Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Время выбрало вас зажигать души-свечи…»

Общество, 10:03, 26 октября 2010, Людмила ФИЛАТОВА
Слушать новость
«Время выбрало вас зажигать души-свечи…». .

образование
Тюменскому областному государственному институту развития регионального образования (ТОГИРРО) исполнилось 65 лет. И здание по улице Водопроводной – под стать возрасту. Но это не тот случай, когда формальные признаки определяют содержание: здесь бурлит жизнь, кипят идеи и зарождаются новые проекты, объединяющие педагогов не только региона, но и всей страны. Именно благодаря энтузиазму и неуспокоенности сотрудников ТОГИРРО, в первую очередь его ректора, народного учителя РФ Ольги Ройтблат, тюменская система образования – в авангарде российской педагогики.
------

Юбилеи в таких учреждениях принято отмечать букетом мероприятий. Поэтому – всероссийская научно-практическая конференция, «Школа современного руководителя», «Школа педагогического поиска», мастер-классы, семинары, обмен опытом. Поэтому много педагогов и управленцев из регионов, гостей из других городов России – ученых, педагогов-практиков — победителей конкурса «Учитель года» разных лет.

И, конечно, поздравления, цветы, подарки. Почетная грамота и телеграмма от губернатора Владимира Якушева с пожеланиями дальнейших успехов, приветствия от депутатского корпуса, от областного департамента образования и науки. Директор департамента Ирина Лысакова вручила Ольге Ройтблат сертификат на приобретение полиграфического станка. Наверное, весьма кстати: столько методических материалов приходится издавать и множить.

В своем выступлении Ирина Лысакова отметила, что на образование выделяются огромные средства, в период с 2003 по 2010 год  введено в эксплуатацию 40 школ на 8,5 тысячи мест взамен ветхих зданий, все школы укомплектованы оборудованием. На современном этапе школы, вслед за учреждениями дошкольного и дополнительного образования, переводятся в статус автономных некоммерческих организаций (АНО), что повышает уровень их самостоятельности.

— В Тюменском регионе реализуется комплексная программа модернизации образования, и ТОГИРРО является базовым учреждением в этом проекте, — напомнила Ирина Николаевна. — Желаю коллективу единомышленников сил, энергии, чтобы решить стоящие перед ним задачи.

• В режиме реального времени


Главный генератор и «толкатель» идей Ольга Ройтблат говорила в этот раз о роли неформального подхода к образованию педагога. Информационное общество ХХI века ставит новые вопросы, которые требуют ответа: каким должен быть современный учитель? Соответственно — какой должна быть система подготовки и переподготовки кадров? Время диктует признать творческий потенциал за каждым педагогом и помочь ему раскрыться.

— Сейчас учитель в школе полифункционален: он не только педагог, но и психолог, консультант, исследователь, — заметила Ольга Владимировна. — В соответствии с его потребностями нужно организовать и переподготовку. Необходимо, чтобы у педагога присутствовал личностный интерес в получении знаний. Поэтому разработали более 400 программ обучения по наиболее востребованным проблемам и темам. Неформальное образование опирается на открытия, которые происходят здесь и теперь. К сожалению, методические структуры консервативны и сообщества учителей, за исключением участников конкурса «Учитель года», не являются нормой.
Именно с целью неформального профессионального общения

ТОГИРРО проводит «педагогические марафоны», в рамках которых учителя из глубинки могут из первых уст услышать об авторских методиках лучших педагогов страны. С той же целью появляются сайты и форумы в Интернете.

«Педагогические марафоны» оценила первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова:

— Это, наверное, самая прогрессивная и живая форма обучения: большая аудитория, можно очень многое донести до нее. Учителя узнают новое, а завтра идут в школу, к своим ученикам и все это применяют на практике. Мы видим, как загораются глаза, возникает желание творить, появляются новые мысли, идеи.

Кстати, современные технологии позволяют делать раздаточный материал в форме видеофильма, что дает учителю возможность при необходимости вернуться к семинару в режиме реального времени.

• Конкурс прирастает сторонниками


Что до конкурсного братства, то его армия с каждым годом лишь пополняется. Досадно в Год учителя слышать реплики, что утрачена актуальность, нет новизны в формах проведения конкурса «Учитель года». Задания для его участников, надо сказать, с годами усложняются, формы тоже претерпевают определенные изменения.

На мой взгляд, важно другое: через конкурс имеет возможность заявить о себе талант, который мог так и остаться незамеченным. И кто знает, может, со временем одним из условий назначения на должность руководителя станет победа, пусть районного масштаба, в конкурсе «Учитель года».

А какие это в большинстве своем люди – еще свежо в памяти Ольги Рединой, учителя русского языка и литературы тюменской гимназии № 1, представлявшей область на всероссийском «Учителе года – 2010» и ставшей его финалисткой. Две Ольги Владимировны – Ройтблат, член большого жюри конкурса, проходившего в этом году в Магнитогорске, и Редина – увлеченно, с каким-то кавээновским запалом рассказывали журналистам накануне праздника ТОГИРРО об атмосфере конкурса, об участниках, о том, как те готовились все вместе, не думая о конкуренции, а потом волновались за выступавших.

— Этапы конкурса в этом году усложнены, — рассказывает Ольга Редина. — Просто поразили дети из Магнитогорска: у меня совершенно не было ощущения барьера, они настолько распахнули души, что контакт устанавливался мгновенно. Как оказалось, они так и живут всегда – как одна семья.

— Там, в Челябинской области, и управленцы – единая команда, — подхватила разговор Ольга Ройтблат. – Это же непросто — принять у себя 300 человек. Но не было ни одного конфликта, понимали друг друга с полуслова, атмосфера – просто великолепная.

— В этом году добавили два испытания – беседу с учениками и беседу с родителями, — продолжает Ольга Редина. — И это оправдано, поскольку является частью работы педагога. Другое новшество – в составе жюри были представители разных дисциплин, не только твоего предмета. Это тоже интересно, так как новое направление – метапредметность – присутствовало у многих конкурсантов. Привлечение на уроке знаний из других сфер – это веяние времени, оно создает некую универсальность образования, и чисто предметное жюри, возможно, даже не готово было бы это оценить.

Членов жюри, да и самих участников, покорила готовность каждого педагога помочь другому, хотя назав-тра он выходил с ним соревноваться, Взаимопомощь, взаимовыручка, готовность поделиться знаниями, временем, силами – это, по словам Ольги Ройтблат, с каждым годом все больше становится отличительной чертой конкурса. И когда определилась «пятнашка», остальные помогали финалистам чем только могли.

Если они и это настроение принесут в школы, может, перерастет оно по крупицам в отличительную черту времени?

Абсолютным победителем конкурса «Учитель года России – 2010» стал директор одной из московских школ, учитель математики, «мягкий и лучезарный» Михаил Случ.

— К нему все подходили «погреться», — вспоминает Ольга Редина, — и удивительно было, что у нас есть такие директора школ.

• Дело всей жизни


Глядя на них, увлеченных, думаешь: как же повезло их ученикам. Михаил Случ в рамках праздника ТОГИРРО дал мастер-класс по математике, показав, как сложное может стать простым, а кажущееся простым на самом деле бывает сложным. Поделился и впечатлениями от финала конкурса.

А сколько педагогического энтузиазма и колорита в мероприятия ТОГИРРО уже традиционно вносят учитель музыки из Москвы, победитель «Учителя года России – 1992» Артур Заруба и заслуженный учитель РФ из Брянска, победитель всероссийского конкурса 1993 года Олег Парамонов! «Время выбрало вас зажигать души-свечи, / А учительский вальс не кончается вечно», звучали рефреном положенные на музыку одного стихи другого. И наверное, этот гимн учителю отражает самую суть профессии.

Вот некоторые выдержки из выступления Артура Зарубы: «Я знаю, наши дети безумно талантливы, могут и урок за учителя провести, поэтому педагог должен быть всегда уверен, что у них все получится, но и не терять «бразды правления». «Детей надо хорошо слышать: они часто предлагают правильное. Но учитель нередко знает лишь свое «правильное». «Результат в педагогике не сиюминутен – он проявится через десять лет. Главный педагогический результат – тот человек, который получится, на него и надо ориентировать работу».

Олег Парамонов, учитель русского языка и литературы, представил фрагмент своего мастер-класса на тему «…И мы сохраним тебя, русская речь», поделился воспоминаниями о своем участии в конкурсе, который проходил накануне путча: победителей несколько раз вызывали в Москву для награждения, потому что Борис Ельцин не мог выбрать для этого время.
У конкурса уже есть своя история. Существует клуб конкурсантов. Жаль, что  даже в Год учителя центральное телевидение не уделило мероприятию должного внимания. А ведь оно, ТВ, во многом делает погоду в наших головах.

Фото Владимира СЕМЕНОВА, Варвары ДЖУМАНДЖИ и автора

образование
Тюменскому областному государственному институту развития регионального образования (ТОГИРРО) исполнилось 65 лет. И здание по улице Водопроводной – под стать возрасту. Но это не тот случай, когда формальные признаки определяют содержание: здесь бурлит жизнь, кипят идеи и зарождаются новые проекты, объединяющие педагогов не только региона, но и всей страны. Именно благодаря энтузиазму и неуспокоенности сотрудников ТОГИРРО, в первую очередь его ректора, народного учителя РФ Ольги Ройтблат, тюменская система образования – в авангарде российской педагогики.
------

Юбилеи в таких учреждениях принято отмечать букетом мероприятий. Поэтому – всероссийская научно-практическая конференция, «Школа современного руководителя», «Школа педагогического поиска», мастер-классы, семинары, обмен опытом. Поэтому много педагогов и управленцев из регионов, гостей из других городов России – ученых, педагогов-практиков — победителей конкурса «Учитель года» разных лет.

И, конечно, поздравления, цветы, подарки. Почетная грамота и телеграмма от губернатора Владимира Якушева с пожеланиями дальнейших успехов, приветствия от депутатского корпуса, от областного департамента образования и науки. Директор департамента Ирина Лысакова вручила Ольге Ройтблат сертификат на приобретение полиграфического станка. Наверное, весьма кстати: столько методических материалов приходится издавать и множить.

В своем выступлении Ирина Лысакова отметила, что на образование выделяются огромные средства, в период с 2003 по 2010 год  введено в эксплуатацию 40 школ на 8,5 тысячи мест взамен ветхих зданий, все школы укомплектованы оборудованием. На современном этапе школы, вслед за учреждениями дошкольного и дополнительного образования, переводятся в статус автономных некоммерческих организаций (АНО), что повышает уровень их самостоятельности.

— В Тюменском регионе реализуется комплексная программа модернизации образования, и ТОГИРРО является базовым учреждением в этом проекте, — напомнила Ирина Николаевна. — Желаю коллективу единомышленников сил, энергии, чтобы решить стоящие перед ним задачи.

• В режиме реального времени


Главный генератор и «толкатель» идей Ольга Ройтблат говорила в этот раз о роли неформального подхода к образованию педагога. Информационное общество ХХI века ставит новые вопросы, которые требуют ответа: каким должен быть современный учитель? Соответственно — какой должна быть система подготовки и переподготовки кадров? Время диктует признать творческий потенциал за каждым педагогом и помочь ему раскрыться.

— Сейчас учитель в школе полифункционален: он не только педагог, но и психолог, консультант, исследователь, — заметила Ольга Владимировна. — В соответствии с его потребностями нужно организовать и переподготовку. Необходимо, чтобы у педагога присутствовал личностный интерес в получении знаний. Поэтому разработали более 400 программ обучения по наиболее востребованным проблемам и темам. Неформальное образование опирается на открытия, которые происходят здесь и теперь. К сожалению, методические структуры консервативны и сообщества учителей, за исключением участников конкурса «Учитель года», не являются нормой.
Именно с целью неформального профессионального общения

ТОГИРРО проводит «педагогические марафоны», в рамках которых учителя из глубинки могут из первых уст услышать об авторских методиках лучших педагогов страны. С той же целью появляются сайты и форумы в Интернете.

«Педагогические марафоны» оценила первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова:

— Это, наверное, самая прогрессивная и живая форма обучения: большая аудитория, можно очень многое донести до нее. Учителя узнают новое, а завтра идут в школу, к своим ученикам и все это применяют на практике. Мы видим, как загораются глаза, возникает желание творить, появляются новые мысли, идеи.

Кстати, современные технологии позволяют делать раздаточный материал в форме видеофильма, что дает учителю возможность при необходимости вернуться к семинару в режиме реального времени.

• Конкурс прирастает сторонниками


Что до конкурсного братства, то его армия с каждым годом лишь пополняется. Досадно в Год учителя слышать реплики, что утрачена актуальность, нет новизны в формах проведения конкурса «Учитель года». Задания для его участников, надо сказать, с годами усложняются, формы тоже претерпевают определенные изменения.

На мой взгляд, важно другое: через конкурс имеет возможность заявить о себе талант, который мог так и остаться незамеченным. И кто знает, может, со временем одним из условий назначения на должность руководителя станет победа, пусть районного масштаба, в конкурсе «Учитель года».

А какие это в большинстве своем люди – еще свежо в памяти Ольги Рединой, учителя русского языка и литературы тюменской гимназии № 1, представлявшей область на всероссийском «Учителе года – 2010» и ставшей его финалисткой. Две Ольги Владимировны – Ройтблат, член большого жюри конкурса, проходившего в этом году в Магнитогорске, и Редина – увлеченно, с каким-то кавээновским запалом рассказывали журналистам накануне праздника ТОГИРРО об атмосфере конкурса, об участниках, о том, как те готовились все вместе, не думая о конкуренции, а потом волновались за выступавших.

— Этапы конкурса в этом году усложнены, — рассказывает Ольга Редина. — Просто поразили дети из Магнитогорска: у меня совершенно не было ощущения барьера, они настолько распахнули души, что контакт устанавливался мгновенно. Как оказалось, они так и живут всегда – как одна семья.

— Там, в Челябинской области, и управленцы – единая команда, — подхватила разговор Ольга Ройтблат. – Это же непросто — принять у себя 300 человек. Но не было ни одного конфликта, понимали друг друга с полуслова, атмосфера – просто великолепная.

— В этом году добавили два испытания – беседу с учениками и беседу с родителями, — продолжает Ольга Редина. — И это оправдано, поскольку является частью работы педагога. Другое новшество – в составе жюри были представители разных дисциплин, не только твоего предмета. Это тоже интересно, так как новое направление – метапредметность – присутствовало у многих конкурсантов. Привлечение на уроке знаний из других сфер – это веяние времени, оно создает некую универсальность образования, и чисто предметное жюри, возможно, даже не готово было бы это оценить.

Членов жюри, да и самих участников, покорила готовность каждого педагога помочь другому, хотя назав-тра он выходил с ним соревноваться, Взаимопомощь, взаимовыручка, готовность поделиться знаниями, временем, силами – это, по словам Ольги Ройтблат, с каждым годом все больше становится отличительной чертой конкурса. И когда определилась «пятнашка», остальные помогали финалистам чем только могли.

Если они и это настроение принесут в школы, может, перерастет оно по крупицам в отличительную черту времени?

Абсолютным победителем конкурса «Учитель года России – 2010» стал директор одной из московских школ, учитель математики, «мягкий и лучезарный» Михаил Случ.

— К нему все подходили «погреться», — вспоминает Ольга Редина, — и удивительно было, что у нас есть такие директора школ.

• Дело всей жизни


Глядя на них, увлеченных, думаешь: как же повезло их ученикам. Михаил Случ в рамках праздника ТОГИРРО дал мастер-класс по математике, показав, как сложное может стать простым, а кажущееся простым на самом деле бывает сложным. Поделился и впечатлениями от финала конкурса.

А сколько педагогического энтузиазма и колорита в мероприятия ТОГИРРО уже традиционно вносят учитель музыки из Москвы, победитель «Учителя года России – 1992» Артур Заруба и заслуженный учитель РФ из Брянска, победитель всероссийского конкурса 1993 года Олег Парамонов! «Время выбрало вас зажигать души-свечи, / А учительский вальс не кончается вечно», звучали рефреном положенные на музыку одного стихи другого. И наверное, этот гимн учителю отражает самую суть профессии.

Вот некоторые выдержки из выступления Артура Зарубы: «Я знаю, наши дети безумно талантливы, могут и урок за учителя провести, поэтому педагог должен быть всегда уверен, что у них все получится, но и не терять «бразды правления». «Детей надо хорошо слышать: они часто предлагают правильное. Но учитель нередко знает лишь свое «правильное». «Результат в педагогике не сиюминутен – он проявится через десять лет. Главный педагогический результат – тот человек, который получится, на него и надо ориентировать работу».

Олег Парамонов, учитель русского языка и литературы, представил фрагмент своего мастер-класса на тему «…И мы сохраним тебя, русская речь», поделился воспоминаниями о своем участии в конкурсе, который проходил накануне путча: победителей несколько раз вызывали в Москву для награждения, потому что Борис Ельцин не мог выбрать для этого время.
У конкурса уже есть своя история. Существует клуб конкурсантов. Жаль, что  даже в Год учителя центральное телевидение не уделило мероприятию должного внимания. А ведь оно, ТВ, во многом делает погоду в наших головах.

Фото Владимира СЕМЕНОВА, Варвары ДЖУМАНДЖИ и автора



Тюменская область вошла в шорт-лист премии креативных индустрий

26 ноября

Восторг и слезы: многодетные тюменки поделились эмоциями от фильма «Мамы и дети»

26 ноября