Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Американский вояж Михаила Заякина

Слушать новость
Американский вояж Михаила Заякина. .

Заслуги земляка отмечены орденом Отечественной войны, медалью «За отвагу», медалью «За победу над Германией», «За оборону Советского Заполярья»


память
В годы Великой Отечественной войны в Советский Союз по ленд-лизу из США было направлено 76 конвоев с вооружением, боеприпасами, стратегическим сырьем и продовольствием. В этих походах участвовали страны-союзницы по антигитлеровской коалиции – США, Англия и Советский Союз. Иностранные моряки, рискуя собственной жизнью, доставляли через Атлантику ценный груз для Красной армии. Далее по Советскому Заполярью их сопровождали наши конвои или отряды, состоящие из военного транспорта и торговых судов. В одном из таких конвоев ходил наш земляк Михаил Заякин.

------

Родился Михаил Иванович в августе 1924 года в деревне Артамоново Ярковского района. За год до начала Великой Отечественной войны окончил восьмилетку и  поступил на работу в леспромхоз на должность судоводителя речного катера «Искра». Водил баржи с лесом по рекам Тобол и Тура.

В апреле 1942 года Михаила Заякина призвали на службу в Тихоокеанский флот. Военная часть находилась в бухте Горностай. Здесь он  изучал секреты морского боя  и устройство глубинных бомб, торпед, мин различных модификаций. Отличника учебы заметило командование и он был направлен на выполнение особого задания.

• К берегам далекой Америки


В октябре 1943 года минер-торпедист Михаил Заякин в составе команды из 125 матросов и офицеров Тихоокеанского флота на судне «Анадырь» отправился к берегам далекой и загадочной Америки. Судно, не приспособленное для походов среди льдов, не раз подвергалось внушительным ударам ледяных глыб. Зубчатые стены торосов пытались преградить им путь.

Только выдержка и большое самообладание экипажа спасло моряков от неминуемой гибели. Близ острова Хоккайдо, самого северного из Японских островов, открылась ранее полученная пробоина. С  напастью удалось справиться, живучесть корабля восстановили. В пункт назначения – город Майями, штат Флорида, прибыли в срок.

Советских моряков разместили в береговой военной части союзников. Здесь им предстояло изучить устройство иностранного военного корабля «Большой охотник», предназначение которого – поиск и уничтожение подводных лодок противника.

Уже после войны Михаил Иванович вспоминал: «Большой охотник» – это великолепный американский военный корабль, оснащенный первоклассной техникой: радарной установкой, акустикой, эхолотом, а также мощной радиостанцией. Реактивные мино- и бомбометы, зенитные орудия, глубинные бомбы поражали мое воображение». Конечно, Михаил Заякин сказал эти слова во славу американского оружия лишь спустя десятилетия после победы. Скажи их во время войны, отправился бы матрос Заякин валить лес под Магаданом.

Занятия в Майями продолжались сутками, времени на отдых практически не оставалось. От слаженной работы экипажа зависела живучесть корабля и жизнь каждого моряка.
В июне 1944 года наступил долгожданный срок передачи американских военных кораблей Советскому Союзу.

Из воспоминаний ветерана: «Звучали государственные гимны Америки и Советского Союза. Было много представителей военных и гражданских ведомств от этих стран. С кораблей спустили американский флаг военно-морских сил  и на мачте гордо были подняты красные флаги нашей страны. После чего с кораблей сошли на берег американские матросы, их место заняли советские моряки».

• Дорога домой


Караван кораблей отправился в порт Нью-Йорк, а далее путь лежал в  канадский восточный порт Сент-Джонс. Здесь моряков посетил советский посол, были встречи с канадскими моряками и совместный творческий вечер. Участники встречи в подарок от союзников получили наручные часы, теплые свитера и шарфы.

Далее – курс на Европу. На третьи сутки плавания попали в  восьмибалльный шторм. Волны с десятиэтажный дом бросали военные корабли в морскую пучину. Выстояли. Не менее сложным испытанием стала встреча со странствующими гигантами – айсбергами.

Через двенадцать суток пути караван судов пришел в  Шотландию. Далее – Северная Ирландия, где окончательно был сформирован конвой судов. В его состав, помимо «Больших охотников», вошел линкор «Архангельск», крейсер «Мурманск» и семь английских эсминцев. Всего 115 кораблей.

Из воспоминаний ветерана: «23 августа 1944 года часть судов каравана прибыла в город Мурманск, другая – в Архангельск. Немцам не удалось потопить ни одного корабля. Совместными силами судов конвоя были унич-тожены две вражеские подводные лодки».

• Порт Полярный


Некоторое время порт Полярный являлся местом, где базировались боевые корабли, на одном из которых служил Михаил Заякин. Здесь отрабатывали высадку десанта на побережье, занятое немцами. На войне как на войне. Каждый понимал, что от умелых действий морского пехотинца и грамотного маневра боевого корабля зависел успех военной операции.
В ночь с 9 на 10 октября 1944 года в бухте Пуманка, что на полуострове Рыбачий, на борт поднялись десантники и корабль отправился на боевое задание. Предстояло с ходу занять норвежский город Лиллехаммер, где «хозяйничали» немцы. За эту операцию Михаила Заякина представили к награде – медали «За отвагу».

Экипаж, где служил земляк, неоднократно доставлял боеприпасы для наших сухопутных войск, которые мужественно освобождали территорию Норвегии, занятую немцами. Обычным делом стало траление фарватеров пролива, всплывшие вражеские мины Михаил Заякин подрывал на месте.

• Из дальних странствий


День Победы Михаил Заякин встретил в Норвегии, в городе Лиллехаммер. Долгих восемь лет ветеран войны Михаил Иванович отдал службе Военно-Морскому флоту Советского Союза. Много стран повидал. Везде встречал хороших людей.

Из воспоминаний ветерана: «Американцы, канадцы, шотландцы, ирландцы, англичане и норвежцы были открыты в общении и желали победы русскому народу».

В мае 1950 года он  вернулся в деревню Артамоново Ярковского района, работал инженером по технике безопасности в местном леспромхозе. Спустя пять лет женился на красавице Клавдии. Вскоре молодая семья переехала на жительство в село Борки Тюменского района. Здесь ветеран продолжил трудовую деятельность.

Заядлый охотник и рыбак, Михаил Иванович пользовался непререкаемым авторитетом у местных жителей. Родина отметила военные заслуги Михаила Заякина орденом Отечественной войны, медалью «За отвагу», медалью «За победу над Германией», «За оборону Советского Заполярья».

В 2002 году сердце отважного морехода остановилось навсегда. Односельчане помнят его как добродушного человека и веселого рассказчика. Он любил семью, детей. Дядя Миша, так его звали односельчане, любил малую родину – Борки, где знал каждую речку, озеро. Михаил Иванович Заякин был истинным патриотом России.

Фото из семейного альбома ЗАЯКИНЫХ

Далее в сюжете: И снова о тюменцах — Героях Советского Союза

Заслуги земляка отмечены орденом Отечественной войны, медалью «За отвагу», медалью «За победу над Германией», «За оборону Советского Заполярья»


память
В годы Великой Отечественной войны в Советский Союз по ленд-лизу из США было направлено 76 конвоев с вооружением, боеприпасами, стратегическим сырьем и продовольствием. В этих походах участвовали страны-союзницы по антигитлеровской коалиции – США, Англия и Советский Союз. Иностранные моряки, рискуя собственной жизнью, доставляли через Атлантику ценный груз для Красной армии. Далее по Советскому Заполярью их сопровождали наши конвои или отряды, состоящие из военного транспорта и торговых судов. В одном из таких конвоев ходил наш земляк Михаил Заякин.

------

Родился Михаил Иванович в августе 1924 года в деревне Артамоново Ярковского района. За год до начала Великой Отечественной войны окончил восьмилетку и  поступил на работу в леспромхоз на должность судоводителя речного катера «Искра». Водил баржи с лесом по рекам Тобол и Тура.

В апреле 1942 года Михаила Заякина призвали на службу в Тихоокеанский флот. Военная часть находилась в бухте Горностай. Здесь он  изучал секреты морского боя  и устройство глубинных бомб, торпед, мин различных модификаций. Отличника учебы заметило командование и он был направлен на выполнение особого задания.

• К берегам далекой Америки


В октябре 1943 года минер-торпедист Михаил Заякин в составе команды из 125 матросов и офицеров Тихоокеанского флота на судне «Анадырь» отправился к берегам далекой и загадочной Америки. Судно, не приспособленное для походов среди льдов, не раз подвергалось внушительным ударам ледяных глыб. Зубчатые стены торосов пытались преградить им путь.

Только выдержка и большое самообладание экипажа спасло моряков от неминуемой гибели. Близ острова Хоккайдо, самого северного из Японских островов, открылась ранее полученная пробоина. С  напастью удалось справиться, живучесть корабля восстановили. В пункт назначения – город Майями, штат Флорида, прибыли в срок.

Советских моряков разместили в береговой военной части союзников. Здесь им предстояло изучить устройство иностранного военного корабля «Большой охотник», предназначение которого – поиск и уничтожение подводных лодок противника.

Уже после войны Михаил Иванович вспоминал: «Большой охотник» – это великолепный американский военный корабль, оснащенный первоклассной техникой: радарной установкой, акустикой, эхолотом, а также мощной радиостанцией. Реактивные мино- и бомбометы, зенитные орудия, глубинные бомбы поражали мое воображение». Конечно, Михаил Заякин сказал эти слова во славу американского оружия лишь спустя десятилетия после победы. Скажи их во время войны, отправился бы матрос Заякин валить лес под Магаданом.

Занятия в Майями продолжались сутками, времени на отдых практически не оставалось. От слаженной работы экипажа зависела живучесть корабля и жизнь каждого моряка.
В июне 1944 года наступил долгожданный срок передачи американских военных кораблей Советскому Союзу.

Из воспоминаний ветерана: «Звучали государственные гимны Америки и Советского Союза. Было много представителей военных и гражданских ведомств от этих стран. С кораблей спустили американский флаг военно-морских сил  и на мачте гордо были подняты красные флаги нашей страны. После чего с кораблей сошли на берег американские матросы, их место заняли советские моряки».

• Дорога домой


Караван кораблей отправился в порт Нью-Йорк, а далее путь лежал в  канадский восточный порт Сент-Джонс. Здесь моряков посетил советский посол, были встречи с канадскими моряками и совместный творческий вечер. Участники встречи в подарок от союзников получили наручные часы, теплые свитера и шарфы.

Далее – курс на Европу. На третьи сутки плавания попали в  восьмибалльный шторм. Волны с десятиэтажный дом бросали военные корабли в морскую пучину. Выстояли. Не менее сложным испытанием стала встреча со странствующими гигантами – айсбергами.

Через двенадцать суток пути караван судов пришел в  Шотландию. Далее – Северная Ирландия, где окончательно был сформирован конвой судов. В его состав, помимо «Больших охотников», вошел линкор «Архангельск», крейсер «Мурманск» и семь английских эсминцев. Всего 115 кораблей.

Из воспоминаний ветерана: «23 августа 1944 года часть судов каравана прибыла в город Мурманск, другая – в Архангельск. Немцам не удалось потопить ни одного корабля. Совместными силами судов конвоя были унич-тожены две вражеские подводные лодки».

• Порт Полярный


Некоторое время порт Полярный являлся местом, где базировались боевые корабли, на одном из которых служил Михаил Заякин. Здесь отрабатывали высадку десанта на побережье, занятое немцами. На войне как на войне. Каждый понимал, что от умелых действий морского пехотинца и грамотного маневра боевого корабля зависел успех военной операции.
В ночь с 9 на 10 октября 1944 года в бухте Пуманка, что на полуострове Рыбачий, на борт поднялись десантники и корабль отправился на боевое задание. Предстояло с ходу занять норвежский город Лиллехаммер, где «хозяйничали» немцы. За эту операцию Михаила Заякина представили к награде – медали «За отвагу».

Экипаж, где служил земляк, неоднократно доставлял боеприпасы для наших сухопутных войск, которые мужественно освобождали территорию Норвегии, занятую немцами. Обычным делом стало траление фарватеров пролива, всплывшие вражеские мины Михаил Заякин подрывал на месте.

• Из дальних странствий


День Победы Михаил Заякин встретил в Норвегии, в городе Лиллехаммер. Долгих восемь лет ветеран войны Михаил Иванович отдал службе Военно-Морскому флоту Советского Союза. Много стран повидал. Везде встречал хороших людей.

Из воспоминаний ветерана: «Американцы, канадцы, шотландцы, ирландцы, англичане и норвежцы были открыты в общении и желали победы русскому народу».

В мае 1950 года он  вернулся в деревню Артамоново Ярковского района, работал инженером по технике безопасности в местном леспромхозе. Спустя пять лет женился на красавице Клавдии. Вскоре молодая семья переехала на жительство в село Борки Тюменского района. Здесь ветеран продолжил трудовую деятельность.

Заядлый охотник и рыбак, Михаил Иванович пользовался непререкаемым авторитетом у местных жителей. Родина отметила военные заслуги Михаила Заякина орденом Отечественной войны, медалью «За отвагу», медалью «За победу над Германией», «За оборону Советского Заполярья».

В 2002 году сердце отважного морехода остановилось навсегда. Односельчане помнят его как добродушного человека и веселого рассказчика. Он любил семью, детей. Дядя Миша, так его звали односельчане, любил малую родину – Борки, где знал каждую речку, озеро. Михаил Иванович Заякин был истинным патриотом России.

Фото из семейного альбома ЗАЯКИНЫХ



Ранее в сюжете

Последняя награда — за Чернобыль

28

Списки Героев-тюменцев: открываем новые имена

15

Тюменец подарил Александру Розенбауму его портрет после концерта

25 ноября

В Тюмени добавили остановки на городских маршрутах №120 и №120к

25 ноября