Пройти по маршрутам геологов
Далее в сюжете: Интеллектуальные инвестиции в будущее
и развернуть освоение месторождений Полярного Урала предстоит межрегиональному проекту
По огромной белой пустыне серпантином вьется тонкая, утопающая в снежной шапке гор, ниточка дороги. По ней движутся еле заметные, словно жучки, рудовозы. Это фотография с месторождения Центрального, единственного на Полярном Урале, где ведется полномасштабная промышленная добыча полезных ископаемых. К этому событию геологи Полярного Урала шли больше 30 лет.
Одним из них является Леонид Островский, человек, за спиной которого 42 полевых сезона на севере Уральского региона. За 48 лет работы он прошагал по полярной земле сотни километров. В настоящее время тюменский геолог радеет за воплощение в жизнь проекта «Урал промышленный - Урал Полярный».
Многообещающие ресурсы
Белазы везут хромитовую руду с месторождения Цент-рального. С гор сырье свозится в поселок Харп, откуда по Северной железной дороге через Северо-Западный федеральный округ (Чум - Киров - Котлас) оно доставляется на Челябинский электрометаллургический комбинат, преодолевая расстояние почти в три тысячи километров.
Хромовая руда - одно из наиболее дефицитных полезных ископаемых в России. Годовое потребление хромитовых руд уральскими предприятиями составляет 1,4 млн. тонн, из них до 1 млн. тонн заво- зится на ферросплавные предприятия Урала из Казахстана и Турции. Разведанные запасы и прогнозные ресурсы Полярного Урала составляют на сегодняшний день 302 млн. тонн высококачественных хромовых руд. Здесь сосредоточены самые значительные залежи в России, и сейчас их осво- ение разворачивается. Из группы месторождений Рай-Из лишь на Центральном добывают около 600 тысяч тонн руды в год. Добычу ведет компания «Конгор-Хром».
Другие богатейшие месторождения Полярного Урала ждут разработки с советских времен. В то время для государства они не представляли интереса, так как необходимые полезные ископаемые добывались в республиках Советского Союза. С его распадом перерабатывающие и металлургические предприятия России лишились важных источников сырья. Действующие месторождения Южного и Среднего Урала фактически истощили свои запасы. Перестройка прекратила поток финансирования геологических и изыскательных работ. Были свернуты масштабные исследования, проводимые на Полярном Урале.
Всесоюзный клич
Леонид Островский родом из Белоруссии. Оказался в Западной Сибири в разгар открытий нефтегазовых месторождений.
- После армии работал радистом на предприятии «Беларуськалий». Но с детства мечтал о геологии. И вот в «Правде» публикуют обращение Юрия Эрвье. Он призывает молодые силы Советского Союза в Тюменскую область. Недолго раздумывая, купил билет до Тюмени. Но приехав сюда, волею судьбы попал не в нефтяную сферу, а в Саранпаульскую геологическую экспедицию. В 1963 году состоялся мой первый полевой сезон, - рассказывает Леонид Яковлевич.
С тех пор его неразлучные спутники - сапоги, молоток, карта, рюкзак и палатка. Островскому повезло: в 50-80-е годы XX века организуются масштабные исследования Тюменского Урала, сюда отправляются крупнейшие геологические экспедиции. Именно в тот период было открыто и разведано большинство известных месторождений Полярного Урала.
Переоценить невозможно
Некоторые научные деятели страны говорят о переоценке потенциала геологической структуры Полярного Урала. Отметим, что в рамках нацио-нального проекта «Урал промышленный - Урал Полярный» изначально виделось строительство железнодорожной магистрали по восточному склону Урала: Полуночное - Обская - Салехард. Короткая дорога могла связать напрямую промышленный Урал с месторождениями Полярного Урала.
В 2007 году строительство магистрали одобрила правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение. Однако финансирование комплексного плана по развитию минерально-сырьевой базы «Урал промышленный - Урал Полярный» на 2010-2015 годы приостановлено, так как проведенные в последние годы геологоразведочные работы, по мнению специалистов Министерства природных ресурсов, не подтвердили крупных прогнозных объемов полезных ископаемых, которые должны были дополнить грузовую базу на участке Полуночное - Обская.
- Вызывает недоумение вопрос об отсутствии месторождений вдоль восточного склона гор. Здесь громадный потенциал, море неразведанных полезных ископаемых. В геологии нельзя говорить, что месторождений нет - надо искать. Чтобы подтвердить ресурсы, необходимо вести геологоразведочные работы. Только они приводят к результатам. В России на сегодняшний день нет добывающей марганцевой промышленности. Хотя марганцевые руды есть. За десять лет работы, начиная с 1998 года, в ходе исследований мы выяснили и рассчитали ресурсную базу марганцевых образований Полярного Урала - 1 миллиард 200 миллионов тонн. Но территория начнет развиваться, только когда построят дорогу вдоль Уральских гор. Это стратегическое государственное дело, - считает Леонид Островский. - По железнодорожной магистрали с Севера повезут тяжелые углеводороды, лес, стройматериалы и руды.
Богатейшее Софроновское месторождение фосфоритов открыто в 1985 году. Спустя 25 лет его подготовили к эксплуатации, отсыпали дорогу. Но никто не ведет там промышленной добычи. В Россию завозят фосфорные удобрения из Марокко, бариты из Турции. В Свердловскую область везется уголь с Экибастуза, что в Восточном Казахстане. Когда недалеко, в сотнях километров, разведанные угольные залежи Северо-Сосьвинского района. По словам опытного геолога, на выявленных месторождениях надо вести разведочные работы и передавать их в добычу предприятиям, создавать инфраструктуру. Тогда проект «Урал промышленный - Урал Полярный» и территория всего региона получат необходимое экономическое развитие.
Ранее в сюжете