Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Лечение историей

Слушать новость
Лечение историей. .

Тема межнациональной коммуникации продолжает оставаться актуальной


из первых уст
В Москве состоялся III Международный семинар «Клиотерапия»:  изучение истории на постсоветском пространстве как путь к пониманию и сотрудничеству». Он был организован и проведен клубом региональной журналистики.

------

• Родственники далекие и близкие


Представлять наш регион на подобных форумах — большая честь и ответственность. Полученная там информация помогает оторваться от регионального контекста и более отвлеченно взглянуть на проблемы современного общества. Кроме того, мы оказываемся неожиданно тесно связанными с, казалось бы, далекими от нас территориально и культурно странами. Например, что может связывать жителей Тюменской области с Эстонией? Тем не менее только на ее юге проживает, по данным переписи 2002 года,
584 эстонца. Напомним, что они относятся к финно-угорской языковой группе, как ханты и манси, которые являются коренным населением региона. Кроме того, нас объединяет общая история, которая не ограничивается рамками советского периода.

Известно, что эстонцы переселялись за Урал еще в период Столыпинской аграрной реформы, делая это если и не от хорошей жизни, то уж точно по доброй воле. В Западной Сибири и на севере Казахстана даже существуют деревни, основанные переселенцами из Эстляндии – самой северной из прибалтийских провинций Российской империи. Как сообщила начальник отдела коренных и малочисленных народов ДНК «Строитель» Любовь Собянина, поиск и консолидация представителей одной национальности – очень сложное дело.

«Были случаи, когда эстонцы, ехавшие на север области, обращались к нам за материальной помощью, но, к сожалению, этим все и ограничивается. Мы надеемся, что представители этого народа будут более активными в деле сохранения своих традиций. Удалось ведь организовать марийцев, провести мордовский праздник в Сорокинском районе,   рассчитываем на расширение работы с представителями финно-угорской языковой группы».

Не стоит думать, что такая работа важна лишь в этнографическом смысле. Экономика становится глобальной, в Сибирь приходит бизнес из Европы, где внимательное отношение к правам национальных меньшинств становится одной из характеристик благоприятного инвестиционного климата. Тем более если речь идет хоть и о «дальних», но «родственниках». Финские компании «Фортум» и «Нокиа» активно представлены на территории Тюменской области, что косвенно подтверждает соблюдение прав представителей малых национальностей. Но благодушествовать все-таки не стоит – тема межнациональной коммуникации продолжает оставаться очень острой и требует постоянного внимания.

• Размышляй и действуй


Открывая семинар, доцент МГУ Ирина Карацуба сказала, что история может стать лекарством и помочь решить наболевшие проб-лемы. Важно, чтобы у людей была возможность получить максимум информации по тому или иному историческому периоду и на этой базе делать свои выводы. Ведь, как утверждал  великий Иммануил Кант, «суть просвещения – иметь мужество пользоваться собственным разумом». Стоит ли следовать чужой доктрине, ведь «единообразный» подход к проблемам не раз дискредитировал себя в ходе российской истории? Но если верить тому, что правда все-таки одна, стоит поверить и в то, что точек зрения на нее может быть бесконечно много.

Основная полемика по отношениям между Россией и Эстонией разворачивается вокруг событий, предшествовавших Второй мировой войне. Пакт Молотова – Риббентропа, более известный нам по урокам истории как Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, становится краеугольным камнем, на котором строятся претензии к нам, как  правопреемникам страны Советов. Не вдаваясь в дискуссию и не пытаясь отстаивать правоту какой-либо из сторон, отмечу: едва начавшись, историческая полемика уходила в глубь веков. Напомним, что территория нынешней Эстонии с начала XVIII века находится в составе Российской империи и, по мнению большинства историков, особо острых конфликтов между властями и местным населением не было. Более того, в рамках общей стратегии противодействия немецкому влиянию имперское правительство поддерживало здесь национально-освободительное движение. Как говорится, без комментариев...

С 1220 года Эстония не была свободной, но оккупацией местные историки называют лишь то время, когда здесь установили советскую власть. Жизнь под властью чужих королей называют «периодами» – датским, шведским, российским... Тарту, один из древнейших городов страны, был основан как Юрьев в 1030 году Ярославом Мудрым. Эсты и славяне вместе обороняли его от немецких меченосцев в 1224 году, за упорное сопротивление их поголовно всех и казнили. Кстати, в этом же городе в 1920 году состоялось подписание Тартуского мирного договора, в котором самопровозглашенное правительство Эстонии и коммунистическое правительство Советской России признавали суверенитет друг друга. Для большевиков политически это стало «прорывом международной блокады», а практически у них появилась возможность контрабандного обмена реквизированных ценностей на оружие и продовольствие. В очередной раз обойдемся без комментариев...

В каком-то смысле политические ошибки компенсируются экономикой. Несмотря на официальную позицию властей, русский язык эстонские школьники называют вторым по важности из иностранных языков. Рынок услуг в Эстонии определил, что здесь важно изучать не только английский как язык межнационального общения в Европейском союзе, но и русский. «Молодежь желает его изучать не только теоретически, но и практически,  – сообщил профессор Тартуского университета Лаури Мяльксоо, – это дает ей хорошие шансы на рынке труда».

Начиная изучать другую страну, мы прежде всего обращаемся к ее искусству, чтобы понять душу народа. Фильм «Никто не хотел умирать» литовского режиссера Витаутаса Жалакявичюса рассказывает о так называемых «лесных братьях», которых кто-то считает бандитами, а кто-то героями. И все-таки в этом по-настоящему советском фильме, который в 1967 году был награжден Государственной премией СССР, главное не оценка «правых» и «виноватых». Он передает дух времени, когда, по словам Ирины Карацубы, «никто не хотел умирать, но все были согласны убивать». Познавая нашу общую историю, мы стремимся к тому, чтобы эти времена не наступили вновь.

[gallery link="file" columns="7"]

Фото из архива клуба региональной журналистики и с сайта videonasha.ru

Тема межнациональной коммуникации продолжает оставаться актуальной


из первых уст
В Москве состоялся III Международный семинар «Клиотерапия»:  изучение истории на постсоветском пространстве как путь к пониманию и сотрудничеству». Он был организован и проведен клубом региональной журналистики.

------

• Родственники далекие и близкие


Представлять наш регион на подобных форумах — большая честь и ответственность. Полученная там информация помогает оторваться от регионального контекста и более отвлеченно взглянуть на проблемы современного общества. Кроме того, мы оказываемся неожиданно тесно связанными с, казалось бы, далекими от нас территориально и культурно странами. Например, что может связывать жителей Тюменской области с Эстонией? Тем не менее только на ее юге проживает, по данным переписи 2002 года,
584 эстонца. Напомним, что они относятся к финно-угорской языковой группе, как ханты и манси, которые являются коренным населением региона. Кроме того, нас объединяет общая история, которая не ограничивается рамками советского периода.

Известно, что эстонцы переселялись за Урал еще в период Столыпинской аграрной реформы, делая это если и не от хорошей жизни, то уж точно по доброй воле. В Западной Сибири и на севере Казахстана даже существуют деревни, основанные переселенцами из Эстляндии – самой северной из прибалтийских провинций Российской империи. Как сообщила начальник отдела коренных и малочисленных народов ДНК «Строитель» Любовь Собянина, поиск и консолидация представителей одной национальности – очень сложное дело.

«Были случаи, когда эстонцы, ехавшие на север области, обращались к нам за материальной помощью, но, к сожалению, этим все и ограничивается. Мы надеемся, что представители этого народа будут более активными в деле сохранения своих традиций. Удалось ведь организовать марийцев, провести мордовский праздник в Сорокинском районе,   рассчитываем на расширение работы с представителями финно-угорской языковой группы».

Не стоит думать, что такая работа важна лишь в этнографическом смысле. Экономика становится глобальной, в Сибирь приходит бизнес из Европы, где внимательное отношение к правам национальных меньшинств становится одной из характеристик благоприятного инвестиционного климата. Тем более если речь идет хоть и о «дальних», но «родственниках». Финские компании «Фортум» и «Нокиа» активно представлены на территории Тюменской области, что косвенно подтверждает соблюдение прав представителей малых национальностей. Но благодушествовать все-таки не стоит – тема межнациональной коммуникации продолжает оставаться очень острой и требует постоянного внимания.

• Размышляй и действуй


Открывая семинар, доцент МГУ Ирина Карацуба сказала, что история может стать лекарством и помочь решить наболевшие проб-лемы. Важно, чтобы у людей была возможность получить максимум информации по тому или иному историческому периоду и на этой базе делать свои выводы. Ведь, как утверждал  великий Иммануил Кант, «суть просвещения – иметь мужество пользоваться собственным разумом». Стоит ли следовать чужой доктрине, ведь «единообразный» подход к проблемам не раз дискредитировал себя в ходе российской истории? Но если верить тому, что правда все-таки одна, стоит поверить и в то, что точек зрения на нее может быть бесконечно много.

Основная полемика по отношениям между Россией и Эстонией разворачивается вокруг событий, предшествовавших Второй мировой войне. Пакт Молотова – Риббентропа, более известный нам по урокам истории как Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, становится краеугольным камнем, на котором строятся претензии к нам, как  правопреемникам страны Советов. Не вдаваясь в дискуссию и не пытаясь отстаивать правоту какой-либо из сторон, отмечу: едва начавшись, историческая полемика уходила в глубь веков. Напомним, что территория нынешней Эстонии с начала XVIII века находится в составе Российской империи и, по мнению большинства историков, особо острых конфликтов между властями и местным населением не было. Более того, в рамках общей стратегии противодействия немецкому влиянию имперское правительство поддерживало здесь национально-освободительное движение. Как говорится, без комментариев...

С 1220 года Эстония не была свободной, но оккупацией местные историки называют лишь то время, когда здесь установили советскую власть. Жизнь под властью чужих королей называют «периодами» – датским, шведским, российским... Тарту, один из древнейших городов страны, был основан как Юрьев в 1030 году Ярославом Мудрым. Эсты и славяне вместе обороняли его от немецких меченосцев в 1224 году, за упорное сопротивление их поголовно всех и казнили. Кстати, в этом же городе в 1920 году состоялось подписание Тартуского мирного договора, в котором самопровозглашенное правительство Эстонии и коммунистическое правительство Советской России признавали суверенитет друг друга. Для большевиков политически это стало «прорывом международной блокады», а практически у них появилась возможность контрабандного обмена реквизированных ценностей на оружие и продовольствие. В очередной раз обойдемся без комментариев...

В каком-то смысле политические ошибки компенсируются экономикой. Несмотря на официальную позицию властей, русский язык эстонские школьники называют вторым по важности из иностранных языков. Рынок услуг в Эстонии определил, что здесь важно изучать не только английский как язык межнационального общения в Европейском союзе, но и русский. «Молодежь желает его изучать не только теоретически, но и практически,  – сообщил профессор Тартуского университета Лаури Мяльксоо, – это дает ей хорошие шансы на рынке труда».

Начиная изучать другую страну, мы прежде всего обращаемся к ее искусству, чтобы понять душу народа. Фильм «Никто не хотел умирать» литовского режиссера Витаутаса Жалакявичюса рассказывает о так называемых «лесных братьях», которых кто-то считает бандитами, а кто-то героями. И все-таки в этом по-настоящему советском фильме, который в 1967 году был награжден Государственной премией СССР, главное не оценка «правых» и «виноватых». Он передает дух времени, когда, по словам Ирины Карацубы, «никто не хотел умирать, но все были согласны убивать». Познавая нашу общую историю, мы стремимся к тому, чтобы эти времена не наступили вновь.

[gallery link="file" columns="7"]

Фото из архива клуба региональной журналистики и с сайта videonasha.ru



Паводок скоро придет в Викуловский район Тюменской области

25 апреля

Мужчины и женщины Тюмени разделились по интересам к маркетплейсам

25 апреля