Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Когда дорога нужна как воздух

Слушать новость
Когда дорога нужна как воздух. .

Строительство железных дорог на Полярном Урале получает второе рождение


Продолжить большое дело многих поколений геологов и решить задачу промышленного освоения природных запасов, развития на северной территории Уральского региона ключевых объектов транспортной и энергетической инфраструктуры призван мегапроект «Урал промышленный – Урал Полярный».

В XXI веке в Российской Федерации назрела серьезная необходимость в разработке найденных на Полярном Урале месторождений. Металлургическая промышленность страны испытывает дефицит сырья, закупая его у иностранных поставщиков, хотя марганцевые, хромитовые, железные руды ей может дать Полярный Урал. Но имеющиеся месторождения нуждаются в дальнейших геологических исследованиях и подготовке к эксплуатации. Для их проведения государству и бизнесу необходимо не только снарядить туда масштабные геологические экспедиции, но и построить к Полярному Уралу железные дороги.

Тюмень дает идею и марганец


Проект «Урал промышленный – Урал Полярный» начинает свою историю с мая 2005 года. Во время совещания по вопросам социально-экономического развития УФО, на котором присутствовал Владимир Путин, генеральным директором «Сибирского научно-аналитического центра» Анатолием Брехунцовым было акцентировано внимание на перспективном и привлекательном направлении -- развитии Полярного Урала. Глава государства заинтересовался и поддержал идею руководителя тюменского научного института. Родился новый общенациональный проект.

С того момента проделана большая работа. Собрана вся ранее разобщенная, рассредоточенная по разным научным институтам страны и региона геологическая информация.

-- В 2006 году по распоряжению Министерства природных ресурсов Сибирским научно -- аналитическим центром была подготовлена количественная оценка прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых зоны транспортного коридора проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» в пределах Ханты-Мансийской и Ямальской территории. В нескольких томах сформировали расчеты по хрому, урану, платине, марганцевым рудам, фосфоритам, баритам, бетонитам, железу, меди, цинку, золоту, бокситам, углю и строительным материалам. Причем мы впервые отразили наличие на Полярном Урале больших прогнозных ресурсов фосфора и марганца, -- рассказывает заслуженный геолог России, главный эксперт отдела минеральных ресурсов ОАО «СибНАЦ» Леонид Островский.

Заключения, собранные от многих авторитетных отраслевых институтов, дали понять, что территория Приполярного и Полярного Урала изучена лишь на 10 – 12 процентов. Это позволяет в дальнейшем рассчитывать на открытия новых крупных месторождений.

Корпорация поможет


Железная дорога от Тюмени в Новый Уренгой пришла в 1970-е годы. В середине восьмидесятых прошлого века для обустройства Бованенковского месторождения было начато строительство железнодорожной магистрали Обская – Бованенково. Благодаря усилиям «Газпрома» железная дорога Обская – Бованенкова, ведущая на крупнейшие газовые промыслы полуострова Ямала, сегодня действует. Но существующая на севере Уральского региона транспортная сеть все же не отвечает потребностям современного грузооборота. Ее слабое развитие сдерживает и экономический рост региона в целом.

Для решения глобальных и трудных задач по освоению территории Полярного Урала, для реализации государственного проекта в 2007 году создана управляющая компания ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный». Сегодня она дает старт важнейшему и долгожданному строительству железной дороги.

Изначально виделось создать железнодорожную магистраль по восточному склону Урала: Полуночное – Обская -- Салехард, которая в совокупности со строящимися линиями Обская – Бованенково, Салехард – Надым и мостовым переходом через реку Обь в районе Салехарда создала бы новую транспортную схему Севера. Дорога по кратчайшему пути могла связать промышленный Урал с месторождениями полезных ископаемых Полярного Урала.

После решения правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, от 17.11.2007 года об одобрении проекта и выделении средств из федерального бюджета на финансирование, была разработана и согласована в Главгосэкспертизе необходимая проектная документация. Однако финансирование «Комплексного плана по развитию минерально-сырьевой базы «Урал промышленный – Урал Полярный» на 2010 – 2015 годы» было приостановлено, так как геологоразведочные работы на территории Северного, Приполярного и Полярного Урала не подтвердили прогнозные объемы полезных ископаемых, которые должны были дополнить грузовую базу на участке Полуночное – Обская.

Северный широтный ход


С целью оптимизации расходования средств федерального бюджета был выработан новый вариант строительства дороги без учета железнодорожной линии Полуночное – Обская – Салехард с образованием Северного широтного хода Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево. Северный широтный ход соединит Северную железную дорогу ОАО «РЖД» в районе станции Обская со Свердловской железной дорогой ОАО «РЖД» в районе станции Коротчаево. Он обеспечит кратчайший транзит углеводородных грузов в западном направлении и грузов, необходимых для освоения газоконденсатных и нефтяных месторождений в восточном направлении. Общая протяженность железнодорожных путей Северного широтного хода составит 700 километров. Из них на строительство новых путей приходится 390 километров, достройка существующих путей – более 300 километров.

Осуществится строительство двух крупных мостов через реку Обь и реку Надым – 3,7 км. Это будут современные, не имеющие аналогов в России масштабные двухуровневые конструкции с железнодорожной и автодорожной линиями.

Выбрана оптимальная схема примыкания Северного широтного хода к путям общего пользования Северной железной дороги – развитие транспортного узла станции Обская. Также ведутся работы по достройке узловой станции Обская-2.

Прошлой осенью заключено пятистороннее соглашение о намерениях между участниками проекта: Федеральным агентством железнодорожного транспорта, правительством ЯНАО, ОАО «РЖД», ОАО «Газпром» и корпорацией. Документ предусматривает порядок и механизмы финансирования мероприятий по развитию Северного широтного хода. Для управления проектом создается специальная проектная компания на базе ОАО «Ямальская железнодорожная компания», осуществляющего перевозки на участках железной дороги Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево и Новый Уренгой – Ямбург.

Дан старт


Готовы проектно-сметные документы на возведение мостового перехода через реку Надым. Определен генеральный подрядчик -- компания «Мостостро –12». Ожидается, что непосредственно строительные работы начнутся здесь в июле текущего года. Мост даст старт большой стройке Северного широтного хода.

По словам Бориса Кириллова, заместителя генерального директора корпорации по вопросам взаимодействия с общественными организациями и СМИ, в компании ожидают, что к концу текущего года начнется строительство моста через Обь и сама железнодорожная магистраль. Пока Государственная Дума в рамках текущих корректировок федерального бюджета решает вопрос о финансировании этих объектов. На участках Обская – Салехард и Коротчаево – Новый Уренгой реконструкцию железнодорожного пути будет вести инвестор – ОАО «Газпром». Магистраль Северного широтного хода планируется запустить в эксплуатацию уже в 2015 году.

Генеральный директор ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный» Александр Белецкий, обещает, что новая железная дорога будет строиться по европейским технологиям и стандартам, что позволит в будущем организовать движение поездов на высоких скоростях.

Необходимо сказать, что в проектах корпорации имеется и второй этап, предусматривающий создание единой дорожной сети, ведущей на Полярный Урал, объединяющей все виды транспорта. Так, на 2013 – 2018 годы все же запланировано строительство железнодорожной линии Полуночное -- Обская по восточному склону Уральских гор. Также будет возведена и автомобильная трасса Тюмень – Агириш – Салехард.

Большие ожидания


Отметим, что возведение дорог имеет ключевой характер для реализации инвестиционного проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Транспортная инфраструктура будет стимулировать дальнейшее геологическое изучение и развитие месторождений полезных ископаемых в северном крае. Проект обеспечит значительный промышленный заказ предприятиям Свердловской, Челябинской, Тюменской и Курганской областей. Ведь необходимо будет обеспечивать материалами и оборудованием строительство транспортных, энергетических и горнодобывающих объектов. Предположительно до 70 тысяч увеличится количество рабочих мест в регионе.

Другие материалы о проекте читайте в следующих номерах газеты.

Далее в сюжете: Северу - качественная продукция юга

Строительство железных дорог на Полярном Урале получает второе рождение


Продолжить большое дело многих поколений геологов и решить задачу промышленного освоения природных запасов, развития на северной территории Уральского региона ключевых объектов транспортной и энергетической инфраструктуры призван мегапроект «Урал промышленный – Урал Полярный».

В XXI веке в Российской Федерации назрела серьезная необходимость в разработке найденных на Полярном Урале месторождений. Металлургическая промышленность страны испытывает дефицит сырья, закупая его у иностранных поставщиков, хотя марганцевые, хромитовые, железные руды ей может дать Полярный Урал. Но имеющиеся месторождения нуждаются в дальнейших геологических исследованиях и подготовке к эксплуатации. Для их проведения государству и бизнесу необходимо не только снарядить туда масштабные геологические экспедиции, но и построить к Полярному Уралу железные дороги.

Тюмень дает идею и марганец


Проект «Урал промышленный – Урал Полярный» начинает свою историю с мая 2005 года. Во время совещания по вопросам социально-экономического развития УФО, на котором присутствовал Владимир Путин, генеральным директором «Сибирского научно-аналитического центра» Анатолием Брехунцовым было акцентировано внимание на перспективном и привлекательном направлении -- развитии Полярного Урала. Глава государства заинтересовался и поддержал идею руководителя тюменского научного института. Родился новый общенациональный проект.

С того момента проделана большая работа. Собрана вся ранее разобщенная, рассредоточенная по разным научным институтам страны и региона геологическая информация.

-- В 2006 году по распоряжению Министерства природных ресурсов Сибирским научно -- аналитическим центром была подготовлена количественная оценка прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых зоны транспортного коридора проекта «Урал промышленный – Урал Полярный» в пределах Ханты-Мансийской и Ямальской территории. В нескольких томах сформировали расчеты по хрому, урану, платине, марганцевым рудам, фосфоритам, баритам, бетонитам, железу, меди, цинку, золоту, бокситам, углю и строительным материалам. Причем мы впервые отразили наличие на Полярном Урале больших прогнозных ресурсов фосфора и марганца, -- рассказывает заслуженный геолог России, главный эксперт отдела минеральных ресурсов ОАО «СибНАЦ» Леонид Островский.

Заключения, собранные от многих авторитетных отраслевых институтов, дали понять, что территория Приполярного и Полярного Урала изучена лишь на 10 – 12 процентов. Это позволяет в дальнейшем рассчитывать на открытия новых крупных месторождений.

Корпорация поможет


Железная дорога от Тюмени в Новый Уренгой пришла в 1970-е годы. В середине восьмидесятых прошлого века для обустройства Бованенковского месторождения было начато строительство железнодорожной магистрали Обская – Бованенково. Благодаря усилиям «Газпрома» железная дорога Обская – Бованенкова, ведущая на крупнейшие газовые промыслы полуострова Ямала, сегодня действует. Но существующая на севере Уральского региона транспортная сеть все же не отвечает потребностям современного грузооборота. Ее слабое развитие сдерживает и экономический рост региона в целом.

Для решения глобальных и трудных задач по освоению территории Полярного Урала, для реализации государственного проекта в 2007 году создана управляющая компания ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный». Сегодня она дает старт важнейшему и долгожданному строительству железной дороги.

Изначально виделось создать железнодорожную магистраль по восточному склону Урала: Полуночное – Обская -- Салехард, которая в совокупности со строящимися линиями Обская – Бованенково, Салехард – Надым и мостовым переходом через реку Обь в районе Салехарда создала бы новую транспортную схему Севера. Дорога по кратчайшему пути могла связать промышленный Урал с месторождениями полезных ископаемых Полярного Урала.

После решения правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, от 17.11.2007 года об одобрении проекта и выделении средств из федерального бюджета на финансирование, была разработана и согласована в Главгосэкспертизе необходимая проектная документация. Однако финансирование «Комплексного плана по развитию минерально-сырьевой базы «Урал промышленный – Урал Полярный» на 2010 – 2015 годы» было приостановлено, так как геологоразведочные работы на территории Северного, Приполярного и Полярного Урала не подтвердили прогнозные объемы полезных ископаемых, которые должны были дополнить грузовую базу на участке Полуночное – Обская.

Северный широтный ход


С целью оптимизации расходования средств федерального бюджета был выработан новый вариант строительства дороги без учета железнодорожной линии Полуночное – Обская – Салехард с образованием Северного широтного хода Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево. Северный широтный ход соединит Северную железную дорогу ОАО «РЖД» в районе станции Обская со Свердловской железной дорогой ОАО «РЖД» в районе станции Коротчаево. Он обеспечит кратчайший транзит углеводородных грузов в западном направлении и грузов, необходимых для освоения газоконденсатных и нефтяных месторождений в восточном направлении. Общая протяженность железнодорожных путей Северного широтного хода составит 700 километров. Из них на строительство новых путей приходится 390 километров, достройка существующих путей – более 300 километров.

Осуществится строительство двух крупных мостов через реку Обь и реку Надым – 3,7 км. Это будут современные, не имеющие аналогов в России масштабные двухуровневые конструкции с железнодорожной и автодорожной линиями.

Выбрана оптимальная схема примыкания Северного широтного хода к путям общего пользования Северной железной дороги – развитие транспортного узла станции Обская. Также ведутся работы по достройке узловой станции Обская-2.

Прошлой осенью заключено пятистороннее соглашение о намерениях между участниками проекта: Федеральным агентством железнодорожного транспорта, правительством ЯНАО, ОАО «РЖД», ОАО «Газпром» и корпорацией. Документ предусматривает порядок и механизмы финансирования мероприятий по развитию Северного широтного хода. Для управления проектом создается специальная проектная компания на базе ОАО «Ямальская железнодорожная компания», осуществляющего перевозки на участках железной дороги Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево и Новый Уренгой – Ямбург.

Дан старт


Готовы проектно-сметные документы на возведение мостового перехода через реку Надым. Определен генеральный подрядчик -- компания «Мостостро –12». Ожидается, что непосредственно строительные работы начнутся здесь в июле текущего года. Мост даст старт большой стройке Северного широтного хода.

По словам Бориса Кириллова, заместителя генерального директора корпорации по вопросам взаимодействия с общественными организациями и СМИ, в компании ожидают, что к концу текущего года начнется строительство моста через Обь и сама железнодорожная магистраль. Пока Государственная Дума в рамках текущих корректировок федерального бюджета решает вопрос о финансировании этих объектов. На участках Обская – Салехард и Коротчаево – Новый Уренгой реконструкцию железнодорожного пути будет вести инвестор – ОАО «Газпром». Магистраль Северного широтного хода планируется запустить в эксплуатацию уже в 2015 году.

Генеральный директор ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный» Александр Белецкий, обещает, что новая железная дорога будет строиться по европейским технологиям и стандартам, что позволит в будущем организовать движение поездов на высоких скоростях.

Необходимо сказать, что в проектах корпорации имеется и второй этап, предусматривающий создание единой дорожной сети, ведущей на Полярный Урал, объединяющей все виды транспорта. Так, на 2013 – 2018 годы все же запланировано строительство железнодорожной линии Полуночное -- Обская по восточному склону Уральских гор. Также будет возведена и автомобильная трасса Тюмень – Агириш – Салехард.

Большие ожидания


Отметим, что возведение дорог имеет ключевой характер для реализации инвестиционного проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Транспортная инфраструктура будет стимулировать дальнейшее геологическое изучение и развитие месторождений полезных ископаемых в северном крае. Проект обеспечит значительный промышленный заказ предприятиям Свердловской, Челябинской, Тюменской и Курганской областей. Ведь необходимо будет обеспечивать материалами и оборудованием строительство транспортных, энергетических и горнодобывающих объектов. Предположительно до 70 тысяч увеличится количество рабочих мест в регионе.

Другие материалы о проекте читайте в следующих номерах газеты.



Ранее в сюжете

Большие шаги к Полярному Уралу

19

Сибирь - стартовая площадка для Севера

18

Александр Моор: Никого в ситуации один на один не оставим

26 апреля

Отчет МАУ ДО ДЮЦ «Пламя» города Тюмени

26 апреля