Он сын России. Он Украины сын
Далее в сюжете: Экспедиции завершаются, подвиг живет вечно (см. видео)
К 100-летию со дня рождения легендарного разведчика Николая Кузнецова
Завершается цикл публикаций в газете «Тюменская область сегодня», посвященный столетию со дня рождения Героя Советского Союза разведчика Николая Кузнецова. Он был организован по инициативе совета ветеранов госбезопасности Тюменской области при активной помощи редакции газеты. Постоянные читатели и на этот раз дружным фронтом выступили в поддержку любимой газеты. Телефонные звонки, письма, встречи с корреспондентами пошли уже после первых статей.
Говорят читатели
В редакцию поступило множество фотографий, две книги о Николае Кузнецове и даже копия картины художника Григория Пономаренко, на которой изображены Дмитрий Медведев, Николай Кузнецов и радистка Лидия Шерстнева. Запомнились заметки Веры Кубочкиной о Николае Ивановиче и его родственниках, материал Ирины Тужик об истории создания памятника разведчику в городе Тюмени, воспоминания о Кузнецове учительницы из Ровно и Львова Сильвы Гильверг.
Параллельно с этой работой общественно-политическая газета союза ветеранов управления ФСБ «Дело чести» ежемесячно публиковала материалы о жизненном пути и героических подвигах знаменитого разведчика. Известно, что в 1930–1934 годах Николай Кузнецов проживал и трудился в городе Кудымкаре Пермского края, где впервые был привлечен к оперативной работе. Пермские ветераны-чекисты прислали в Тюмень письмо, в котором сообщают, что следили за публикациями и дают высокую оценку деятельности Тюменского совета ветеранов.
Неожиданным стало заказное письмо из Мурманска от Сергея Шибанова. Он через Интернет читал материалы газеты о Николае Ивановиче, оценил их как «интересные, обоснованные и зрелые» и прислал отрывок из своей книги о Валентине Довгер. Контакты с Мурманском продолжатся.
Еще немного о скульпторе
Алексея Клюкина с нами нет уже 39 лет, а скульптуры его живут. Более того, в год юбилея скульптурные портреты Николая Кузнецова обновились и помолодели.
Начиная в январе этого года подготовку к юбилею Николая Ивановича, посчитали, что несправедливо не вспомнить Алексея Клюкина, создавшего замечательную скульптуру разведчика. Именно он подарил нам возможность приходить в сквер сельхозакадемии, чтобы почтить память Николая Кузнецова.
Поиски Клюкина и его родственников не прекращались и в конце концов увенчались успехом. В дополнение к напечатанному сообщаем, что сын скульптора Алексей Клюкин передал в редакцию еще один документ, заслуживающий внимания. 8 июня 1950 года, когда начинающий скульп-тор Клюкин работал в Москве, действительный член Академии художеств СССР профессор Яков Николадзе дал ему следующую рекомендацию: «В доме творчества Художественного фонда СССР я ознакомился с работами молодого скульптора Алексея Клюкина, который, не имея системной подготовки, вполне удачно справляется со своей задачей, руководствуясь исключительно способностями к изоискусству. Считаю его весьма талантливым и достойным внимания для получения высшего художественного образования». Однако по семейным обстоятельствам Клюкин был вынужден вернуться в Тюмень.
И еще, Алексей Алексе-евич просил упомянуть в газете о своей любимой маме, жене скульптора Клюкина – Александре Старовойтовой. В настоящее время ей 91-й год и она живет вместе с сыном. «Мама всегда была верной и надежной помощницей отца, – рассказал он. – В 1941 году с первого курса Смоленского мединститута была призвана в армию, прошла всю войну во фронтовых медсанбатах. Институт закончила после войны и по распределению приехала в Тюменскую область, работала в Тобольском районе, затем в Тюменской областной клинической больнице. Познакомилась с Клюкиным и вышла за него замуж. Это она принесла мужу книгу Дмитрия Медведева «Сильные духом», с прочтения которой и началась история создания памятника разведчику Кузнецову».
В защиту доброго имени разведчика
Не все отзывы на публикации материалов о Николае Кузнецове однозначные, есть и тревожные. 8 июля 2011 года ко мне обратился врач-онколог высшей категории, доктор медицинских наук Анатолий Чесноков, который долгие годы работал на Западной Украине. Однако из-за нарастающих после распада СССР антирусских тенденций в этих областях Чесноков был вынужден возвратиться в Тюмень. Он доподлинно знает, как сражался и отдал свою жизнь за свободу Родины Николай Кузнецов и что прах его покоится ныне на мемориальном кладбище в городе Львове. Но ему там не всегда спокойно.
В подаренном мне сборнике стихов Анатолия Антоновича на украинские мотивы есть такие горькие строки, в том числе и о Кузнецове:
А идеологи советской власти
Националистами вдруг стали.
Освободителей украинской земли
На Украине оккупантами назвали.
Поруганы солдатские могилы,
Все памятники им поснесены.
И улицы, что имена фронтовиков хранили,
«Героями» УПА заменены.
Потому, отметил Анатолий Чесноков, нам, живущим в России, надо помнить о своих героях, похороненных за рубежами Отечества.
Не могу в связи с этим не рассказать читателям газеты, сколько сил и здоровья потратил на защиту доброго имени Николая Кузнецова его друг и соратник по партизанскому отряду, коренной украинец Николай Струтинский, после войны – полковник управления КГБ по Львовской области.
Сначала он воевал с руководящей партийной номенклатурой, которой не нужны были беспартийные герои. После развала СССР на Западной Украине активизировались бандеровцы и украинские националисты. Они взялись переписывать историю, объявив освободителей Украины «оккупантами», а партизан – «террористами». Памятник Николаю Ивановичу во Львове, как известно, демонтирован и перевезен в Талицу. Улицы, названные в его честь, переименованы. Вот слова, написанные Николаем Струтинским в то тревожное время: «Забросили Кузнецова на территорию оккупированной Украины с пистолетом и гранатой – все! И у фашистов земля загорелась под ногами. Он герой, каких мало в истории разведки. Сколько же можно терзать его имя, прах? Николай Кузнецов отдал жизнь за Украину и должен покоиться здесь. Я все сделал для этого. Он сын России, Украины сын. Украинское государство должно признать его своим героем. Кузнецов воевал не за славу, защищал не власть, сражался с фашисткой чумой и погиб за народ. И пора, наконец, воздать ему должное».
На своей родине, в России, Николай Иванович снискал всеобщую любовь и уважение. Отклики читателей газеты – еще одно тому подтверждение.
Ранее в сюжете