прогремели первые выстрелы Кузнецова-Пауля Зиберта, гестапо и служба безопасности стали усиленно разыскивать оберлейтенанта. О партизанском следе и местном населении даже речи не шло. А когда Николай Иванович переместился во Львов и уничтожил важного фашистского чиновника, поисками стрелка в форме немецкого офицера занялась и львовская служба безопасности.

Приведу интересную выдержку из материала  журналиста «АиФ» Георгия Зотова в номере за июль 2011 года. «…Серо-голубые глаза. Русые волосы. Прямой нос. Худое лицо. Владеет шестью диалектами немецкого языка. Носит форму оберлейтенанта вермахта, может предъявить документы на имя Пауля Зиберта. Крайне опасен,  в совершенстве владеет стрелковым оружием. Обнаружив этого человека, сразу же постарайтесь вызвать подмогу. Список примет «опасного незнакомца» к весне 1944 года имели части вермахта, СС и сотрудники полиции на оккупированной территории Западной Украины. Фактически за одним человеком охотилась вся немецкая армия».

Стоит напомнить воспоминания и боевого соратника Николая Кузнецова Николая Струтинского, участвовавшего во всех боевых операциях разведчика. «Мы давно доказали, что погиб он на Львовщине, восстановили все детали его смерти, нашли могилу, идентифицировали останки, добились перезахоронения праха во Львове. А теперь вот пишут, что Кузнецов был террористом и диверсантом, из-за которого погибло много украинцев. Ложь это! Вот лишь несколько фактов,  которым я сам был свидетелем. Когда мы ликвидировали генерала Альфреда Функе, его должны были похоронить в селе Тютьковичи на окраине Ровно. Там была небольшая речка с деревянным мостом. Учитывая высокий сан Функе, за гробом должен был идти весь генералитет. И катафалк должен был про­ехать по мосту. Мы решили взорвать мост со всеми генералами. Все подготовили – мины, бикфордовы шнуры. Но в последний момент Кузнецов отменил операцию. Я его спросил: «Почему?»

А он говорит: «Видишь ли, за это немцы уничтожат все село». Мы возражали, но Кузнецов настоял на своем, и в селе Тютьковичи не погиб ни один житель.

Еще один случай. В бою группа Кузнецова захватила в плен тринадцать бандеровцев. По закону военного времени их следовало расстрелять. Кузнецов заявил: «Расстреливать не будем. Это просто обманутые люди, в лаптях и бедной одежде. Мы воюем с немцами, а не с украинцами, и отпускаем вас с условием, что оружие в руки больше не возьмете». Они поклялись и были отпущены».
Перечисленные факты герои­ческой деятельности разведчика  были многократно описаны и подтверждены командиром отряда Дмитрием Медведевым, его заместителями, врачом отряда, боевыми соратниками  Николаем Струтинским и Валентиной Довгер, писателем Теодором Гладковым, а в наши дни – журналистом из Екатеринбурга Григорием Каётой и многими другими. Попытки переписать историю, бросить тень на знаменитого разведчика тщетны.

Показания свидетелей и очевидцев, вещественные доказательства собраны и хранятся в многочисленных музеях имени Николая Кузнецова. Тюменские школьники, участвовавшие в конкурсе на лучшее сочинение о разведчике, многое перечитали, побывали в музеях и написали отличные работы.

И последнее. Не советская и не российская, но очень авторитетная международная организация ЮНЕСКО при составлении мирового рейтинга лучших людей в своей профессии назвала Николая Кузнецова лучшим разведчиком XX столетия.

Что касается скульптора Алексея Клюкина, могу достоверно  подтвердить, что вырос он в хорошей семье и у него прекрасные наследники. Отец  Иван Клюкин – из тюменских рабочих, в 1941 году был призван в армию и погиб на фронте. Его имя – на мемориальной плите на площади Памяти у Вечного огня. Старший брат Алексея Ивановича – профессиональный военный, призван в том же 1941 году из Карелии в действующую армию и тоже погиб. Сам скульптор и его жена Александра Старовойтова прошагали по военным дорогам через Украину, Венгрию, Австрию, Чехословакию до победного конца. Оба имеют боевые награды.

После войны Алексей Клюкин создал около 30 скульптурных работ, самые известные из них –  скульптуры  Николая Кузнецова. Умер скульптор 29 сентября 1977 года по пути в Кудымкар, где хотел создать еще один порт­рет разведчика для Пермского края. Причина смерти – ишемическая болезнь сердца.

7 августа автор этой статьи вместе с сыном скульптора Алексеем Алексеевичем побывали на Червишевском кладбище, где похоронен Алексей Клюкин,
и сфотографировались у его могилы. Для маловеров и скептиков.

Отмечу, что совместная работа ветеранов-чекистов и журналистов газеты «Тюменская область сегодня» по сохранению памяти о нашем земляке, героическом разведчике будет продолжена…

Николай ЗЕНЗИН, полковник ФСБ

Далее в сюжете: Огненная дуга

Совместная работа ветеранов-чекистов и журналистов газеты «Тюменская область сегодня» по сохранению памяти о нашем земляке, героическом разведчике Николае Кузнецове продолжается


Насыщенный и разносторонний план мероприятий совета ветеранов управления ФСБ и газеты «Тюменская область сегодня» по проведению столетия со дня рождения Николая Кузнецова в основном завершен.

3 августа в редакции состоялась встреча ветеранов и журналистов, на которой были подведены итоги совместной работы в честь юбилея разведчика, прошло награждение наиболее активных участников. Мероприятий состоялось много.

Последние шаги юбилея


Со свойственной смелостью и решительностью в июле этого года промчались тюменские байкеры во главе с президентом байк-клуба Владимиром Шевченко от памятника Николаю Ивановичу у Тюменской сельхоз­академии до Нового Уренгоя, Полярного круга и обратно через Сургут, Тобольск в Талицу.

Завершилась велоэкспедиция газеты «Тюменская область сегодня» с участием члена союза ветеранов УФСБ Вадима Вирченко по «Кузнецовской тропе» от  Тюмени через Кулаково, Каменку, Зырянку, поселок Кузнецовский до Талицы.

В совете ветеранов УФСБ проведена встреча с сыном скульптора Алексея Клюкина Алексеем Клюкиным-младшим. Алексей Алексеевич подробно рассказал об отце, его боевом пути в годы войны, об истории создания скульптур разведчика Кузнецова в Тюмени, Талице и Зырянке, ответил на  вопросы. Заместитель председателя совета генерал Василий Ефремов вручил Алексею Клюкину почетный диплом от имени областного совета ветеранов и совета ветеранов органов госбезопасности, а также памятные подарки.

27 июля, в день рождения героя, в сквере у Тюменской сельхозакадемии состоялся торжественный митинг, где присутствовали ветераны вой­ны и труда, сотрудники силовых структур, пограничники и курсанты, представители детских и молодежных организаций города. Перед собравшимися выступили ветераны Великой Отечественной войны и органов госбезопасности. К памятнику были возложены гирлянда и множество живых цветов в знак уважения к знаменитому земляку. Прогремел троекратный оружейный салют, курсанты, чеканя шаг, прошли возле памятника, отдавая честь герою-разведчику.

Еще раз в защиту разведчика


В то время, когда наша область, Уральский федеральный округ и страна проводили юбилейные мероприятия, в отдельных тюменских и российских СМИ раздались другие голоса. Например, пытались бросить тень на  Николая Кузнецова за его связи в молодости с классово чуждыми элементами или подчеркнуть как неприглядные факты биографии исключение из комсомола и судимость. Основной задачей отряда «Победители» и разведчика Кузнецова были карательные операции и террор против немецких оккупантов на территории Украины, печальным последствием их стали тысячи уничтоженных фашистами мирных граждан. Бездоказательно, без ссылки на источники, начисто отрицались неоспоримые факты добытой Николаем Ивановичем разведывательной информации. А об авторе замечательных скульптурных портретов разведчика тюменском скульпторе Алексее Клюкине вовсе договорились до того,  что фронтовик пропал без вести и даже неизвестно, где покоится.

Начну по порядку. Классово чуждыми элементами в период  навязанной сверху коллективизации в сельском хозяйстве признавались почти все, кто умел
хорошо работать на земле и имел приличное подворье. Их раскулачивали и отправляли в ссылку. Но ведь все они в пятидесятых годах были реабилитированы.

Николай Кузнецов изначально с опытными чекистами в Москве накануне войны готовился как разведчик с учетом его выдающихся лингвистических способностей. Перед отрядом «Победители» ставились прежде всего вопросы получения разведывательной информации о дислокации немецко-фашистских войск, их перемещениях и планах германского командования.  Разведчик Николай Кузнецов успешно справился с этими задачами. Он добыл ценную информацию о готовящемся нападении Германии на Советский Союз, собрал полные данные о воинских частях и оккупационных учреждениях фашистов на Украине, своевременно получил важную информацию о готовящемся наступлении немцев под Курском и заговоре фашистов против глав государств СССР, США и Великобритании на конференции в Тегеране. Разведывательными приемами вычислил и подтвердил место расположения ставки Гитлера под Винницей – операция «Вервольф».

Что касается террора, то надо вспомнить, что это не наше слово, а на русский оно переводится как страх или ужас. Направлен он, как правило, против безоружного мирного населения. К сожалению, жестокие теракты  наблюдаем и в наши дни в различных уголках планеты.

Отряд «Победители» и Николай Кузнецов находились в условиях развязанной фашистами войны. Германские войска оккупировали советские территории, расстреливали непокорных, угоняли в рабство юношей и девушек. И по законам военного времени мы обязаны были всеми силами оборонять свое Оте­чество, защищать свой народ.

Командир отряда Дмитрий Медведев и разведчик Николай Кузнецов  понимали, что предложенные Центром акты возмездия против высших чинов фашистов могут привести к ответным мерам против местного населения. Поэтому приняли единственно верное в тех условиях решение: Николай Иванович и его боевые помощники действуют в немецкой форме. Как только в Ровно прогремели первые выстрелы Кузнецова-Пауля Зиберта, гестапо и служба безопасности стали усиленно разыскивать оберлейтенанта. О партизанском следе и местном населении даже речи не шло. А когда Николай Иванович переместился во Львов и уничтожил важного фашистского чиновника, поисками стрелка в форме немецкого офицера занялась и львовская служба безопасности.

Приведу интересную выдержку из материала  журналиста «АиФ» Георгия Зотова в номере за июль 2011 года. «…Серо-голубые глаза. Русые волосы. Прямой нос. Худое лицо. Владеет шестью диалектами немецкого языка. Носит форму оберлейтенанта вермахта, может предъявить документы на имя Пауля Зиберта. Крайне опасен,  в совершенстве владеет стрелковым оружием. Обнаружив этого человека, сразу же постарайтесь вызвать подмогу. Список примет «опасного незнакомца» к весне 1944 года имели части вермахта, СС и сотрудники полиции на оккупированной территории Западной Украины. Фактически за одним человеком охотилась вся немецкая армия».

Стоит напомнить воспоминания и боевого соратника Николая Кузнецова Николая Струтинского, участвовавшего во всех боевых операциях разведчика. «Мы давно доказали, что погиб он на Львовщине, восстановили все детали его смерти, нашли могилу, идентифицировали останки, добились перезахоронения праха во Львове. А теперь вот пишут, что Кузнецов был террористом и диверсантом, из-за которого погибло много украинцев. Ложь это! Вот лишь несколько фактов,  которым я сам был свидетелем. Когда мы ликвидировали генерала Альфреда Функе, его должны были похоронить в селе Тютьковичи на окраине Ровно. Там была небольшая речка с деревянным мостом. Учитывая высокий сан Функе, за гробом должен был идти весь генералитет. И катафалк должен был про­ехать по мосту. Мы решили взорвать мост со всеми генералами. Все подготовили – мины, бикфордовы шнуры. Но в последний момент Кузнецов отменил операцию. Я его спросил: «Почему?»

А он говорит: «Видишь ли, за это немцы уничтожат все село». Мы возражали, но Кузнецов настоял на своем, и в селе Тютьковичи не погиб ни один житель.

Еще один случай. В бою группа Кузнецова захватила в плен тринадцать бандеровцев. По закону военного времени их следовало расстрелять. Кузнецов заявил: «Расстреливать не будем. Это просто обманутые люди, в лаптях и бедной одежде. Мы воюем с немцами, а не с украинцами, и отпускаем вас с условием, что оружие в руки больше не возьмете». Они поклялись и были отпущены».
Перечисленные факты герои­ческой деятельности разведчика  были многократно описаны и подтверждены командиром отряда Дмитрием Медведевым, его заместителями, врачом отряда, боевыми соратниками  Николаем Струтинским и Валентиной Довгер, писателем Теодором Гладковым, а в наши дни – журналистом из Екатеринбурга Григорием Каётой и многими другими. Попытки переписать историю, бросить тень на знаменитого разведчика тщетны.

Показания свидетелей и очевидцев, вещественные доказательства собраны и хранятся в многочисленных музеях имени Николая Кузнецова. Тюменские школьники, участвовавшие в конкурсе на лучшее сочинение о разведчике, многое перечитали, побывали в музеях и написали отличные работы.

И последнее. Не советская и не российская, но очень авторитетная международная организация ЮНЕСКО при составлении мирового рейтинга лучших людей в своей профессии назвала Николая Кузнецова лучшим разведчиком XX столетия.

Что касается скульптора Алексея Клюкина, могу достоверно  подтвердить, что вырос он в хорошей семье и у него прекрасные наследники. Отец  Иван Клюкин – из тюменских рабочих, в 1941 году был призван в армию и погиб на фронте. Его имя – на мемориальной плите на площади Памяти у Вечного огня. Старший брат Алексея Ивановича – профессиональный военный, призван в том же 1941 году из Карелии в действующую армию и тоже погиб. Сам скульптор и его жена Александра Старовойтова прошагали по военным дорогам через Украину, Венгрию, Австрию, Чехословакию до победного конца. Оба имеют боевые награды.

После войны Алексей Клюкин создал около 30 скульптурных работ, самые известные из них –  скульптуры  Николая Кузнецова. Умер скульптор 29 сентября 1977 года по пути в Кудымкар, где хотел создать еще один порт­рет разведчика для Пермского края. Причина смерти – ишемическая болезнь сердца.

7 августа автор этой статьи вместе с сыном скульптора Алексеем Алексеевичем побывали на Червишевском кладбище, где похоронен Алексей Клюкин,
и сфотографировались у его могилы. Для маловеров и скептиков.

Отмечу, что совместная работа ветеранов-чекистов и журналистов газеты «Тюменская область сегодня» по сохранению памяти о нашем земляке, героическом разведчике будет продолжена…

Николай ЗЕНЗИН, полковник ФСБ



Ранее в сюжете

Экспедиции завершаются, подвиг живет вечно (см. видео)

05

Он сын России. Он Украины сын

21