Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Управлять временем, всегда оставаться собой

Слушать новость
Управлять временем, всегда оставаться собой. .

Интерактивный клуб «От первого лица», чье первое в 2011 году заседание состоялось в редакции газеты «Тюменская область сегодня» в конце января, совершил прорыв. Причем не только в пространстве, но и, смеем надеяться, во времени.

Во-первых, гостем клуба стал человек, живущий за пределами Тюменской области. Во-вторых, вопросы ему задавали не только журналисты, собравшиеся в кабинете главного редактора, и читатели, позвонившие или написавшие в редакцию по электронной почте. Узнав о том, кто придет в клуб, тюменцы прислали собственноручно записанные видеоролики с обращениями, а самые смелые в назначенное время пришли на улицу Республики, 62 и попросили разрешения присутствовать на заседании. Мы не могли отказать.

Наконец, гость редакции известен как ведущий эксперт страны по управлению временем. Он приехал в Тюмень всего на два дня, но полностью подтвердил свой неофициальный титул, встретившись с массой людей, проведя несколько тренингов и консультаций, а также дав интервью на телевидении.
Знакомьтесь -- Глеб Архангельский!

Александр Скорбенко:
-- Как руководитель компании «Организация времени», как ведущий тайм-менеджер России, этот человек способен ответить на многие вопросы, касающиеся времени. Компания, которой он руководит, находится на некоем рубеже и готова сделать «джамп» -- легкий прыжок, захватывающий большую территорию, в новое пространство в России.
Глеб Архангельский:

-- В России уже все понятно, сейчас мы совершаем легкий прыжок далеко за границы страны. В октябре я выступал в Англии, неделю назад вернулся из Гонконга. Уверяю вас, живя в медвежьем углу, мы многому можем поучить иностранцев.

Тимур Хакимов:
-- Глеб Алексеевич, у нашего издания очень широкая аудитория -- от школьников до пенсионеров, а вы, как представляется, предлагаете получать новые знания в первую очередь руководителям различного уровня. Расскажите, что такое тайм-менеджмент и может ли он быть полезен обычному человеку в повседневной жизни?
Глеб Архангельский:

-- Уж и не вспомнить, кого мы познакомили с идеей тайм-менеджмента: школьников, студентов, выпускников Санк-Петербургской духовной академии, руководителей ГУВД, чиновников... Не охвачены, пожалуй, только ясли и детские сады. С пенсионерами, правда, тоже работать не приходилось.
Если говорить простыми словами, тайм-менеджмент -- это искусство потратить время своей жизни на то, что хочешь.Часто люди чего-то хотят, но точного понимания, чего именно, четко прописанных целей у них нет.

Второе -- как в связи с поставленными целями распорядиться своим временем? Если хочешь быть богатым -- это одно распределение времени, если известным -- другое, если любимым -- третье, если хочешь быть и богатым, и успешным, и известным, и любимым, и красивым, и здоровым -- это четвертое распределение времени. То есть тайм-менеджмент -- наука о том, как время, этот уникальный невосполнимый ресурс, использовать.

Каждый семинар я начинаю с вопроса: сколько у нас часов до конца жизни? Некоторые говорят -- миллион, некоторые -- пять миллионов. Оказывается, всего 200--300 тысяч часов у человека среднего возраста. Как сделать, чтобы эти 200 тысяч часов были потрачены лучше, со смыслом, с пользой, с удовольствием, с радостью, с результатом? Ведь если потерял час, то его уже не вернешь.

Александр Скорбенко:
-- Весьма корректная оценка тайм-менеджмента. Хотя многие считают, что это технологии, способные из человека сделать раба и в принципе уничтожающие человеческое в человеке.
Тимур Хакимов:
-- В вашей книге описано четыре принципа тайм-менеджмента. Появятся ли пятый, шестой и так далее?
Глеб Архангельский:

-- Страшно подумать, что будет, когда умру и меня начнут трактовать (смеется). Расскажу в связи с этим забавную историю. По совместительству я заведую кафедрой тайм-менеджмента в Московской финансово-промышленной академии. Однажды заместитель принес на утверждение тесты для студентов. Я пробежал глазами, наткнулся на вопрос: «Сколько ступеней в лестнице тайм-менеджмента Глеба Архангельского?» Варианты ответов: две, три, четыре, пять ступеней. Начинаю вспоминать: сколько же ступеней в лестнице Глеба Архангельского? В первой монографии было четыре, в книге «Тайм-драйв» -- три. Спрашиваю у заместителя: «А студенты как должны ответить?». «Четыре!» «Нет, подождите, это же в прошлой концепции, а в новой -- три».

Это к вопросу о четырех принципах. На самом деле свел бы все к одному: время -- некий дар, которым можно распорядиться: разумно или нет. Лучше, конечно, распорядиться разумно, осмысленно, обдуманно.

Елена Михалькова:
-- На первый взгляд кажется, что для экономии времени достаточно быть собранным, аккуратным, целеустремленным. Неужели существуют специальные инструменты, позволяющие эффективно использовать свое личное и рабочее время?
Глеб Архангельский:

-- Инструментарий, несомненно, существует. Любое управление состоит отчасти из личных качеств, отчасти из технологий. Можно правильно ставить цель подчиненным, а можно неправильно, можно правильно планировать работу, а можно неправильно. То же самое с личным временем: можно эффективно спланировать день или неэффективно. Можно расписать его по минутам, а потом во всем этом умереть от тоски.

Если говорить об инструментах, то самый старый в моей коллекции -- ежедневник, выпущенный в 1851 году в Петербурге издательством Императорского Генерального штаба. Ему 150 лет, причем он очень похож на современный, с небольшими отличиями: в нем праздники церковные, а не светские, как сейчас.

Самое старое упоминание об инструменте, известное мне, содержится в Библии, книга Эсфирь, 5 глава, 1 стих. Царю Артаксерксу не спалось, и он велел читать рядом с ним книгу дневных записей. Это говорит о том, что ежедневник несколько тысяч лет тому назад был как минимум у царя.

Самое старое известное мне упоминание о технологии организации совещаний и планировании рабочего дня -- это древнеиндийский трактат Артхашастра, содержащий наставления царя своему сыну о том, как правильно управлять государством.

То есть инструменты управления временем человечество придумало много сотен лет назад. Мыслящие люди всегда думали о том, как сделать управление более эффективным. И начинали с самих себя. Кто-то из древних говорил: если ты не можешь управлять собой и своим временем, ты не можешь управлять другими.

Сергей Исаев:
-- Ньютону упало на голову яблоко, и он открыл закон всемирного тяготения. Что случилось с вами, почему вы начали рассматривать время как ресурс, который нужно использовать эффективнее?
Глеб Архангельский:

-- Это известная история, она описана в моей книжке «Тайм-драйв». Я обратился к теме тайм-менеджмента на втором курсе университета... от отчаяния. Учеба, работа, курсы водительские, курсы английского, курсы экскурсовода, драмкружок, кружок по фото... Хотелось все успеть. Я стал искать технологии, читать книги, узнавал, что разработано по этой теме в Советском Союзе, что на Западе, изучал исторические источники. Так пришел к тайм-менеджменту сначала для себя, потом для организации, где работал, потом понял, что тайм-менеджмент нужен бизнесу. Уйдя в самостоятельное плавание, осознал, что эта тема интересна вузам, чиновникам, стране... Так все и получилось.

Виктория Феданяк:
-- С чего нужно начинать тайм-менеджмент на предприятии? Как просчитать эффективность использования рабочего времени?
Глеб Архангельский:

-- Начинают всегда с диагностики. Путем интервьюирования, анкетирования можно понять, где время тратится неэффективно. Следующая ступень -- тренинг для высшего руководства, которое затем транслирует новые принципы работы в массы. Итог -- ускорение процессов, устранение «загвоздок», мешающих производству. Например, переговорную комнату можно забронировать посредством служебной записки, которая долгое время идет в приемную генерального директора, а можно одной клавишей «аутлук», что займет секунды. Еще случай из жизни. Кто-то собирает людей на встречу, обзванивая всех полдня, кто-то, используя современные средства связи, -- за пару минут.

Александр Скорбенко:
-- За прошедшие годы на нашем предприятии проведена стандартизация качества по системе «ISO 9000». Это один из шагов к тому, чтобы эффективнее использовать время.
Глеб Архангельский:

-- Как руководитель предприятия, уже три года работающего по «ISO», могу сказать, что это значимое профессиональное достижение. Ведь очень сложно подвести творческую деятельность под определенные стандарты. Не встречал, чтобы российские газеты работали по технологии «ISO». Поэтому поздравляю ваш коллектив со столь уникальным событием!

Тимур Хакимов:
-- В преддверии заседания клуба мы обратились к читателям с предложением задать вопросы гостю. На предложение откликнулись деятели науки и предприниматели региона, приславшие свои видеовопросы. Внимание на экран!
Александр Лящев, проректор по учебной работе ТюмГСХА:
-- Можете ли вы дать рекомендации студентам, как упорядочить, эффективнее использовать время? И второй вопрос: применим ли тайм-менеджмент в отрасли АПК?
Глеб Архангельский:

-- Студентам предлагаю почитать мою книгу «Тайм-драйв». Там доступно написано, как спланировать рабочий день, выходные, расставить приоритеты. Но прочитать книгу мало. Надо применять полученные знания. Поэтому советую делать так: прочитать одну главу, неделю осваивать приведенные технологии, а потом приступать к дальнейшему чтению.
Теперь о сельском хозяйстве. Я веду радиопрограмму «Время предпринимать», один из которой был посвящен агробизнесу. В разговоре приняли участие руководители успешных сельхозпредприятий. В итоге пришли к выводу, что и в аграрном бизнесе действуют те же законы тайм-менеджмента, что и в других сферах деятельности.

Владимир Калининский, с. Борки:
-- По долгу краеведческой работы часто приходится посещать архивы Тюмени, Тобольска, Санкт-Петербурга. Заметил такую закономерность: когда работаю в мегаполисах, ритм города, улиц, людей заряжает мозг и могу трудиться без перерыва, скажем, на протяжении пяти часов. Потом устаю и информация не усваивается. Зато в сельской местности объемы проделанной работы гораздо больше. Глеб Алексеевич, как с научной точки зрения объяснить, что в деревне время течет медленнее?
Глеб Архангельский:

-- Если вы работаете пять часов, а потом мозг «отключается», то это наглядный пример неэффективной организации времени. Чему нас, кстати, с детства научили родители: сиди, зубри по посинения, пока не упадешь под стол. В книге «Тайм-драйв» я пишу про отдых. Раз в 1--1,5 часа должен быть 15-минутный перерыв. Лучше всего -- физическая активность. В результате работа будет эффективнее.

Что касается ритма жизни города и деревни, то они, конечно, разные. И это надо использовать себе во благо! Например, я регулярно на недельку уезжаю из Москвы в среднюю полосу России. На время этого творческого отпуска планирую работу, которая очень хороша для размеренного режима: написание книг, статей, разработка методик. Зато в столице динамика другая -- постоянные встречи, события. И, соответственно, иные виды деятельности.

Дмитрий Гоголев, кандидат исторических наук, доцент ТюмГУ:
-- Уважаемый Глеб Алексеевич, как известно, время -- деньги, и каждый человек стремится рационально использовать его. Но многие чиновники просто не понимают, что у простых граждан не хватает ни сил, ни терпения по десять раз бегать с бумажками в одно место… Скажите, пожалуйста, как научить власть ценить наше время?
Глеб Архангельский:

-- По роду деятельности я имею возможность смотреть на проблемы с разных сторон баррикады: на тренинге для чиновников -- со стороны чиновников, на тренинге для ученых -- со стороны ученых. Будучи предпринимателем, вижу проблему со стороны бизнесменов. Будучи физическим лицом, которое приходит в паспортный стол, смотрю со стороны физического лица, которое так же приходит в паспортный стол… Надо понимать, что все мы регулярно отнимаем друг у друга время. Возьмите коммерческие организации. Они что, трепетно относятся ко времени людей? Приходите вы в банк, а там несчастная операционистка, которая одним пальцем что-то набивает, с какими-то бестолковыми бумажками куда-то ходит… Это тоже «отнятие времени»!

И в этом смысле в коммерческих и государственных банках, в общеобразовательных школах и духовных академиях есть почва для совершенствования. На встречу к вам я приехал от проректора Тюменского государственного университета, с которым мы обсуждали, как можно сделать более эффективной научную работу аспирантов. Чтобы они меньше бездействовали, а больше занимались диссертациями. Причем диссертациями качественными.

В последнее время, часто общаясь с чиновниками, занимаясь проектами для государственных органов, вижу определенные сдвиги. В Казани, например, уже 150 или 200 специальных терминалов по программе оказания госуслуг. Нужно подать заявление на загранпаспорт? Сканируете документы, тут же видеокамера вас фотографирует. Если что-то не поняли, звоните в колл-центр и оператор, его вы видите на экране, все объясняет. Здесь же можно заплатить штрафы, отследить судьбу письма, адресованного министру или президенту: какой входящий номер оно получило, кому направлено… Хороший опыт? Хороший! В Москве очень удобно регистрировать компании. Единое место для всего города, понятная электронная очередь. Пришел, 20 минут терпения -- и через неделю получишь документы!

Нельзя сказать, что чиновники -- самая страшная сила, которая отнимает время у всех остальных. Но, несомненно, в нашем государстве есть что улучшать. Причем, я скажу, как в содержании самих процедур (не надо пять бумажек -- достаточно одной, не надо три раза ходить -- достаточно одного), так и в знаниях. Например, процедура регистрации компании в России достаточно проста. Так почему же мы боимся регистрировать? А сдавать отчетность для нас -- просто засада! Вот был бы на сайте налоговой инспекции комикс про то, как зарегистрировать компанию! Это заверь, это подшей, это приложи… У нас бы малого бизнеса было больше!

Возвращаясь к вопросу, как же приучить чиновников ценить время граждан, скажу: цените время друг друга, потому что мы все его друг у друга отнимаем -- на работе, в госорганах, в коммерческих структурах. Сегодня у меня отнял время какой-то чиновник, а я пошлю клиенту бумажку не как обещал, а через неделю… Круговая порука.

Все же вижу позитивные сдвиги. Многое делает руководство страны. Многое делают областные и городские администрации. Приятно, что Тюмень -- среди первопроходцев. Здесь вовсю работают технологии тайм-менеджмента.

Тимур Хакимов:
-- Слово гостям, которые пришли в редакцию, чтобы самостоятельно задать вопросы Глебу Архангельскому.
Мурат Нурпеисов, бизнес-консультант, член совета по развитию и малого и среднего предпринимательства при губернаторе Тюменской области:
-- Спасибо за работу, которую вы делаете! Хочется спросить: где заканчивается тайм-менеджмент и начинается общий менеджмент? Есть ли граница вообще?
Глеб Архангельский:

-- Не всегда легко провести границу. Общий менеджмент -- о структуре: как работает компания, администрация области, завод, банк. В основе тайм-менеджмента -- личность: как я сам организую себя. Пришел на работу. Что сделаю первым, а что вторым? Отправлю письмо или позвоню? Далее возникает командный, коллективный тайм-менеджемент: а как я в рамках предприятия, организации взаимодействую с другими людьми? И где-то командный тайм-менеджмент и общий менеджмент смыкаются. Подробнее об этом -- в диссертации Глеба Архангельского «Тайм-менеджмент в системе управления организации».

Сергей Разуваев, директор коммуникативного агентства «Маркетинг-консультант»:
-- За последние два года мир пережил финансовый, а потом и экономический кризис: предприниматели научились ценить деньги. Изменилось у них ли что-нибудь в отношении ко времени?
Глеб Архангельский:

-- После кризиса стало меньше «дурного» роста. Два года назад можно было расти только потому, что тебя нес поток. Потом поток стал нисходящим. У меня было время, чтобы доехать до клиентов, а у коллеги не было, и он разорился. Или наоборот: мои менеджеры не смогли найти время, чтобы переговорить с клиентами, а у коллеги смогли, поэтому разорился я, а он остался. Сейчас за клиентом нужно бегать. Бегать быстро. Встречаться много-много раз. И предложения по факсу здесь недостаточно.

Больше всего в кризис пострадали консалтинговый, банковский и строительный бизнесы. Я знал много компаний, оказывавших услуги по обучению. Они тихо сидели за МКАДом, имея кусочек «Газпрома», кусочек Сбербанка, еще какой-то кусочек, -- и разорились. Потому что по-другому работать не умели. Сотрудники моей компании всегда находили время, чтобы ездить по России, работать не только с крупными корпорациями, но и малым бизнесом.

Нужно ускоряться, не жалеть времени на клиентов. Но не на всех! Чистка экономического пространства тоже нужна.

Марина Смирнова, директор музея Григория Распутина, с. Покровское Ярковского района:
-- Что вы посоветуете в случае, если руководство компании задалось целью повысить эффективность деятельности за счет использования тайм-менеджмента, но не все в коллективе способны перестроиться? Они обречены на потерю работы?
Глеб Архангельский:

-- Отвечу и технически, и философски. Технически -- читайте книгу Глеба Архангельского «Корпоративный тайм-менеджмент», в которой подробно описано, как внедрять, какие есть подводные камни, где ожидать сопротивления людей, а где, наоборот, энтузиазм? Да-да, энтузиасты тоже всегда появляются, они хотят, чтобы компания работала эффективнее. Философский ответ: хватит зомбировать себя, что мы какие-то медлительные, несобранные, еще какие-то. Те, кто вел бизнес с Италией, Кипром или, не дай бог, со странами Латинской Америки, очень хорошо знают, что россияне -- организованный, целеустремленный, результатоориентированный народ. И притом мы гостеприимны, для нас важны эмоции, и «баня, водка, гармонь и лосось» тоже имеют место в нашей жизни. В Тюменской области, я уже знаю, важное значение имеют нельма и муксун (смех в зале). Но все это не значит, что мы неэффективны.

Простой пример: есть отличная книга Леннарта Дальгрена «Вопреки абсурду» (о том, как «Икеа» приходила в Россию), и там при всех свинцовых мерзостях нашей жизни описывается, например, ситуация, когда от момента постановки задачи до открытия гипермаркета в Казани прошел год. Нигде в мире так быстро магазины не открываются. Есть масса вещей, которые мы делаем лучше всех. Например, российская программа распознавания текстов является одним из лидеров на мировом рынке. Антивирус Касперского замечательно продается во всем мире. Те, кто работает в западных корпорациях или с западными корпорациями, знают, что с англичанами, американцами или немцами тоже не все так просто. И то, что они суперорганизованные, -- совершенно не факт. Многие вещи русские люди делают намного быстрее.

Зачем придумано это самозомбирование, я не знаю. Наши предки во времена Гоголя и Пушкина вели ежедневники, планировали, организовывали документооборот -- первая книжка по документообороту в России датируется 1836-м годом -- и не считали себя особенными в этом отношении. Строили дороги, мосты, валили лес, организовывали все. Как и позднее, в советское время.

Марина Смирнова:
-- Значит, можно переучить людей?
Глеб Архангельский:

-- Не надо никого переучивать. Мне кажется, в последние лет 20 придумано, что мы неорганизованные, именно в бизнес-среде почему-то. Один производственный директор рассказывал, какие у него маркетологи: творческие люди, к ним не подступись, их невозможно организовать. Однако стоило перевести человека на производство, как он преобразился до неузнаваемости: все расписал, распланировал. Почему? Потому что там человеческие жизни. Если у тебя гаечка с болтиком не сошлась -- человек погиб. И все, тебя посадят, да и как сам дальше жить будешь, если из-за твоего разгильдяйства человека не стало? А если маркетолог разгильдяйничает -- ничего страшного, реклама не сработала, миллион долларов впустую потратили. То есть, когда риски понятные, мы вполне можем быть организованными.

Татьяна Тихонова:
-- Я веду в газете темы, связанные со здравоохранением, поэтому мне интересно -- при каких «симптомах» человек должен осознать, что ему нужно учиться управлять временем?
Глеб Архангельский:

-- Симптомы очень простые: нужно определить, довольны ли вы тем, как устроен ваш рабочий день, сколько времени вы уделяете разным делам. Если весь день сжирает текучка и до важного, но не срочного дела руки не доходят, это очень частая и типовая проблема, для нее есть ряд решений, описанных в книгах. Второй симптом -- нехватка времени на личное: отдых, хобби, здоровье. Здоровью тоже нужно уделять время: инвестируешь в него один час в день и ты здоров. Если живешь, как белка в колесе, это симптом.

Елена Михалькова:
-- Можете ли вы назвать ваше дело, ваш бизнес социально ответственным? В чем это выражается?
Глеб Архангельский:

-- Абсолютно любой бизнес, если это не торговля наркотиками или что-то в этом духе, социально ответствен. Потому что человек не сидит на шее у государства или родных, не плачет на диване, что власти ему что-то не обеспечили, а олигархи все разворовали. Наверняка вы как журналисты с такими плачами постоянно сталкиваетесь. Любой бизнес -- это рабочие места, налоги, самостоятельность, чего, к сожалению, в нашей стране не понимают. Слишком глубоко засела культура иждивенчества: кто-то мне должен. Кто должен? Государство, работодатель. У кого есть деньги, тот и должен. А ты пойди и заработай. Существует огромное количество программ поддержки начинающих бизнесменов, консультационные услуги, бизнес-инкубаторы -- чего только нет! Ни в одной стране такого нет, бери, делай. Не делают.

Если говорить о каких-то социальных измерениях конкретно моего бизнеса, считаю важным для себя распространение тайм-менеджерской «бациллы» не только в бизнесе. Мы, например, очень серьезно занимаемся студентами: несколько лет работает кафедра, издан учебник, проводятся мастер-классы. Это не приносит ни копейки денег, но очень важно, потому что за этим будущее. Если ребята, которые сейчас растут, научатся ставить цели и их достигать, через 20 лет в стране все будет хорошо. Если они будут мечтать о том, чтобы деньги получать не работая, тогда в стране все будет плохо. Одними нефтегазовыми корпорациями Россия не прокормится.

Елена Михалькова:
-- Есть информация о вашем сотрудничестве со Всемирным фондом дикой природы...
Глеб Архангельский:

-- Это в каком-то смысле хобби. Мы помогаем фонду и деньгами, и тренингами, и консультациями, потому что во многом похожи сферы деятельности. Уникальный комплекс природы, как и время, невосполним. Если мы Байкал, извините, загадим, то его уже не будет. Слава богу, хоть трубу не стали тянуть рядом. То же самое со временем.
Что мне нравится конкретно во Всемирном фонде дикой природы и почему мы именно их поддерживаем и достаточно активно общаемся -- они очень результатоориентированы. Не ходят с плачем, как многие некоммерческие организации, а пашут. Организованно, запланированно, целеустремленно. Проводят какие-то акции, с плакатами, без плакатов, делают публикации. Это мне очень импонирует как человеку, который сам склонен пахать и достигать поставленной цели.

Маргарита Шаманенко:
-- Можно ли совместить тайм-менеджмент с творческой профессией? И второй вопрос: если внедрить тайм-менеджмент на всех предприятиях, возможно, рабочая неделя будет сокращена?
Глеб Архангельский:

-- Что касается первого вопроса, могу порекомендовать книгу Яны Франк «Муза и чудовище. Как организовать творческий труд». Автор -- дизайнер, талантливый творческий человек, доказывает идею, что в хаосе нет никакого вдохновения. Когда кисточки и краски разложены аккуратно, то больше времени можно потратить на общение с музой. Также советую ознакомиться с книгой «О писательском труде» 1953 года выпуска. В сборнике приведены комментарии великих советских поэтов и писателей относительно того, как они организуют свой труд. В частности, Владимир Маяковский советовал всегда держать при себе блокнот и записывать необычные события и явления, с которыми приходится сталкиваться.
Перейдем ко второму вопросу. Я против сокращения рабочей недели, россияне и без этого серьезно недорабатывают. Посчитать это просто, нужно количество жителей страны разделить на количество производимого продукта (например, ВВП). В России производительность катастрофически низка.

Нужно убрать из рабочего процесса все посторонние действия (разговоры по телефону с друзьями, общения в Интернете). На одном из заводов человек получал зарплату за то, что ведром переливал машинное масло из одной бочки в другую. Выяснилось, что несколько лет назад был куплен специальный насос, его сразу не подключили и временно дали поручение одному из сотрудников. В итоге хождение с ведром стало его постоянной работой.

На данный момент в стране миллион охранников, семь миллионов бухгалтеров и налоговых инспекторов. У меня есть ежедневник 1851 года, в котором перечислены все чиновники, начиная от императора и заканчивая людьми с майорскими должностями. Заметьте, что ежедневник примерно такого же формата, как обычная книга. Если переписать всех современных чиновников, то получится многотомное издание. При этом территория страны была побольше, а количество населения -- приблизительно таким же. То есть работу, которую раньше выполняли несколько тысяч, сегодня делают несколько миллионов.

Да, многие процессы стали сложнее, но, быть может, что-то нужно упростить? Возможно, к примеру, нет необходимости собирать отчетность с малых предприятий. Знакомый налоговый инспектор показывал кабинет, где кучей свалены нераспакованные бандероли. Зачем сотни тысяч людей пишут то, что никто не проверяет? В Гонконге отчетность можно сдавать раз в два года и занимает она 3--4 страницы. У древних римлян была поговорка «Орел мух не ловит». Наше государство постоянно занимается ловлей мух, поэтому так много чиновников.

Галина Сентемова, п. Голышманово:
-- Существуют ли универсальные принципы управления временем, которые будут полезны человеку в повседневной жизни, даже если он не придерживается технологии тайм-менеджмента?
Глеб Архангельский:

-- Тайм-менеджмент, напомню, это умение тратить время осмысленно и в соответствии со своими целями. Поэтому если, к примеру, бабушка, прежде чем начать трудиться в огороде, продумала свои действия, а затем приступила к работе, то она тоже занимается тайм-менеджментом. Могу привести пример. Мой друг рассказывал про автослесаря, который, несмотря на достаточно преклонный возраст (76 лет), работу выполняет быстрее молодых коллег. Секрет в том, что он предварительно тратит 15 минут, обдумывая дальнейшие действия, и ему потом не приходится ничего переделывать. Другой пример: работница почты, каждый раз, когда ей нужно оформить письмо, встает с рабочего места и проходит примерно 10 метров до столика с печатью и обратно...

Сразу вспоминается, что у японцев есть специальное слово для обозначения лишнего, ненужного действия. Необходимо научиться рационально использовать время и силы. В этом смысле принципы тайм-менеджмента применимы в работе представителей совершенно разных профессий. Естественно, используются разные механизмы. Управленец, к примеру, будет пользоваться программой в ноутбуке, а рабочий -- что-то помечать в обычном блокноте.

Денис Фатеев:
-- Складывается впечатление, что вы постоянно находитесь в режиме жесткого планирования времени. Место спорту в вашей жизни находится?
Глеб Архангельский:

-- Во-первых, про жесткий режим планирования времени опять же существуют некоторые мифы. В книге «Тайм-драйв» есть глава «Жестко-гибкий алгоритм планирования времени». Это очень важный момент: в жизни есть место жесткости, есть место гибкости, есть место плану, есть место спонтанности. Эти вещи надо уметь сочетать.

Если говорить о спорте, у меня классика -- бассейн три раза в неделю. Я это довольно жестко планирую, потому что это действительно -- здоровье. График напряженный, поездок очень много, тренингов. То, что я сейчас бурно делюсь энергией, просто так не дается, требуется восстановление. Зимой -- лыжи. Подумываю об охоте. Тюменские друзья склоняют пойти в лес, на кабана, и я, скорее всего, соглашусь, в этом тоже будет элемент спорта. При этом я бесконечно равнодушен к спорту в телевизоре. Футбол не понимаю.

Александр Скорбенко:
-- А гантелю поднимете?
Глеб Архангельский:

-- Сколько килограммов?

Александр Скорбенко:
-- Десять.
Глеб Архангельский:

-- В студенческие годы у меня была гирька в двадцать четыре килограмма. Десять -- вообще не вопрос.

------

блиц-опрос:
– Бизнес – это…

– Для меня – в первую очередь самореализация, возможность сделать что-то свое, выйти в чистое поле, создать что-то, чего раньше никто не делал.

– Настольная книга Глеба Архангельского.

– У меня есть любимая полочка книг с загнутыми уголочками, из нее сейчас лежит на столе Джеймс Хэрриот «Записки сельского ветеринара». Она входит в тройку любимейших книг.

– Какая музыка звучит у вас в минуты отдыха, в машине, дома?

– Я очень люблю классику, хорошо ее знаю. Разные пристрастия – это и Бах, и Вивальди, и Вагнер. И хороший русский и западный рок: «ДДТ», «Машина времени». Из западных – «Scorpions».

– Какой фильм не откажетесь посмотреть в свободное время?

– Из последнего – «День выборов», а из классического и вечного –  «Крестный отец» и «Звездные войны».

– Три привычки, которые сделали вас более эффективным?

– Первая привычка – много работать, вторая – перед тем, как работать, думать. И третья привычка – воспринимать обратную связь и меняться, подумать, как еще можно делать по-другому то, что ты делаешь, или делать что-то вообще совершенно другое.

– Какие у вас сейчас мечты?

– Очень близкая и понятная мечта – чтобы президент России, обращаясь к Федеральному собранию, ну и собственно ко всем нам, открывал карту целей страны и показывал, как к одной цели мы продвинулись, а к другой не продвинулись, и мы четко видели ситуацию.

– Какой вид отдыха предпочитаете?

– Баню, природу, море, русский сосновый лес.

– Что вы дарите на день рождения женщинам?

– Женщинам я стараюсь дарить то, от чего бы они расцветали. Поскольку они своим цветением очень радуют мужчин.

– А чтобы вы хотели получить в подарок?

– Я коллекционирую все старые предметы, которые помогали людям организовывать время: ежедневник 1913 года, какую-нибудь необычную папочку, интересный документ, журнал «Работница» 1926 года со статьей, как американская деловая женщина планирует рабочий день. Вот такие подарки я люблю – исторические артефакты, связанные с планированием времени.

– Ваше любимое блюдо?

– Я вообще люблю есть. Наверное, солянка, которую делает мама. Она ее делает совершенно божественно. Ни один ресторан не смог превзойти. Это пик кулинарного искусства.

– Как вы относитесь к людям, которые постоянно опаздывают на встречи?

– Смотря, соприкасаются ли эти люди со мной или нет. Если соприкасаются, то стараюсь мягко перевоспитать, если подчиненные, то у нас это не принято. Если это посторонние люди, то это их жизненный выбор: они не уважают время других, им наплевать, что из двухсот тысяч невосполнимых часов человек потеряет двадцать минут на твое опоздание. Я отношусь к ним, как к людям, которые воруют деньги.

– Идеальный ужин: персоны и блюда.

– Я бы с большим интересом поужинал с русским промышленником-предпринимателем 1892 года, тех же времен чиновником, губернатором того же города, что и предприниматель, инженером-мостостройщиком или ректором университета. А еда меня устраивает вся, что есть, например, в тюменских ресторанах: строганина, уха, пельмени с медвежатиной. Мне кажется, в нашей компании это все очень органично смотрелось бы.

Далее в сюжете: Банковский сектор региона: Капитал. Инвестиции. Развитие

Интерактивный клуб «От первого лица», чье первое в 2011 году заседание состоялось в редакции газеты «Тюменская область сегодня» в конце января, совершил прорыв. Причем не только в пространстве, но и, смеем надеяться, во времени.

Во-первых, гостем клуба стал человек, живущий за пределами Тюменской области. Во-вторых, вопросы ему задавали не только журналисты, собравшиеся в кабинете главного редактора, и читатели, позвонившие или написавшие в редакцию по электронной почте. Узнав о том, кто придет в клуб, тюменцы прислали собственноручно записанные видеоролики с обращениями, а самые смелые в назначенное время пришли на улицу Республики, 62 и попросили разрешения присутствовать на заседании. Мы не могли отказать.

Наконец, гость редакции известен как ведущий эксперт страны по управлению временем. Он приехал в Тюмень всего на два дня, но полностью подтвердил свой неофициальный титул, встретившись с массой людей, проведя несколько тренингов и консультаций, а также дав интервью на телевидении.
Знакомьтесь -- Глеб Архангельский!

Александр Скорбенко:
-- Как руководитель компании «Организация времени», как ведущий тайм-менеджер России, этот человек способен ответить на многие вопросы, касающиеся времени. Компания, которой он руководит, находится на некоем рубеже и готова сделать «джамп» -- легкий прыжок, захватывающий большую территорию, в новое пространство в России.
Глеб Архангельский:

-- В России уже все понятно, сейчас мы совершаем легкий прыжок далеко за границы страны. В октябре я выступал в Англии, неделю назад вернулся из Гонконга. Уверяю вас, живя в медвежьем углу, мы многому можем поучить иностранцев.

Тимур Хакимов:
-- Глеб Алексеевич, у нашего издания очень широкая аудитория -- от школьников до пенсионеров, а вы, как представляется, предлагаете получать новые знания в первую очередь руководителям различного уровня. Расскажите, что такое тайм-менеджмент и может ли он быть полезен обычному человеку в повседневной жизни?
Глеб Архангельский:

-- Уж и не вспомнить, кого мы познакомили с идеей тайм-менеджмента: школьников, студентов, выпускников Санк-Петербургской духовной академии, руководителей ГУВД, чиновников... Не охвачены, пожалуй, только ясли и детские сады. С пенсионерами, правда, тоже работать не приходилось.
Если говорить простыми словами, тайм-менеджмент -- это искусство потратить время своей жизни на то, что хочешь.Часто люди чего-то хотят, но точного понимания, чего именно, четко прописанных целей у них нет.

Второе -- как в связи с поставленными целями распорядиться своим временем? Если хочешь быть богатым -- это одно распределение времени, если известным -- другое, если любимым -- третье, если хочешь быть и богатым, и успешным, и известным, и любимым, и красивым, и здоровым -- это четвертое распределение времени. То есть тайм-менеджмент -- наука о том, как время, этот уникальный невосполнимый ресурс, использовать.

Каждый семинар я начинаю с вопроса: сколько у нас часов до конца жизни? Некоторые говорят -- миллион, некоторые -- пять миллионов. Оказывается, всего 200--300 тысяч часов у человека среднего возраста. Как сделать, чтобы эти 200 тысяч часов были потрачены лучше, со смыслом, с пользой, с удовольствием, с радостью, с результатом? Ведь если потерял час, то его уже не вернешь.

Александр Скорбенко:
-- Весьма корректная оценка тайм-менеджмента. Хотя многие считают, что это технологии, способные из человека сделать раба и в принципе уничтожающие человеческое в человеке.
Тимур Хакимов:
-- В вашей книге описано четыре принципа тайм-менеджмента. Появятся ли пятый, шестой и так далее?
Глеб Архангельский:

-- Страшно подумать, что будет, когда умру и меня начнут трактовать (смеется). Расскажу в связи с этим забавную историю. По совместительству я заведую кафедрой тайм-менеджмента в Московской финансово-промышленной академии. Однажды заместитель принес на утверждение тесты для студентов. Я пробежал глазами, наткнулся на вопрос: «Сколько ступеней в лестнице тайм-менеджмента Глеба Архангельского?» Варианты ответов: две, три, четыре, пять ступеней. Начинаю вспоминать: сколько же ступеней в лестнице Глеба Архангельского? В первой монографии было четыре, в книге «Тайм-драйв» -- три. Спрашиваю у заместителя: «А студенты как должны ответить?». «Четыре!» «Нет, подождите, это же в прошлой концепции, а в новой -- три».

Это к вопросу о четырех принципах. На самом деле свел бы все к одному: время -- некий дар, которым можно распорядиться: разумно или нет. Лучше, конечно, распорядиться разумно, осмысленно, обдуманно.

Елена Михалькова:
-- На первый взгляд кажется, что для экономии времени достаточно быть собранным, аккуратным, целеустремленным. Неужели существуют специальные инструменты, позволяющие эффективно использовать свое личное и рабочее время?
Глеб Архангельский:

-- Инструментарий, несомненно, существует. Любое управление состоит отчасти из личных качеств, отчасти из технологий. Можно правильно ставить цель подчиненным, а можно неправильно, можно правильно планировать работу, а можно неправильно. То же самое с личным временем: можно эффективно спланировать день или неэффективно. Можно расписать его по минутам, а потом во всем этом умереть от тоски.

Если говорить об инструментах, то самый старый в моей коллекции -- ежедневник, выпущенный в 1851 году в Петербурге издательством Императорского Генерального штаба. Ему 150 лет, причем он очень похож на современный, с небольшими отличиями: в нем праздники церковные, а не светские, как сейчас.

Самое старое упоминание об инструменте, известное мне, содержится в Библии, книга Эсфирь, 5 глава, 1 стих. Царю Артаксерксу не спалось, и он велел читать рядом с ним книгу дневных записей. Это говорит о том, что ежедневник несколько тысяч лет тому назад был как минимум у царя.

Самое старое известное мне упоминание о технологии организации совещаний и планировании рабочего дня -- это древнеиндийский трактат Артхашастра, содержащий наставления царя своему сыну о том, как правильно управлять государством.

То есть инструменты управления временем человечество придумало много сотен лет назад. Мыслящие люди всегда думали о том, как сделать управление более эффективным. И начинали с самих себя. Кто-то из древних говорил: если ты не можешь управлять собой и своим временем, ты не можешь управлять другими.

Сергей Исаев:
-- Ньютону упало на голову яблоко, и он открыл закон всемирного тяготения. Что случилось с вами, почему вы начали рассматривать время как ресурс, который нужно использовать эффективнее?
Глеб Архангельский:

-- Это известная история, она описана в моей книжке «Тайм-драйв». Я обратился к теме тайм-менеджмента на втором курсе университета... от отчаяния. Учеба, работа, курсы водительские, курсы английского, курсы экскурсовода, драмкружок, кружок по фото... Хотелось все успеть. Я стал искать технологии, читать книги, узнавал, что разработано по этой теме в Советском Союзе, что на Западе, изучал исторические источники. Так пришел к тайм-менеджменту сначала для себя, потом для организации, где работал, потом понял, что тайм-менеджмент нужен бизнесу. Уйдя в самостоятельное плавание, осознал, что эта тема интересна вузам, чиновникам, стране... Так все и получилось.

Виктория Феданяк:
-- С чего нужно начинать тайм-менеджмент на предприятии? Как просчитать эффективность использования рабочего времени?
Глеб Архангельский:

-- Начинают всегда с диагностики. Путем интервьюирования, анкетирования можно понять, где время тратится неэффективно. Следующая ступень -- тренинг для высшего руководства, которое затем транслирует новые принципы работы в массы. Итог -- ускорение процессов, устранение «загвоздок», мешающих производству. Например, переговорную комнату можно забронировать посредством служебной записки, которая долгое время идет в приемную генерального директора, а можно одной клавишей «аутлук», что займет секунды. Еще случай из жизни. Кто-то собирает людей на встречу, обзванивая всех полдня, кто-то, используя современные средства связи, -- за пару минут.

Александр Скорбенко:
-- За прошедшие годы на нашем предприятии проведена стандартизация качества по системе «ISO 9000». Это один из шагов к тому, чтобы эффективнее использовать время.
Глеб Архангельский:

-- Как руководитель предприятия, уже три года работающего по «ISO», могу сказать, что это значимое профессиональное достижение. Ведь очень сложно подвести творческую деятельность под определенные стандарты. Не встречал, чтобы российские газеты работали по технологии «ISO». Поэтому поздравляю ваш коллектив со столь уникальным событием!

Тимур Хакимов:
-- В преддверии заседания клуба мы обратились к читателям с предложением задать вопросы гостю. На предложение откликнулись деятели науки и предприниматели региона, приславшие свои видеовопросы. Внимание на экран!
Александр Лящев, проректор по учебной работе ТюмГСХА:
-- Можете ли вы дать рекомендации студентам, как упорядочить, эффективнее использовать время? И второй вопрос: применим ли тайм-менеджмент в отрасли АПК?
Глеб Архангельский:

-- Студентам предлагаю почитать мою книгу «Тайм-драйв». Там доступно написано, как спланировать рабочий день, выходные, расставить приоритеты. Но прочитать книгу мало. Надо применять полученные знания. Поэтому советую делать так: прочитать одну главу, неделю осваивать приведенные технологии, а потом приступать к дальнейшему чтению.
Теперь о сельском хозяйстве. Я веду радиопрограмму «Время предпринимать», один из которой был посвящен агробизнесу. В разговоре приняли участие руководители успешных сельхозпредприятий. В итоге пришли к выводу, что и в аграрном бизнесе действуют те же законы тайм-менеджмента, что и в других сферах деятельности.

Владимир Калининский, с. Борки:
-- По долгу краеведческой работы часто приходится посещать архивы Тюмени, Тобольска, Санкт-Петербурга. Заметил такую закономерность: когда работаю в мегаполисах, ритм города, улиц, людей заряжает мозг и могу трудиться без перерыва, скажем, на протяжении пяти часов. Потом устаю и информация не усваивается. Зато в сельской местности объемы проделанной работы гораздо больше. Глеб Алексеевич, как с научной точки зрения объяснить, что в деревне время течет медленнее?
Глеб Архангельский:

-- Если вы работаете пять часов, а потом мозг «отключается», то это наглядный пример неэффективной организации времени. Чему нас, кстати, с детства научили родители: сиди, зубри по посинения, пока не упадешь под стол. В книге «Тайм-драйв» я пишу про отдых. Раз в 1--1,5 часа должен быть 15-минутный перерыв. Лучше всего -- физическая активность. В результате работа будет эффективнее.

Что касается ритма жизни города и деревни, то они, конечно, разные. И это надо использовать себе во благо! Например, я регулярно на недельку уезжаю из Москвы в среднюю полосу России. На время этого творческого отпуска планирую работу, которая очень хороша для размеренного режима: написание книг, статей, разработка методик. Зато в столице динамика другая -- постоянные встречи, события. И, соответственно, иные виды деятельности.

Дмитрий Гоголев, кандидат исторических наук, доцент ТюмГУ:
-- Уважаемый Глеб Алексеевич, как известно, время -- деньги, и каждый человек стремится рационально использовать его. Но многие чиновники просто не понимают, что у простых граждан не хватает ни сил, ни терпения по десять раз бегать с бумажками в одно место… Скажите, пожалуйста, как научить власть ценить наше время?
Глеб Архангельский:

-- По роду деятельности я имею возможность смотреть на проблемы с разных сторон баррикады: на тренинге для чиновников -- со стороны чиновников, на тренинге для ученых -- со стороны ученых. Будучи предпринимателем, вижу проблему со стороны бизнесменов. Будучи физическим лицом, которое приходит в паспортный стол, смотрю со стороны физического лица, которое так же приходит в паспортный стол… Надо понимать, что все мы регулярно отнимаем друг у друга время. Возьмите коммерческие организации. Они что, трепетно относятся ко времени людей? Приходите вы в банк, а там несчастная операционистка, которая одним пальцем что-то набивает, с какими-то бестолковыми бумажками куда-то ходит… Это тоже «отнятие времени»!

И в этом смысле в коммерческих и государственных банках, в общеобразовательных школах и духовных академиях есть почва для совершенствования. На встречу к вам я приехал от проректора Тюменского государственного университета, с которым мы обсуждали, как можно сделать более эффективной научную работу аспирантов. Чтобы они меньше бездействовали, а больше занимались диссертациями. Причем диссертациями качественными.

В последнее время, часто общаясь с чиновниками, занимаясь проектами для государственных органов, вижу определенные сдвиги. В Казани, например, уже 150 или 200 специальных терминалов по программе оказания госуслуг. Нужно подать заявление на загранпаспорт? Сканируете документы, тут же видеокамера вас фотографирует. Если что-то не поняли, звоните в колл-центр и оператор, его вы видите на экране, все объясняет. Здесь же можно заплатить штрафы, отследить судьбу письма, адресованного министру или президенту: какой входящий номер оно получило, кому направлено… Хороший опыт? Хороший! В Москве очень удобно регистрировать компании. Единое место для всего города, понятная электронная очередь. Пришел, 20 минут терпения -- и через неделю получишь документы!

Нельзя сказать, что чиновники -- самая страшная сила, которая отнимает время у всех остальных. Но, несомненно, в нашем государстве есть что улучшать. Причем, я скажу, как в содержании самих процедур (не надо пять бумажек -- достаточно одной, не надо три раза ходить -- достаточно одного), так и в знаниях. Например, процедура регистрации компании в России достаточно проста. Так почему же мы боимся регистрировать? А сдавать отчетность для нас -- просто засада! Вот был бы на сайте налоговой инспекции комикс про то, как зарегистрировать компанию! Это заверь, это подшей, это приложи… У нас бы малого бизнеса было больше!

Возвращаясь к вопросу, как же приучить чиновников ценить время граждан, скажу: цените время друг друга, потому что мы все его друг у друга отнимаем -- на работе, в госорганах, в коммерческих структурах. Сегодня у меня отнял время какой-то чиновник, а я пошлю клиенту бумажку не как обещал, а через неделю… Круговая порука.

Все же вижу позитивные сдвиги. Многое делает руководство страны. Многое делают областные и городские администрации. Приятно, что Тюмень -- среди первопроходцев. Здесь вовсю работают технологии тайм-менеджмента.

Тимур Хакимов:
-- Слово гостям, которые пришли в редакцию, чтобы самостоятельно задать вопросы Глебу Архангельскому.
Мурат Нурпеисов, бизнес-консультант, член совета по развитию и малого и среднего предпринимательства при губернаторе Тюменской области:
-- Спасибо за работу, которую вы делаете! Хочется спросить: где заканчивается тайм-менеджмент и начинается общий менеджмент? Есть ли граница вообще?
Глеб Архангельский:

-- Не всегда легко провести границу. Общий менеджмент -- о структуре: как работает компания, администрация области, завод, банк. В основе тайм-менеджмента -- личность: как я сам организую себя. Пришел на работу. Что сделаю первым, а что вторым? Отправлю письмо или позвоню? Далее возникает командный, коллективный тайм-менеджемент: а как я в рамках предприятия, организации взаимодействую с другими людьми? И где-то командный тайм-менеджмент и общий менеджмент смыкаются. Подробнее об этом -- в диссертации Глеба Архангельского «Тайм-менеджмент в системе управления организации».

Сергей Разуваев, директор коммуникативного агентства «Маркетинг-консультант»:
-- За последние два года мир пережил финансовый, а потом и экономический кризис: предприниматели научились ценить деньги. Изменилось у них ли что-нибудь в отношении ко времени?
Глеб Архангельский:

-- После кризиса стало меньше «дурного» роста. Два года назад можно было расти только потому, что тебя нес поток. Потом поток стал нисходящим. У меня было время, чтобы доехать до клиентов, а у коллеги не было, и он разорился. Или наоборот: мои менеджеры не смогли найти время, чтобы переговорить с клиентами, а у коллеги смогли, поэтому разорился я, а он остался. Сейчас за клиентом нужно бегать. Бегать быстро. Встречаться много-много раз. И предложения по факсу здесь недостаточно.

Больше всего в кризис пострадали консалтинговый, банковский и строительный бизнесы. Я знал много компаний, оказывавших услуги по обучению. Они тихо сидели за МКАДом, имея кусочек «Газпрома», кусочек Сбербанка, еще какой-то кусочек, -- и разорились. Потому что по-другому работать не умели. Сотрудники моей компании всегда находили время, чтобы ездить по России, работать не только с крупными корпорациями, но и малым бизнесом.

Нужно ускоряться, не жалеть времени на клиентов. Но не на всех! Чистка экономического пространства тоже нужна.

Марина Смирнова, директор музея Григория Распутина, с. Покровское Ярковского района:
-- Что вы посоветуете в случае, если руководство компании задалось целью повысить эффективность деятельности за счет использования тайм-менеджмента, но не все в коллективе способны перестроиться? Они обречены на потерю работы?
Глеб Архангельский:

-- Отвечу и технически, и философски. Технически -- читайте книгу Глеба Архангельского «Корпоративный тайм-менеджмент», в которой подробно описано, как внедрять, какие есть подводные камни, где ожидать сопротивления людей, а где, наоборот, энтузиазм? Да-да, энтузиасты тоже всегда появляются, они хотят, чтобы компания работала эффективнее. Философский ответ: хватит зомбировать себя, что мы какие-то медлительные, несобранные, еще какие-то. Те, кто вел бизнес с Италией, Кипром или, не дай бог, со странами Латинской Америки, очень хорошо знают, что россияне -- организованный, целеустремленный, результатоориентированный народ. И притом мы гостеприимны, для нас важны эмоции, и «баня, водка, гармонь и лосось» тоже имеют место в нашей жизни. В Тюменской области, я уже знаю, важное значение имеют нельма и муксун (смех в зале). Но все это не значит, что мы неэффективны.

Простой пример: есть отличная книга Леннарта Дальгрена «Вопреки абсурду» (о том, как «Икеа» приходила в Россию), и там при всех свинцовых мерзостях нашей жизни описывается, например, ситуация, когда от момента постановки задачи до открытия гипермаркета в Казани прошел год. Нигде в мире так быстро магазины не открываются. Есть масса вещей, которые мы делаем лучше всех. Например, российская программа распознавания текстов является одним из лидеров на мировом рынке. Антивирус Касперского замечательно продается во всем мире. Те, кто работает в западных корпорациях или с западными корпорациями, знают, что с англичанами, американцами или немцами тоже не все так просто. И то, что они суперорганизованные, -- совершенно не факт. Многие вещи русские люди делают намного быстрее.

Зачем придумано это самозомбирование, я не знаю. Наши предки во времена Гоголя и Пушкина вели ежедневники, планировали, организовывали документооборот -- первая книжка по документообороту в России датируется 1836-м годом -- и не считали себя особенными в этом отношении. Строили дороги, мосты, валили лес, организовывали все. Как и позднее, в советское время.

Марина Смирнова:
-- Значит, можно переучить людей?
Глеб Архангельский:

-- Не надо никого переучивать. Мне кажется, в последние лет 20 придумано, что мы неорганизованные, именно в бизнес-среде почему-то. Один производственный директор рассказывал, какие у него маркетологи: творческие люди, к ним не подступись, их невозможно организовать. Однако стоило перевести человека на производство, как он преобразился до неузнаваемости: все расписал, распланировал. Почему? Потому что там человеческие жизни. Если у тебя гаечка с болтиком не сошлась -- человек погиб. И все, тебя посадят, да и как сам дальше жить будешь, если из-за твоего разгильдяйства человека не стало? А если маркетолог разгильдяйничает -- ничего страшного, реклама не сработала, миллион долларов впустую потратили. То есть, когда риски понятные, мы вполне можем быть организованными.

Татьяна Тихонова:
-- Я веду в газете темы, связанные со здравоохранением, поэтому мне интересно -- при каких «симптомах» человек должен осознать, что ему нужно учиться управлять временем?
Глеб Архангельский:

-- Симптомы очень простые: нужно определить, довольны ли вы тем, как устроен ваш рабочий день, сколько времени вы уделяете разным делам. Если весь день сжирает текучка и до важного, но не срочного дела руки не доходят, это очень частая и типовая проблема, для нее есть ряд решений, описанных в книгах. Второй симптом -- нехватка времени на личное: отдых, хобби, здоровье. Здоровью тоже нужно уделять время: инвестируешь в него один час в день и ты здоров. Если живешь, как белка в колесе, это симптом.

Елена Михалькова:
-- Можете ли вы назвать ваше дело, ваш бизнес социально ответственным? В чем это выражается?
Глеб Архангельский:

-- Абсолютно любой бизнес, если это не торговля наркотиками или что-то в этом духе, социально ответствен. Потому что человек не сидит на шее у государства или родных, не плачет на диване, что власти ему что-то не обеспечили, а олигархи все разворовали. Наверняка вы как журналисты с такими плачами постоянно сталкиваетесь. Любой бизнес -- это рабочие места, налоги, самостоятельность, чего, к сожалению, в нашей стране не понимают. Слишком глубоко засела культура иждивенчества: кто-то мне должен. Кто должен? Государство, работодатель. У кого есть деньги, тот и должен. А ты пойди и заработай. Существует огромное количество программ поддержки начинающих бизнесменов, консультационные услуги, бизнес-инкубаторы -- чего только нет! Ни в одной стране такого нет, бери, делай. Не делают.

Если говорить о каких-то социальных измерениях конкретно моего бизнеса, считаю важным для себя распространение тайм-менеджерской «бациллы» не только в бизнесе. Мы, например, очень серьезно занимаемся студентами: несколько лет работает кафедра, издан учебник, проводятся мастер-классы. Это не приносит ни копейки денег, но очень важно, потому что за этим будущее. Если ребята, которые сейчас растут, научатся ставить цели и их достигать, через 20 лет в стране все будет хорошо. Если они будут мечтать о том, чтобы деньги получать не работая, тогда в стране все будет плохо. Одними нефтегазовыми корпорациями Россия не прокормится.

Елена Михалькова:
-- Есть информация о вашем сотрудничестве со Всемирным фондом дикой природы...
Глеб Архангельский:

-- Это в каком-то смысле хобби. Мы помогаем фонду и деньгами, и тренингами, и консультациями, потому что во многом похожи сферы деятельности. Уникальный комплекс природы, как и время, невосполним. Если мы Байкал, извините, загадим, то его уже не будет. Слава богу, хоть трубу не стали тянуть рядом. То же самое со временем.
Что мне нравится конкретно во Всемирном фонде дикой природы и почему мы именно их поддерживаем и достаточно активно общаемся -- они очень результатоориентированы. Не ходят с плачем, как многие некоммерческие организации, а пашут. Организованно, запланированно, целеустремленно. Проводят какие-то акции, с плакатами, без плакатов, делают публикации. Это мне очень импонирует как человеку, который сам склонен пахать и достигать поставленной цели.

Маргарита Шаманенко:
-- Можно ли совместить тайм-менеджмент с творческой профессией? И второй вопрос: если внедрить тайм-менеджмент на всех предприятиях, возможно, рабочая неделя будет сокращена?
Глеб Архангельский:

-- Что касается первого вопроса, могу порекомендовать книгу Яны Франк «Муза и чудовище. Как организовать творческий труд». Автор -- дизайнер, талантливый творческий человек, доказывает идею, что в хаосе нет никакого вдохновения. Когда кисточки и краски разложены аккуратно, то больше времени можно потратить на общение с музой. Также советую ознакомиться с книгой «О писательском труде» 1953 года выпуска. В сборнике приведены комментарии великих советских поэтов и писателей относительно того, как они организуют свой труд. В частности, Владимир Маяковский советовал всегда держать при себе блокнот и записывать необычные события и явления, с которыми приходится сталкиваться.
Перейдем ко второму вопросу. Я против сокращения рабочей недели, россияне и без этого серьезно недорабатывают. Посчитать это просто, нужно количество жителей страны разделить на количество производимого продукта (например, ВВП). В России производительность катастрофически низка.

Нужно убрать из рабочего процесса все посторонние действия (разговоры по телефону с друзьями, общения в Интернете). На одном из заводов человек получал зарплату за то, что ведром переливал машинное масло из одной бочки в другую. Выяснилось, что несколько лет назад был куплен специальный насос, его сразу не подключили и временно дали поручение одному из сотрудников. В итоге хождение с ведром стало его постоянной работой.

На данный момент в стране миллион охранников, семь миллионов бухгалтеров и налоговых инспекторов. У меня есть ежедневник 1851 года, в котором перечислены все чиновники, начиная от императора и заканчивая людьми с майорскими должностями. Заметьте, что ежедневник примерно такого же формата, как обычная книга. Если переписать всех современных чиновников, то получится многотомное издание. При этом территория страны была побольше, а количество населения -- приблизительно таким же. То есть работу, которую раньше выполняли несколько тысяч, сегодня делают несколько миллионов.

Да, многие процессы стали сложнее, но, быть может, что-то нужно упростить? Возможно, к примеру, нет необходимости собирать отчетность с малых предприятий. Знакомый налоговый инспектор показывал кабинет, где кучей свалены нераспакованные бандероли. Зачем сотни тысяч людей пишут то, что никто не проверяет? В Гонконге отчетность можно сдавать раз в два года и занимает она 3--4 страницы. У древних римлян была поговорка «Орел мух не ловит». Наше государство постоянно занимается ловлей мух, поэтому так много чиновников.

Галина Сентемова, п. Голышманово:
-- Существуют ли универсальные принципы управления временем, которые будут полезны человеку в повседневной жизни, даже если он не придерживается технологии тайм-менеджмента?
Глеб Архангельский:

-- Тайм-менеджмент, напомню, это умение тратить время осмысленно и в соответствии со своими целями. Поэтому если, к примеру, бабушка, прежде чем начать трудиться в огороде, продумала свои действия, а затем приступила к работе, то она тоже занимается тайм-менеджментом. Могу привести пример. Мой друг рассказывал про автослесаря, который, несмотря на достаточно преклонный возраст (76 лет), работу выполняет быстрее молодых коллег. Секрет в том, что он предварительно тратит 15 минут, обдумывая дальнейшие действия, и ему потом не приходится ничего переделывать. Другой пример: работница почты, каждый раз, когда ей нужно оформить письмо, встает с рабочего места и проходит примерно 10 метров до столика с печатью и обратно...

Сразу вспоминается, что у японцев есть специальное слово для обозначения лишнего, ненужного действия. Необходимо научиться рационально использовать время и силы. В этом смысле принципы тайм-менеджмента применимы в работе представителей совершенно разных профессий. Естественно, используются разные механизмы. Управленец, к примеру, будет пользоваться программой в ноутбуке, а рабочий -- что-то помечать в обычном блокноте.

Денис Фатеев:
-- Складывается впечатление, что вы постоянно находитесь в режиме жесткого планирования времени. Место спорту в вашей жизни находится?
Глеб Архангельский:

-- Во-первых, про жесткий режим планирования времени опять же существуют некоторые мифы. В книге «Тайм-драйв» есть глава «Жестко-гибкий алгоритм планирования времени». Это очень важный момент: в жизни есть место жесткости, есть место гибкости, есть место плану, есть место спонтанности. Эти вещи надо уметь сочетать.

Если говорить о спорте, у меня классика -- бассейн три раза в неделю. Я это довольно жестко планирую, потому что это действительно -- здоровье. График напряженный, поездок очень много, тренингов. То, что я сейчас бурно делюсь энергией, просто так не дается, требуется восстановление. Зимой -- лыжи. Подумываю об охоте. Тюменские друзья склоняют пойти в лес, на кабана, и я, скорее всего, соглашусь, в этом тоже будет элемент спорта. При этом я бесконечно равнодушен к спорту в телевизоре. Футбол не понимаю.

Александр Скорбенко:
-- А гантелю поднимете?
Глеб Архангельский:

-- Сколько килограммов?

Александр Скорбенко:
-- Десять.
Глеб Архангельский:

-- В студенческие годы у меня была гирька в двадцать четыре килограмма. Десять -- вообще не вопрос.

------

блиц-опрос:
– Бизнес – это…

– Для меня – в первую очередь самореализация, возможность сделать что-то свое, выйти в чистое поле, создать что-то, чего раньше никто не делал.

– Настольная книга Глеба Архангельского.

– У меня есть любимая полочка книг с загнутыми уголочками, из нее сейчас лежит на столе Джеймс Хэрриот «Записки сельского ветеринара». Она входит в тройку любимейших книг.

– Какая музыка звучит у вас в минуты отдыха, в машине, дома?

– Я очень люблю классику, хорошо ее знаю. Разные пристрастия – это и Бах, и Вивальди, и Вагнер. И хороший русский и западный рок: «ДДТ», «Машина времени». Из западных – «Scorpions».

– Какой фильм не откажетесь посмотреть в свободное время?

– Из последнего – «День выборов», а из классического и вечного –  «Крестный отец» и «Звездные войны».

– Три привычки, которые сделали вас более эффективным?

– Первая привычка – много работать, вторая – перед тем, как работать, думать. И третья привычка – воспринимать обратную связь и меняться, подумать, как еще можно делать по-другому то, что ты делаешь, или делать что-то вообще совершенно другое.

– Какие у вас сейчас мечты?

– Очень близкая и понятная мечта – чтобы президент России, обращаясь к Федеральному собранию, ну и собственно ко всем нам, открывал карту целей страны и показывал, как к одной цели мы продвинулись, а к другой не продвинулись, и мы четко видели ситуацию.

– Какой вид отдыха предпочитаете?

– Баню, природу, море, русский сосновый лес.

– Что вы дарите на день рождения женщинам?

– Женщинам я стараюсь дарить то, от чего бы они расцветали. Поскольку они своим цветением очень радуют мужчин.

– А чтобы вы хотели получить в подарок?

– Я коллекционирую все старые предметы, которые помогали людям организовывать время: ежедневник 1913 года, какую-нибудь необычную папочку, интересный документ, журнал «Работница» 1926 года со статьей, как американская деловая женщина планирует рабочий день. Вот такие подарки я люблю – исторические артефакты, связанные с планированием времени.

– Ваше любимое блюдо?

– Я вообще люблю есть. Наверное, солянка, которую делает мама. Она ее делает совершенно божественно. Ни один ресторан не смог превзойти. Это пик кулинарного искусства.

– Как вы относитесь к людям, которые постоянно опаздывают на встречи?

– Смотря, соприкасаются ли эти люди со мной или нет. Если соприкасаются, то стараюсь мягко перевоспитать, если подчиненные, то у нас это не принято. Если это посторонние люди, то это их жизненный выбор: они не уважают время других, им наплевать, что из двухсот тысяч невосполнимых часов человек потеряет двадцать минут на твое опоздание. Я отношусь к ним, как к людям, которые воруют деньги.

– Идеальный ужин: персоны и блюда.

– Я бы с большим интересом поужинал с русским промышленником-предпринимателем 1892 года, тех же времен чиновником, губернатором того же города, что и предприниматель, инженером-мостостройщиком или ректором университета. А еда меня устраивает вся, что есть, например, в тюменских ресторанах: строганина, уха, пельмени с медвежатиной. Мне кажется, в нашей компании это все очень органично смотрелось бы.



Ранее в сюжете

Александр Петрушин: «Искать клады, а находить чудо»

24

Анатолий Омельчук: «Пишу о тех, кто сумел реализоваться»

24

Из Тюмени в Китай направили свыше 27 тысяч бутылок спиртного напитка

23 ноября

Как закаливаются тюменские дети, изучили столичные эксперты

23 ноября