Жалеть не запрещается
Летний подарок поклонникам «Ангажемента» – спектакль «Мещанин-дворянин». От классики в нем мало что осталось, но...
Что-то теряем, а что-то находим... Поговаривают, в скором времени афиша «Ангажемента» останется без уморительной «Диканьки».
Но свято место пусто не бывает: новый веселый спектакль, «почти комедию», как значится в программке, актерам и зрителям подарила великолепная «бригада»: приглашенный режиссер, заслуженный деятель искусств и лауреат Госпремии Михаил Поляков, который живет на несколько городов, наша изобретательная художница Ольга Трофимова и...
Жан-Батист Мольер. Именно его нестареющее, непрокисающее произведение, правда, в переводе Лихачева, «Мещанин-дворянин» отныне украшает репертуар Тюменского молодежного театра имени Виктора Загоруйко. Дай бог, все это, за месяц слепленное, не на один год!
Поляков вездесущ. Он давно и много ездит по стране, оставляя в провинциальных театрах своих больших и малых «деток». Собственно, с поляковской «Дороги к дому», где блистали
молодой Леонид Окунев, замечательная Капа Баженова, ныне покойный Александр Ческидов, и начинался «Ангажемент». Сам не навязывается, но на приглашения откликается.
А зовут его действительно часто. И вот почему: любимый прием Михаила Давыдовича – очистить сцену от вещей, чтобы актер «почувствовал себя голым» и, как ни странно, за-играл, причем лучше, чем раньше, до него.
Перед сдачей режиссер «любезничал»: «Даже не пытайтесь найти в спектакле скрытые смыслы – их нет. Все – «художественная дурь»: захотелось и поставилось!.. Для того, чтобы раскрыть актерское дарование Игоря Куд-рявцева. В театре его не совсем правильно используют».
Пытались терпеть и молчать, наслаждаясь лишь картинкой. Не анализировать не выходит – хоть гнилыми помидорами закидайте. Главный герой, который у Мольера пищит да лезет во дворянское сословие, у Полякова иной. Иная и цель – рассказать не про то, как выбиться в люди, а про то, как завоевать сердце любимой женщины. Оттого и Журден тюменца Кудрявцева – не выскочка в годах, а забавный ребенок. И зритель его жалеет: миленький ведь такой и совсем не злобный.
Что говорить про сюжет? Он в книжке, которую надо было прочесть еще в школе. Лучше про антураж. Верный себе, Михаил Давыдович оставил на сцене только три дверных проема – за ними не спрячешься, как ни пытайся. Декорационный минимализм во благо актеров: блистайте, дорогие! Зато маски (отсыл к карнавализации мира) и костюмы – шикарнейшие. Фантазия Трофимовой не знает границ: золото, серебро, драгоценные каменья, потрясающие орнаменты «выдуманы» из подручных современных материалов. Сами ткани, в которые «обернуты» актеры, создают нужные впечатления: граф Дорант точно павлин, учитель философии словно античный мудрец, преподаватель танцев – укротитель «тачек», маркиза Доримена – приторный чупа-чупс, портной – кокетка, жена Журдена – бой-баба, кухарка и есть... В общем, компания веселая. И в центре – лялька – господин Журден (ему не в любовь ударяться, а в песочнице играть), что попался на крючок маркизы, аки голодная рыба. С одной стороны: так ему и надо, нечего семейные ценности предавать. Но жалко, жалко... Мы созданы для счастья, как птички для полета. А этот маленький человечек, увы, со страстями и грезами не справился...
Реакция зала после прогона Михаилу Полякову понравилась. Народ смеялся, а не ржал – дорогого стоит! Очередное сотрудничество-сотворчество с коллективом «Ангажемента» тоже по вкусу пришлось. Но общий результат мастера не вдохновил.
– Если все время быть довольным своей работой, это ни к чему хорошему не приведет!
Что ж, здоровое самоедство еще никому не вредило.