Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Откровения «бубнового авангарда»

Культура, 10:12, 04 февраля 2011, Ирина НИКИТИНА
Слушать новость
Откровения «бубнового авангарда». .

Картины Тюменского музея изобразительных искусств становятся центром притяжения столичных выставок


Живопись и только она! Свежесть красок, выразительность лиц, безмерность родных просторов. Без литературных «украшательств», зато с толикой откровенности. От самих художников, цель которых – не изображать, а выражать собственные ощущения, демонстрировать отношение к любимым людям и вещам. Таков стиль «бубнововалетцев», что получили подпитку сначала от коллекций московских купцов, а затем уже эпатажных новинок Сезанна, Матисса, Пикассо…

В канун празднования столетия со дня образования творческой, ныне называемой авангардной группы «Бубновый валет» практически все картинные галереи мира подготовили специальные вернисажи. В Тюменском музее изобразительных искусств открылась выставка «Живописные откровения», основу которой составили работы Фалька, Машкова, Куприна, Федорова, Рождественского, Лентулова, Кончаловского, хранящиеся в фондах.

Почему-то словосочетание «бубновый валет», как  и «пиковая дама», вызывает не совсем приятные ассоциации. Если второе намекает на «недоброжелательную злодейку», то первое – на шута, скомороха, разгильдяя, которому все прощается… Так зачем молодые художники, в картинах которых нет ни дурачества, ни обмана, а наоборот все серьезно-мило, выбрали для себя такое неоднозначное имя?! Судить-рядить искусствоведам. Мы же обратимся к истории.

В 1910 году группа выпускников Московского училища живописи, ваяния и зодчества организовала выставку с эпатажным для того времени названием «Бубновый валет». Через год было решено объ-единиться и работать сообща. Работали вплоть до 1916 года. Они не загоняли себя в рамки, не топтались на месте, а активно приглашали в совместные проекты и французов, и немцев. Живописали ради живописи, ставя на первое место не сюжет, а универсальный цвет, фактуру, форму, ритм… Обрели немало последователей, значительно повлияли на искусство послереволюционного периода и советскую живопись 60-х годов прошлого века.

В Тюменскую картинную галерею авангардные подарки от «бубнововалетцев» попадали разными путями. В их поиске и приобретении поучаствовали многие искусствоведы. У каждого на сей счет, по словам куратора проекта Екатерины Филимоновой, собственные воспоминания. Сама она месяц назад выступила в Омске с замечательным докладом по поводу сильнейшего влияния художников «Бубнового валета» на других мастеров кисти и холста.

А вот Наталья Федорова лично везла из Москвы картину Александра Куприна «Мальвы на черном фоне», которая впервые была представлена в 1910 году. Правда, носила скромное имя «Цветы».

– Во время одной из стажировок в столицу я попала на колоссальную по размаху выставку в Центральном Доме художника на Крымской набережной. Все работы Куприна в одном месте! Мечтать о том, что хотя бы один шедевр попадет в провинциальный музей, было неловко, преступно даже… Но как только увидела «Мальвы», да еще узнала, что картина из личной коллекции вдовы художника, сразу загорелась. Не  с первого раза, но вдова все же согласилась… Мне посчастливилось попасть в мастерскую Александра Васильевича. Видела знаменитый органчик, который он сделал своими руками и на котором музицировал вместе с Фальком, – поделилась Наталья Николаевна.

«Мальвы» великолепны! В них нет геометрии, не пахнет черчением, но они здорово выверенные и… словно живые. Говорят, прежде чем писать натюрморты, Куприн тщательно собирал сухоцветы, выстраивал композицию и кропотливо-трепетно работал… Словно музыку сочинял.

За несколько десятилетий в Тюменском музее ИЗО собралась прекрасная коллекция картин «бубнововалетцев». Когда их «приглашают» на столичные вернисажи, они становятся настоящим центром притяжения, держат экспозиции. Наверное, этим нужно гордиться. Провинция провинцией, но свой ларчик имеет.

Картины Тюменского музея изобразительных искусств становятся центром притяжения столичных выставок


Живопись и только она! Свежесть красок, выразительность лиц, безмерность родных просторов. Без литературных «украшательств», зато с толикой откровенности. От самих художников, цель которых – не изображать, а выражать собственные ощущения, демонстрировать отношение к любимым людям и вещам. Таков стиль «бубнововалетцев», что получили подпитку сначала от коллекций московских купцов, а затем уже эпатажных новинок Сезанна, Матисса, Пикассо…

В канун празднования столетия со дня образования творческой, ныне называемой авангардной группы «Бубновый валет» практически все картинные галереи мира подготовили специальные вернисажи. В Тюменском музее изобразительных искусств открылась выставка «Живописные откровения», основу которой составили работы Фалька, Машкова, Куприна, Федорова, Рождественского, Лентулова, Кончаловского, хранящиеся в фондах.

Почему-то словосочетание «бубновый валет», как  и «пиковая дама», вызывает не совсем приятные ассоциации. Если второе намекает на «недоброжелательную злодейку», то первое – на шута, скомороха, разгильдяя, которому все прощается… Так зачем молодые художники, в картинах которых нет ни дурачества, ни обмана, а наоборот все серьезно-мило, выбрали для себя такое неоднозначное имя?! Судить-рядить искусствоведам. Мы же обратимся к истории.

В 1910 году группа выпускников Московского училища живописи, ваяния и зодчества организовала выставку с эпатажным для того времени названием «Бубновый валет». Через год было решено объ-единиться и работать сообща. Работали вплоть до 1916 года. Они не загоняли себя в рамки, не топтались на месте, а активно приглашали в совместные проекты и французов, и немцев. Живописали ради живописи, ставя на первое место не сюжет, а универсальный цвет, фактуру, форму, ритм… Обрели немало последователей, значительно повлияли на искусство послереволюционного периода и советскую живопись 60-х годов прошлого века.

В Тюменскую картинную галерею авангардные подарки от «бубнововалетцев» попадали разными путями. В их поиске и приобретении поучаствовали многие искусствоведы. У каждого на сей счет, по словам куратора проекта Екатерины Филимоновой, собственные воспоминания. Сама она месяц назад выступила в Омске с замечательным докладом по поводу сильнейшего влияния художников «Бубнового валета» на других мастеров кисти и холста.

А вот Наталья Федорова лично везла из Москвы картину Александра Куприна «Мальвы на черном фоне», которая впервые была представлена в 1910 году. Правда, носила скромное имя «Цветы».

– Во время одной из стажировок в столицу я попала на колоссальную по размаху выставку в Центральном Доме художника на Крымской набережной. Все работы Куприна в одном месте! Мечтать о том, что хотя бы один шедевр попадет в провинциальный музей, было неловко, преступно даже… Но как только увидела «Мальвы», да еще узнала, что картина из личной коллекции вдовы художника, сразу загорелась. Не  с первого раза, но вдова все же согласилась… Мне посчастливилось попасть в мастерскую Александра Васильевича. Видела знаменитый органчик, который он сделал своими руками и на котором музицировал вместе с Фальком, – поделилась Наталья Николаевна.

«Мальвы» великолепны! В них нет геометрии, не пахнет черчением, но они здорово выверенные и… словно живые. Говорят, прежде чем писать натюрморты, Куприн тщательно собирал сухоцветы, выстраивал композицию и кропотливо-трепетно работал… Словно музыку сочинял.

За несколько десятилетий в Тюменском музее ИЗО собралась прекрасная коллекция картин «бубнововалетцев». Когда их «приглашают» на столичные вернисажи, они становятся настоящим центром притяжения, держат экспозиции. Наверное, этим нужно гордиться. Провинция провинцией, но свой ларчик имеет.



Северные рельефы: в Тюмени пройдет выставка фактурных картин

23 ноября

Тюменский театр кукол отправляется на Ямал

20 ноября