Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Русское персональное восприятие жизни

Слушать новость
Русское персональное восприятие жизни. .

Совместный проект газеты «Тюменская область сегодня» и фонда «Русские университеты»


В конце 2009 года на страницах издания стартовал цикл публикаций в рамках совместного  проекта газеты «Тюменская область сегодня» и фонда «Русские университеты».

Проект – это встречи с известными интеллектуалами, площадка для обсуждения прорывных направлений и проектов долгосрочного развития Урала и Сибири, общественные, деловые и научно-технологические идеи. О том, кто мы, куда идем и во что верим, размышляет философ Александр Неклесса.

Мир брызжет энергией


Возможно, мы вступаем в иной ритм исторического существования: переход сообщества людей к подвижной, перманентно динамичной форме существования, где переосмысливается не только понятие реальности, но и позиция строителя социального космоса, т. е. человека. Люди начинают прозревать, что все они – потенциальные (и актуальные) субъекты происходящих изменений – своего рода «неклассические операторы».

Мир становится сложным и сверхсложным. В нем обитает почти семь миллиардов персон, многие из которых – деятельные, образованные личности, получившие доступ к высокотехнологичному инструментарию цивилизации.

Человек в личном качестве постоянно пребывает – должен пребывать – в ситуации революции. Время от времени в развитии человеческого сообщества совершаются фазовые скачки. Революция есть очищение прописей истории, но многие неправильно понимают революцию как большой или успешный бунт. Смысл понятия между тем иной.

Революция возвращает обыденность к мысли об основаниях. Прерывает дурную бесконечность чеховского «люди обедают и только обедают». Плоды деградации заставляют задумываться людей, в том числе эгоистически ориентированных персонажей кланов. В обыденности же они действуют в рамках рефлекторной тактики, о стратегии разговор возникает лишь в момент кризиса. Должен признаться, я в целом положительно расцениваю кризисы. Это механизм продвижения новизны. Можно критиковать сущее, но вряд ли девальвированные слова приведут к массовым действиям, нужен кризис, чтобы слух уловил тектонику. Сегодня индивиды во власти, в бизнесе, обществе начинают ощущать тревогу. Не все могут простроить горизонтальные лифты с запасными аэродромами в конце тоннеля. Есть группы людей, которые устойчиво хотят здесь жить и будущее детей связывают только с Россией. Я вижу в обществе стремление к пересдаче карт. Только вот каким окажется содержание действа?

Да, русский темперамент широк, но слишком велико социальное наследство и природные обременения: 60 процентов территории страны – зона вечной мерзлоты, географический центр – где-то в районе падения тунгусского метеорита. Надо реально представлять этот контур, его геоэкономическое содержание и геополитическое окружение. Однако страна – это не территория, это люди. Какой чувствуют они сопричастность к Российскому государству?

Кто мы?


На территории СССР сейчас существует 19 государств, что впечатляет. Россия в параметрах РФ – отнюдь не империя, это новое государство с новым геополитическим контуром, с изменившимся геокультурным и геополитическим содержанием. Государство, которое еще не доказало длительную жизнеспособность и которому право на историческое существование еще придется доказывать. Россия сегодня как витязь на распутье, у нее три дороги в будущее: первая – догоняющая модернизация; вторая – контракт с обществом постмодерна; третья – социальная, культурная реабилитация страны и народа. Но есть еще «четвертый протокол» – неоархаизация. Для России в ее нынешнем состоянии, на мой взгляд, наиболее актуальной темой является реабилитация. Прежде всего социально-культурная, но также инфраструктурная и индустриальная, а также реабилитация российского гражданина и среды его обитания.

В отношениях с внешней средой интересной и продуктивной представляется концепция Русского мира, понимаемого не только как языковое пространство, но и как цивилизация народов.

Русский мир связан с определенными смыслами, ценностями, образами… Это щедрый Бог, который создал человека и связан с ним синергией. Мы пользуемся богатствами: дышим воздухом, пьем воду, греемся на солнце и ничего за это не платим. Мы живем в мире обширнейших пространств, мы впитали щед-рость, здесь человеческое существо в своей основе – щедрое. Это суть человека, искренне пытающегося познать подлинную жизнь. Особенность русских – персональное восприятие жизни. Мы смотрим в глаза человеку, он для нас личность. Исследуя подобным образом творения или самих себя, познаем смысл.

Но можно говорить, что пройден определенный рубеж, мир воспроизвел состояние сложного общества и сложного человека. Стремительно умножающиеся проблемы теперь обсуждаются не  в России.

Творческий дар русских то ли иссяк, то ли замкнулся? Произошел культурный коллапс, сжатие среды, ее сужение. В обществе, где действовал принцип отрицательной селекции, к рычагам управления приходят люди, ощущающие (или не ощущающие) дефицит культурного капитала. А роль нематериальных активов возрастает, без них невозможно управление сложной социальной средой. Люди моделируют реальность сообразно со своим миропониманием, и если оно не «осложнено», то модель оказывается плоской. И потому дефектной. Простые решения могут стать разрушителями сложных систем. Кстати, помните библейскую историю о праведниках: город будет пощажен, если в нем найдется некоторое число праведников. А сколько праведников нынче в России?

Полагаю, основной кризис в стране – именно культурный. В российской среде удельный вес интеллектуальных сообществ с развитой рефлексией снижается. Теоретики и правой, и левой, и либеральной, и консервативной ориентации легко поддаются соблазнам публицистики, а то и демагогии.

В обществе должны присутствовать разные идейные и политические форматы. Дискуссии – причем дискуссии, нацеленные не на опровержение оппонента, а на совместный поиск истинного состояния, по-настоящему перспективной стратегии – не-обычайно плодотворный и редкий в современной России формат. Они нужны для устранения «слепых пятен», равно рассеянных среди спектра рефлектирующих персон. Никто из людей не обладает монополией на истину.

Человечество с ошибками, падениями, трагедиями, с кровью и слезами движется к свободе. Но понимает ее по-разному. Освобождаясь от природных и социальных обременений, люди свободнее демонстрируют свою сущность. Человек по природе отнюдь не добр, но  и не злодей. Мир на глазах превращается во все более сложное сообщество свободных людей, где есть возможность для проявления как лучших качеств человеческой натуры, так  и худших, даже кошмарных. В каком-то смысле люди приближаются к моменту познания истины о себе. Для общества же играет роль критическое число личностей, противостоящих злу. Пока они есть – зло удерживается в каких-то границах, и мы не знаем его предельного облика, не воплощаем его возможных на земле пропорций. Город как вселенское сообщество людей (его горожан, то есть граждан) сохраняет смысл и продолжает жизнь.

Строительство гражданского общества особенно трудно для стран, где не было гражданской культуры (городской культуры самоуправления) и особого существа – гражданина, сознающего себя единственным легитимным источником публичной власти. В самостоянии за права, в борьбе за униженных и оскорб-ленных важным подчас оказывается сама решимость определить свою экзистенциальную сущность, противостоять злу. Человек делает выбор, определяет себя как свободную личность и утверждает обретение, присовокупив милосердие. Это  и есть личностная трансценденция и социальное творчество, в результате которых происходит изменение атмосферы, смена эпох. Или не происходит.

Александр НЕКЛЕССА,  г. Москва

Далее в сюжете: Тюменские семьи создадут арт-объекты по мотивам сказок

Совместный проект газеты «Тюменская область сегодня» и фонда «Русские университеты»


В конце 2009 года на страницах издания стартовал цикл публикаций в рамках совместного  проекта газеты «Тюменская область сегодня» и фонда «Русские университеты».

Проект – это встречи с известными интеллектуалами, площадка для обсуждения прорывных направлений и проектов долгосрочного развития Урала и Сибири, общественные, деловые и научно-технологические идеи. О том, кто мы, куда идем и во что верим, размышляет философ Александр Неклесса.

Мир брызжет энергией


Возможно, мы вступаем в иной ритм исторического существования: переход сообщества людей к подвижной, перманентно динамичной форме существования, где переосмысливается не только понятие реальности, но и позиция строителя социального космоса, т. е. человека. Люди начинают прозревать, что все они – потенциальные (и актуальные) субъекты происходящих изменений – своего рода «неклассические операторы».

Мир становится сложным и сверхсложным. В нем обитает почти семь миллиардов персон, многие из которых – деятельные, образованные личности, получившие доступ к высокотехнологичному инструментарию цивилизации.

Человек в личном качестве постоянно пребывает – должен пребывать – в ситуации революции. Время от времени в развитии человеческого сообщества совершаются фазовые скачки. Революция есть очищение прописей истории, но многие неправильно понимают революцию как большой или успешный бунт. Смысл понятия между тем иной.

Революция возвращает обыденность к мысли об основаниях. Прерывает дурную бесконечность чеховского «люди обедают и только обедают». Плоды деградации заставляют задумываться людей, в том числе эгоистически ориентированных персонажей кланов. В обыденности же они действуют в рамках рефлекторной тактики, о стратегии разговор возникает лишь в момент кризиса. Должен признаться, я в целом положительно расцениваю кризисы. Это механизм продвижения новизны. Можно критиковать сущее, но вряд ли девальвированные слова приведут к массовым действиям, нужен кризис, чтобы слух уловил тектонику. Сегодня индивиды во власти, в бизнесе, обществе начинают ощущать тревогу. Не все могут простроить горизонтальные лифты с запасными аэродромами в конце тоннеля. Есть группы людей, которые устойчиво хотят здесь жить и будущее детей связывают только с Россией. Я вижу в обществе стремление к пересдаче карт. Только вот каким окажется содержание действа?

Да, русский темперамент широк, но слишком велико социальное наследство и природные обременения: 60 процентов территории страны – зона вечной мерзлоты, географический центр – где-то в районе падения тунгусского метеорита. Надо реально представлять этот контур, его геоэкономическое содержание и геополитическое окружение. Однако страна – это не территория, это люди. Какой чувствуют они сопричастность к Российскому государству?

Кто мы?


На территории СССР сейчас существует 19 государств, что впечатляет. Россия в параметрах РФ – отнюдь не империя, это новое государство с новым геополитическим контуром, с изменившимся геокультурным и геополитическим содержанием. Государство, которое еще не доказало длительную жизнеспособность и которому право на историческое существование еще придется доказывать. Россия сегодня как витязь на распутье, у нее три дороги в будущее: первая – догоняющая модернизация; вторая – контракт с обществом постмодерна; третья – социальная, культурная реабилитация страны и народа. Но есть еще «четвертый протокол» – неоархаизация. Для России в ее нынешнем состоянии, на мой взгляд, наиболее актуальной темой является реабилитация. Прежде всего социально-культурная, но также инфраструктурная и индустриальная, а также реабилитация российского гражданина и среды его обитания.

В отношениях с внешней средой интересной и продуктивной представляется концепция Русского мира, понимаемого не только как языковое пространство, но и как цивилизация народов.

Русский мир связан с определенными смыслами, ценностями, образами… Это щедрый Бог, который создал человека и связан с ним синергией. Мы пользуемся богатствами: дышим воздухом, пьем воду, греемся на солнце и ничего за это не платим. Мы живем в мире обширнейших пространств, мы впитали щед-рость, здесь человеческое существо в своей основе – щедрое. Это суть человека, искренне пытающегося познать подлинную жизнь. Особенность русских – персональное восприятие жизни. Мы смотрим в глаза человеку, он для нас личность. Исследуя подобным образом творения или самих себя, познаем смысл.

Но можно говорить, что пройден определенный рубеж, мир воспроизвел состояние сложного общества и сложного человека. Стремительно умножающиеся проблемы теперь обсуждаются не  в России.

Творческий дар русских то ли иссяк, то ли замкнулся? Произошел культурный коллапс, сжатие среды, ее сужение. В обществе, где действовал принцип отрицательной селекции, к рычагам управления приходят люди, ощущающие (или не ощущающие) дефицит культурного капитала. А роль нематериальных активов возрастает, без них невозможно управление сложной социальной средой. Люди моделируют реальность сообразно со своим миропониманием, и если оно не «осложнено», то модель оказывается плоской. И потому дефектной. Простые решения могут стать разрушителями сложных систем. Кстати, помните библейскую историю о праведниках: город будет пощажен, если в нем найдется некоторое число праведников. А сколько праведников нынче в России?

Полагаю, основной кризис в стране – именно культурный. В российской среде удельный вес интеллектуальных сообществ с развитой рефлексией снижается. Теоретики и правой, и левой, и либеральной, и консервативной ориентации легко поддаются соблазнам публицистики, а то и демагогии.

В обществе должны присутствовать разные идейные и политические форматы. Дискуссии – причем дискуссии, нацеленные не на опровержение оппонента, а на совместный поиск истинного состояния, по-настоящему перспективной стратегии – не-обычайно плодотворный и редкий в современной России формат. Они нужны для устранения «слепых пятен», равно рассеянных среди спектра рефлектирующих персон. Никто из людей не обладает монополией на истину.

Человечество с ошибками, падениями, трагедиями, с кровью и слезами движется к свободе. Но понимает ее по-разному. Освобождаясь от природных и социальных обременений, люди свободнее демонстрируют свою сущность. Человек по природе отнюдь не добр, но  и не злодей. Мир на глазах превращается во все более сложное сообщество свободных людей, где есть возможность для проявления как лучших качеств человеческой натуры, так  и худших, даже кошмарных. В каком-то смысле люди приближаются к моменту познания истины о себе. Для общества же играет роль критическое число личностей, противостоящих злу. Пока они есть – зло удерживается в каких-то границах, и мы не знаем его предельного облика, не воплощаем его возможных на земле пропорций. Город как вселенское сообщество людей (его горожан, то есть граждан) сохраняет смысл и продолжает жизнь.

Строительство гражданского общества особенно трудно для стран, где не было гражданской культуры (городской культуры самоуправления) и особого существа – гражданина, сознающего себя единственным легитимным источником публичной власти. В самостоянии за права, в борьбе за униженных и оскорб-ленных важным подчас оказывается сама решимость определить свою экзистенциальную сущность, противостоять злу. Человек делает выбор, определяет себя как свободную личность и утверждает обретение, присовокупив милосердие. Это  и есть личностная трансценденция и социальное творчество, в результате которых происходит изменение атмосферы, смена эпох. Или не происходит.

Александр НЕКЛЕССА,  г. Москва



Ранее в сюжете

«Будущее есть прямой результат человеческих усилий»

12

Как вырастить настоящего предпринимателя?

09

В Омутинском районе родился 100-й малыш за год

20 ноября

В Тобольске закончили строительство коллектора через Иртыш

20 ноября