Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Суть патриотизма – в созидании

Общество, 09:28, 13 мая 2011, Ирина ТУЖИК
Слушать новость
Суть патриотизма – в созидании. .

Об истории создания мемориального бюста Героя Советского Союза Николая Кузнецова


В маленьком сквере при входе в главное здание Тюменской сельскохозяйственной академии на скромном постаменте стоит бюст легендарного советского разведчика, Героя Советского Союза Николая Кузнецова. Здесь, в стенах тогда еще Тюменского сельхозтехникума, в 1926 году Николай Иванович начинал свой жизненный путь, став студентом агрономического отделения. В 60-х годах минувшего века бюст был установлен по инициативе тюменской комсомолии во главе с первым секретарем горкома ВЛКСМ Сергеем Великопольским.

В преддверии 100-летия со дня рождения Героя Сергей Дмитриевич вспоминает…

– На должность первого секретаря Тюменского горкома комсомола я был утвержден 13 января 1965 года. До этого работал на судостроительном заводе, вначале в цехе, потом – секретарем заводского комитета ВЛКСМ. Тот год стал счастливым не только для меня, но и для всей страны: послужил точкой отсчета больших изменений в общественной жизни.

Стоит перечислить главные вехи той легендарной эпохи: 1965-й – год 20-летия Победы над фашистской Германией и первого торжественного парада на Красной площади; 1967 – полувековой юбилей советской власти; 1968 – годовщина 50-летия Советской армии, Военно-морского флота и  Ленинского комсомола. Эти события сопровождались ударными трудовыми вахтами, принятием повышенных обязательств в цехах и бригадах, подготовкой  трудовых подарков в честь юбилейных дат. Общество подошло к социальному осмыслению судьбы каждого отдельного человека и особенно – советского солдата, защитника Родины и победителя.

До 1965 года день Победы советского народа над фашистской Германией был простым рабочим днем, ветераны стеснялись носить свои боевые ордена и медали. От Леонида Брежнева, ставшего генеральным секретарем ЦК КПСС, как от фронтовика ждали перемен в оценке значимости Великой Победы, и я по своему старшему брату знаю, какое место занял в сознании народа этот праздник «со слезами на глазах».

В  год 20-летия окончания Великой Отечественной войны 9 мая был объявлен выходным днем и стал называться Праздником Победы. Как-то сразу поднялась волна воспоминаний и, как свидетельствует тюменский краевед Майя Смирнова, в стране «возникла система поиска и познания своего прошлого». Фронтовики достали бережно хранимые медали, молодежь начала искать и уточнять имена тех, кто ушел на фронт и не вернулся.

– Более 250 тысяч тюменцев защищали Родину в тяжелейшие 40-е, свыше ста тысяч погибли, а поклониться им, возложить цветы в Тюмени было негде, – с горечью вспоминает Сергей Великопольский. – Сразу после своего избрания первым секретарем ГК ВЛКСМ я задумался над тем, как пробудить души молодого поколения, как по достоинству оценить жертвы, которые положил советский народ на алтарь Победы. Понимал: чем больше у меня будет сторонников, тем быстрее пойдет дело.

Сергей Великопольский устанавливает деловые связи с руководством ТВВИКУ, получает поддержку начальника училища генерал-лейтенанта Бориса Затылкина, его заместителя генерал-полковника Аркадия Гущина, вскоре возглавившего училище, начальника политотдела Бориса Авласова и его помощника по комсомольской работе Павла Денищенко. Это были настоящие патриоты, талантливые воспитатели молодых офицеров. С этого времени ни одно мероприятие городского комсомола не проходило без участия офицеров и курсантов училища.

В союзниках горкома комсомола оказались Татьяна Ильина из горкома партии, секретарь по идеологии Валентина Дорохина и Майя Смирнова, заведующая отделом пропаганды Калининского райкома партии, директор Тюменского Дворца пионеров Лия Харина, заведующий гороно Виктор Югринов, заведующая отделом культуры Раиса Рогачевских – круг соратников, начиная  с 1965 года, ширился.  Волна общественного интереса к военной истории вызвала к жизни и скромный скульптурный портрет Героя Советского Союза Николая Кузнецова.

– Жил в Тюмени художник Алексей Иванович Клюкин, скульптор-самоучка, каковым его считали в Тюменском отделении Союза художников СССР, – вспоминает Сергей Великопольский. – Он был действительно самородок, фанатик своего дела. Его мастерская находилась в подвале дома, где он жил, рядом с почтамтом.  Здесь и замешивал глину для воплощения образа своего героя, коим избрал Николая Кузнецова. Скульптор стал, как сегодня сказали бы, и автором идеи установить памятник Кузнецову не только в Талице, близ которой в деревне Зырянке тот родился, но и в Тюмени – у стен сельхозтехникума (ныне Тюменской сельскохозяйственной академии), куда приехал учиться на агронома в 1926 году.

Идея Алексея Клюкина нашла горячую поддержку в горкоме комсомола – ведь легендарного советского разведчика знали и любили по фильмам и книгам. Когда Сергей Великопольский сотоварищи, среди которых был и секретарь горкома комсомола Евгений Безруков, пришли в мастерскую Клюкина, то поразились огромному количеству проб и эскизов объемного воплощения образа Николая Кузнецова. Оказалось, что в этом подвале уже побывал брат героя Виктор Кузнецов, который был очень похож на Николая, такой же рослый, стройный, обаятельный. Начало было положено.

А вскоре Алексей Клюкин передал свою работу в дар горкому комсомола. Оставалось наметить и выполнить необходимые этапы установки памятника: обеспечить поддержку руководства города и архитектурное решение (фундамент, постамент, фон).

По рекомендации председателя горисполкома Виталия Зай­ченко к работе был привлечен главный архитектор города Петр Гриненко (тюменцы знают здания, построенные по его проектам: Дом Советов, машиностроительный техникум, первая реконструкция филармонии). Именно он предложил изменить фасад главного здания сельскохозяйственного института: вместо фронтальной лестницы ввести две боковые, вследствие чего центральная часть стала локальным фоном для скульптурного портрета. Необходимые материалы – мраморную плитку – для облицовки постамента обеспечили по просьбе комсомольцев руководители треста «Тюменьгорстрой» – управляющий Юрий Панчижный и главный инженер Владимир Курамин. Все этапы работ (а они начались ранней осенью) постоянно были в центре внимания Сергея Великопольского. Торжественное открытие памятника состоялось 19 декабря 1967 года, накануне Дня работника органов безопасности. Вот как описал это событие в корреспонденции «Открытие мемориального бюста героя» журналист Борис Ухалей, опубликованной в областной газете 20.12.1967 г.:

«Застыли юные пионеры с барабанами и горном, с ветками зеленой хвои. Замерли в карауле с оружием в руках двое юношей – члены клуба им. Дзержинского. Широким кольцом окружили постамент студенты сельскохозяйственного и педагогического институтов. Секретарь Калининского райкома КПСС Юрий Торопов открывает митинг. Под звуки государственного гимна опускается белое полотнище, и мы видим знакомое волевое лицо, полусклоненное в глубокой думе. На мраморном пьедестале золотом горит Звезда Героя Советского Союза. С большим волнением выслушали собравшиеся выступление брата героя – Виктора Ивановича Кузнецова». Виктор специально при-ехал из Свердловска. Его очень тепло встретили в Тюмени, организовали экскурсию по многим предприятиям.

Открытие памятника Николаю Кузнецову не стало однодневной акцией. В студенческой и рабочей среде началось движение за увековечение памяти героев-фронтовиков, соревнование за честь носить их имена. Примечательно, что в том же декабре 1967 года и в Москве, и в Тюмени проходили большие комсомольские форумы – пленум ЦК ВЛКСМ и 26-я Тюменская городская конференция, на которой тоже поднимался «разговор о самом главном» – коммунистическом воспитании молодежи.

– К 100-летию со дня рождения Николая Кузнецова – важной вехи в истории страны и Тюмени – как всегда в памятные для страны дни на постамент лягут цветы от молодежи и ветеранов. Хотелось бы надеяться, что найдутся достойные энергичные и творческие люди, которые смогут издать книгу воспоминаний о Герое, сочинить стихи или снять фильм о выдающемся, по оценке ООН, разведчике ХХ века, – говорит Сергей  Великопольский. – И мы горды тем, что многие исторические памятники героям-фронтовикам поставлены в нашем городе по инициативе и на средства тюменской комсомолии. Ведь не в речах, а в созидании состоит суть подлинного патриотизма.

Далее в сюжете: Памятные книги в подарок ветеранам

Об истории создания мемориального бюста Героя Советского Союза Николая Кузнецова


В маленьком сквере при входе в главное здание Тюменской сельскохозяйственной академии на скромном постаменте стоит бюст легендарного советского разведчика, Героя Советского Союза Николая Кузнецова. Здесь, в стенах тогда еще Тюменского сельхозтехникума, в 1926 году Николай Иванович начинал свой жизненный путь, став студентом агрономического отделения. В 60-х годах минувшего века бюст был установлен по инициативе тюменской комсомолии во главе с первым секретарем горкома ВЛКСМ Сергеем Великопольским.

В преддверии 100-летия со дня рождения Героя Сергей Дмитриевич вспоминает…

– На должность первого секретаря Тюменского горкома комсомола я был утвержден 13 января 1965 года. До этого работал на судостроительном заводе, вначале в цехе, потом – секретарем заводского комитета ВЛКСМ. Тот год стал счастливым не только для меня, но и для всей страны: послужил точкой отсчета больших изменений в общественной жизни.

Стоит перечислить главные вехи той легендарной эпохи: 1965-й – год 20-летия Победы над фашистской Германией и первого торжественного парада на Красной площади; 1967 – полувековой юбилей советской власти; 1968 – годовщина 50-летия Советской армии, Военно-морского флота и  Ленинского комсомола. Эти события сопровождались ударными трудовыми вахтами, принятием повышенных обязательств в цехах и бригадах, подготовкой  трудовых подарков в честь юбилейных дат. Общество подошло к социальному осмыслению судьбы каждого отдельного человека и особенно – советского солдата, защитника Родины и победителя.

До 1965 года день Победы советского народа над фашистской Германией был простым рабочим днем, ветераны стеснялись носить свои боевые ордена и медали. От Леонида Брежнева, ставшего генеральным секретарем ЦК КПСС, как от фронтовика ждали перемен в оценке значимости Великой Победы, и я по своему старшему брату знаю, какое место занял в сознании народа этот праздник «со слезами на глазах».

В  год 20-летия окончания Великой Отечественной войны 9 мая был объявлен выходным днем и стал называться Праздником Победы. Как-то сразу поднялась волна воспоминаний и, как свидетельствует тюменский краевед Майя Смирнова, в стране «возникла система поиска и познания своего прошлого». Фронтовики достали бережно хранимые медали, молодежь начала искать и уточнять имена тех, кто ушел на фронт и не вернулся.

– Более 250 тысяч тюменцев защищали Родину в тяжелейшие 40-е, свыше ста тысяч погибли, а поклониться им, возложить цветы в Тюмени было негде, – с горечью вспоминает Сергей Великопольский. – Сразу после своего избрания первым секретарем ГК ВЛКСМ я задумался над тем, как пробудить души молодого поколения, как по достоинству оценить жертвы, которые положил советский народ на алтарь Победы. Понимал: чем больше у меня будет сторонников, тем быстрее пойдет дело.

Сергей Великопольский устанавливает деловые связи с руководством ТВВИКУ, получает поддержку начальника училища генерал-лейтенанта Бориса Затылкина, его заместителя генерал-полковника Аркадия Гущина, вскоре возглавившего училище, начальника политотдела Бориса Авласова и его помощника по комсомольской работе Павла Денищенко. Это были настоящие патриоты, талантливые воспитатели молодых офицеров. С этого времени ни одно мероприятие городского комсомола не проходило без участия офицеров и курсантов училища.

В союзниках горкома комсомола оказались Татьяна Ильина из горкома партии, секретарь по идеологии Валентина Дорохина и Майя Смирнова, заведующая отделом пропаганды Калининского райкома партии, директор Тюменского Дворца пионеров Лия Харина, заведующий гороно Виктор Югринов, заведующая отделом культуры Раиса Рогачевских – круг соратников, начиная  с 1965 года, ширился.  Волна общественного интереса к военной истории вызвала к жизни и скромный скульптурный портрет Героя Советского Союза Николая Кузнецова.

– Жил в Тюмени художник Алексей Иванович Клюкин, скульптор-самоучка, каковым его считали в Тюменском отделении Союза художников СССР, – вспоминает Сергей Великопольский. – Он был действительно самородок, фанатик своего дела. Его мастерская находилась в подвале дома, где он жил, рядом с почтамтом.  Здесь и замешивал глину для воплощения образа своего героя, коим избрал Николая Кузнецова. Скульптор стал, как сегодня сказали бы, и автором идеи установить памятник Кузнецову не только в Талице, близ которой в деревне Зырянке тот родился, но и в Тюмени – у стен сельхозтехникума (ныне Тюменской сельскохозяйственной академии), куда приехал учиться на агронома в 1926 году.

Идея Алексея Клюкина нашла горячую поддержку в горкоме комсомола – ведь легендарного советского разведчика знали и любили по фильмам и книгам. Когда Сергей Великопольский сотоварищи, среди которых был и секретарь горкома комсомола Евгений Безруков, пришли в мастерскую Клюкина, то поразились огромному количеству проб и эскизов объемного воплощения образа Николая Кузнецова. Оказалось, что в этом подвале уже побывал брат героя Виктор Кузнецов, который был очень похож на Николая, такой же рослый, стройный, обаятельный. Начало было положено.

А вскоре Алексей Клюкин передал свою работу в дар горкому комсомола. Оставалось наметить и выполнить необходимые этапы установки памятника: обеспечить поддержку руководства города и архитектурное решение (фундамент, постамент, фон).

По рекомендации председателя горисполкома Виталия Зай­ченко к работе был привлечен главный архитектор города Петр Гриненко (тюменцы знают здания, построенные по его проектам: Дом Советов, машиностроительный техникум, первая реконструкция филармонии). Именно он предложил изменить фасад главного здания сельскохозяйственного института: вместо фронтальной лестницы ввести две боковые, вследствие чего центральная часть стала локальным фоном для скульптурного портрета. Необходимые материалы – мраморную плитку – для облицовки постамента обеспечили по просьбе комсомольцев руководители треста «Тюменьгорстрой» – управляющий Юрий Панчижный и главный инженер Владимир Курамин. Все этапы работ (а они начались ранней осенью) постоянно были в центре внимания Сергея Великопольского. Торжественное открытие памятника состоялось 19 декабря 1967 года, накануне Дня работника органов безопасности. Вот как описал это событие в корреспонденции «Открытие мемориального бюста героя» журналист Борис Ухалей, опубликованной в областной газете 20.12.1967 г.:

«Застыли юные пионеры с барабанами и горном, с ветками зеленой хвои. Замерли в карауле с оружием в руках двое юношей – члены клуба им. Дзержинского. Широким кольцом окружили постамент студенты сельскохозяйственного и педагогического институтов. Секретарь Калининского райкома КПСС Юрий Торопов открывает митинг. Под звуки государственного гимна опускается белое полотнище, и мы видим знакомое волевое лицо, полусклоненное в глубокой думе. На мраморном пьедестале золотом горит Звезда Героя Советского Союза. С большим волнением выслушали собравшиеся выступление брата героя – Виктора Ивановича Кузнецова». Виктор специально при-ехал из Свердловска. Его очень тепло встретили в Тюмени, организовали экскурсию по многим предприятиям.

Открытие памятника Николаю Кузнецову не стало однодневной акцией. В студенческой и рабочей среде началось движение за увековечение памяти героев-фронтовиков, соревнование за честь носить их имена. Примечательно, что в том же декабре 1967 года и в Москве, и в Тюмени проходили большие комсомольские форумы – пленум ЦК ВЛКСМ и 26-я Тюменская городская конференция, на которой тоже поднимался «разговор о самом главном» – коммунистическом воспитании молодежи.

– К 100-летию со дня рождения Николая Кузнецова – важной вехи в истории страны и Тюмени – как всегда в памятные для страны дни на постамент лягут цветы от молодежи и ветеранов. Хотелось бы надеяться, что найдутся достойные энергичные и творческие люди, которые смогут издать книгу воспоминаний о Герое, сочинить стихи или снять фильм о выдающемся, по оценке ООН, разведчике ХХ века, – говорит Сергей  Великопольский. – И мы горды тем, что многие исторические памятники героям-фронтовикам поставлены в нашем городе по инициативе и на средства тюменской комсомолии. Ведь не в речах, а в созидании состоит суть подлинного патриотизма.



Ранее в сюжете

Подвиг и слава нашего народа

12

Подвиг и слава нашего народа

12