Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Когда кадры решают все

Экономика, 12:15, 17 ноября 2010, Марина ВИЛЮК
Слушать новость
Когда кадры решают все. .

профессия
Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области собрал за круг-лым столом преподавателей вузов, бизнесменов и представителей государственной власти, чтобы обсудить проблемы подготовки кадров в регионе и перспективы взаимодействия всех сторон в данной сфере.

------

Дефицит квалифицированных кадров в нашей области, как  и в стране в целом, существует давно. Руководители предприятий жалуются на низкий уровень подготовки, отсутствие точных знаний и практических навыков у выпускников как средних, так  и высших учебных заведений. Также стоит вопрос о перепрофилировании в образовательном процессе – на рынке не хватает рабочих профессий. К тому же, согласно статистике, только четвертая часть молодых людей, окончивших вуз, работает по специальности. Впрочем, в общественной среде и профессиональных объединениях об этом говорится много. Но факт остается фактом – старой системы обучения студентов в соответствии с госзаказом и тесной работой образовательных учреждений с предприятиями давно не стало. А современная модель взаимоотношений «образование — бизнес» не сформирована. Хотя органы власти, учебные заведения и предприниматели, пока каждый по-своему, все-таки ведут работу в этом направлении.

– В вопросах подготовки кадров исполнительная власть готова идти навстречу бизнесу, нас интересует его мнение, – говорит Вера Огородникова, заместитель начальника отдела среднего и начального профессионального образования департамента образования и науки Тюменской области. – Так, в рамках начального и среднего профессионального образования планируется ввести государственные стандарты нового поколения. Стараемся привлекать к их разработке руководство региональных предприятий, согласовывать учебный план. Но, к сожалению, лишь немногие вносят предложения.

Работодатели стремятся принимать специалистов, которых не придется доучивать. Чтобы этого достичь, им необходимо не только организовать практику для студентов, но  и сформулировать требования к их навыкам и знаниям, считает Владимир Долгушин, проректор по учебной работе довузовского образования Тюменского государственного нефтегазового университета. По мнению же депутата Тюменской областной Думы Алексея Салмина, первый шаг навстречу бизнесу должны делать вузы. Ведь их главная задача – готовить кадры, которые будут востребованы на рынке труда. Как менедж-мент учебных заведений, так и преподаватели должны чувствовать ответственность за людей, которых учат. Также важно, чтобы среди лекторов были практику-ющие специалисты.

– Высшие учебные заведения страны занялись не свойственной им деятельностью, – комментирует Ольга Езикеева, генеральный директор фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области. – Они зарабатывают деньги, стали коммерческими предприятиями. Пока больше прибыли приносит обучение юристов и экономистов, им невыгодно развивать непопулярные факультеты.

О том, что существующие учебные программы вузов не позволяют готовить профессионалов, свидетельствуют и некоторые тенденции рынка. Крупные компании не только регулярно отправляют сотрудников на повышение квалификации в большие российские города и за рубеж, но  и организуют собственные производственные школы, создают подразделения образовательных услуг. Также заметим, что многие преподаватели открыли фирмы, предлагающие бизнесу семинары и тренинги – знания, ориентированные на практическую деятельность предприятий.

Очевидно, чтобы добиться хорошего результата в кадровом вопросе, образовательным учреждениям, власти и бизнесу необходимо работать сообща. Каждый из них должен ощущать ответственность за свое дело, думать о развитии собственных предприятий и Тюменского региона в целом.

Фото автора

---
Николай ПУРТОВ, генеральный директор ООО «ЛексГрупп менеджмент»:

– Государство, вузы, работодатели и общественные объединения должны создавать новые схемы взаимодействия. Когда государство сказало образовательным институтам: «Научитесь жить в новых экономических условиях», они «пошли» зарабатывать деньги. Результатом этого стало то, что практически каждый работодатель, обладающий внутренними ресурсами и знаниями, ничего другого не придумал, как создавать школы молодых специалистов (вчерашних выпускников), а по факту доучивать их до способности самостоятельно выполнять трудовые функции. В подготовке кадров, как  и в любом деле, существует логическая и системная модель поведения, в которой каждый ее элемент решает свою задачу. Вуз должен генерировать и давать знания, готовить профессионалов. Задача бизнеса – создавать для них новые рабочие места, выполнять налоговые и социальные обязательства и увеличивать свою прибавочную стоимость, а также решать иные общественные, государственные задачи, соответственно, давать обратную связь вузам об уровне готовности выпускников к самостоятельной трудовой деятельности. А взаимодействие бизнеса и образовательных учреждений обязано регулировать государство в лице ответственных министерств и ведомств, включая в этот  механизм и общественные, деловые объединения.

Только общими усилиями мы  в силах инициировать и запустить нормальный маховик качественной подготовки студентов именно того уровня, которого сегодня ждут работодатели от высших учебных заведений.

---

Валентина ЛАПАЕВА, директор по персоналу ООО «УК «РАСТАМ»:

– Спрос на образовательные услуги как  у крупных предприятий, так и у малого бизнеса очень большой – люди хотят получать новые знания. Но отмечу, что даже перед хорошим специалистом серьезно стоит вопрос адаптации на предприятии. И порой человеку недостаточно испытательного срока, чтобы разобраться в производственном процессе. Каждому нужно дать время, чтобы раскрыться. Также существует потребность в развитии способностей сотрудников, тогда без дополнительного образования не обойтись.

профессия
Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области собрал за круг-лым столом преподавателей вузов, бизнесменов и представителей государственной власти, чтобы обсудить проблемы подготовки кадров в регионе и перспективы взаимодействия всех сторон в данной сфере.

------

Дефицит квалифицированных кадров в нашей области, как  и в стране в целом, существует давно. Руководители предприятий жалуются на низкий уровень подготовки, отсутствие точных знаний и практических навыков у выпускников как средних, так  и высших учебных заведений. Также стоит вопрос о перепрофилировании в образовательном процессе – на рынке не хватает рабочих профессий. К тому же, согласно статистике, только четвертая часть молодых людей, окончивших вуз, работает по специальности. Впрочем, в общественной среде и профессиональных объединениях об этом говорится много. Но факт остается фактом – старой системы обучения студентов в соответствии с госзаказом и тесной работой образовательных учреждений с предприятиями давно не стало. А современная модель взаимоотношений «образование — бизнес» не сформирована. Хотя органы власти, учебные заведения и предприниматели, пока каждый по-своему, все-таки ведут работу в этом направлении.

– В вопросах подготовки кадров исполнительная власть готова идти навстречу бизнесу, нас интересует его мнение, – говорит Вера Огородникова, заместитель начальника отдела среднего и начального профессионального образования департамента образования и науки Тюменской области. – Так, в рамках начального и среднего профессионального образования планируется ввести государственные стандарты нового поколения. Стараемся привлекать к их разработке руководство региональных предприятий, согласовывать учебный план. Но, к сожалению, лишь немногие вносят предложения.

Работодатели стремятся принимать специалистов, которых не придется доучивать. Чтобы этого достичь, им необходимо не только организовать практику для студентов, но  и сформулировать требования к их навыкам и знаниям, считает Владимир Долгушин, проректор по учебной работе довузовского образования Тюменского государственного нефтегазового университета. По мнению же депутата Тюменской областной Думы Алексея Салмина, первый шаг навстречу бизнесу должны делать вузы. Ведь их главная задача – готовить кадры, которые будут востребованы на рынке труда. Как менедж-мент учебных заведений, так и преподаватели должны чувствовать ответственность за людей, которых учат. Также важно, чтобы среди лекторов были практику-ющие специалисты.

– Высшие учебные заведения страны занялись не свойственной им деятельностью, – комментирует Ольга Езикеева, генеральный директор фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области. – Они зарабатывают деньги, стали коммерческими предприятиями. Пока больше прибыли приносит обучение юристов и экономистов, им невыгодно развивать непопулярные факультеты.

О том, что существующие учебные программы вузов не позволяют готовить профессионалов, свидетельствуют и некоторые тенденции рынка. Крупные компании не только регулярно отправляют сотрудников на повышение квалификации в большие российские города и за рубеж, но  и организуют собственные производственные школы, создают подразделения образовательных услуг. Также заметим, что многие преподаватели открыли фирмы, предлагающие бизнесу семинары и тренинги – знания, ориентированные на практическую деятельность предприятий.

Очевидно, чтобы добиться хорошего результата в кадровом вопросе, образовательным учреждениям, власти и бизнесу необходимо работать сообща. Каждый из них должен ощущать ответственность за свое дело, думать о развитии собственных предприятий и Тюменского региона в целом.

Фото автора

---
Николай ПУРТОВ, генеральный директор ООО «ЛексГрупп менеджмент»:

– Государство, вузы, работодатели и общественные объединения должны создавать новые схемы взаимодействия. Когда государство сказало образовательным институтам: «Научитесь жить в новых экономических условиях», они «пошли» зарабатывать деньги. Результатом этого стало то, что практически каждый работодатель, обладающий внутренними ресурсами и знаниями, ничего другого не придумал, как создавать школы молодых специалистов (вчерашних выпускников), а по факту доучивать их до способности самостоятельно выполнять трудовые функции. В подготовке кадров, как  и в любом деле, существует логическая и системная модель поведения, в которой каждый ее элемент решает свою задачу. Вуз должен генерировать и давать знания, готовить профессионалов. Задача бизнеса – создавать для них новые рабочие места, выполнять налоговые и социальные обязательства и увеличивать свою прибавочную стоимость, а также решать иные общественные, государственные задачи, соответственно, давать обратную связь вузам об уровне готовности выпускников к самостоятельной трудовой деятельности. А взаимодействие бизнеса и образовательных учреждений обязано регулировать государство в лице ответственных министерств и ведомств, включая в этот  механизм и общественные, деловые объединения.

Только общими усилиями мы  в силах инициировать и запустить нормальный маховик качественной подготовки студентов именно того уровня, которого сегодня ждут работодатели от высших учебных заведений.

---

Валентина ЛАПАЕВА, директор по персоналу ООО «УК «РАСТАМ»:

– Спрос на образовательные услуги как  у крупных предприятий, так и у малого бизнеса очень большой – люди хотят получать новые знания. Но отмечу, что даже перед хорошим специалистом серьезно стоит вопрос адаптации на предприятии. И порой человеку недостаточно испытательного срока, чтобы разобраться в производственном процессе. Каждому нужно дать время, чтобы раскрыться. Также существует потребность в развитии способностей сотрудников, тогда без дополнительного образования не обойтись.



Эксперт назвала самые выгодные дни для путешествий в новогодние праздники

29 декабря

В Тюменскую область в декабре завезли более 8 тонн рыбы из Казахстана

29 декабря