Цветочное царство
Далее в сюжете: Осенины – праздник урожая
малый бизнес
Цветы — великолепное божественное творение природы. В букете — они прекрасное дополнение к любому подарку, в горшочках и плошках — неотъемлемая часть интерьера. Впрочем, плюсов в комнатных растениях гораздо больше. Известно, что они улучшают климат, отфильтровывая частички пыли в воздухе. Понижают содержание углекислого газа в нем и повышают содержание кислорода. Приспособ-лены домашние любимцы быть нашими помощниками и в различные времена года. Летом охлаждают воздух за счет испарения влаги, зимой повышают влажность. А еще способствуют снятию стрессов, поднимают настроение, создают комфорт и уют. По этим причинам мои героини ценят, лелеют и кропотливо взращивают домашних и садовых любимцев. Еще бы! Ведь они медики по профессии, а посему и плюсов в разведении цветочных культур могут перечислить более чем. Можно ли назвать их увлечение бизнесом? Как угодно. Сами же они считают несколько иначе.
------
• Одна, но пламенная страсть...
...К цветам все годы совместной жизни движет супругами Яковлевыми. Огонь любви к домашним растениям у жительницы Ишима Ирины полыхал в сердце еще с детских лет.
— Тогда не было возможности разводить цветы, так как жили с родителями в маленьком домике, — рассказывает Ирина. — Вот уже шестой год как соорудили с мужем большую теплицу и развели в ней около двухсот видов комнатных цветочных культур.
Если разложить рассказ собеседницы по хронологическим «полочкам», получится следующее. Окончив медучилище, девушка отправилась в село Казанское работать хирургической сестрой. Надо сказать, в дело свое была влюблена, служила ему верно и преданно. Любовь ворвалась негаданно и непрошено. (Впрочем, кто ее ждет и знает, где искать? Столетия люди пытаются это «самое утреннее из чувств» понять и разгадать, но все тщетно.) К счастью, сердце Ирину не обмануло. С Олегом счастлива в браке вот уже более двух десятков лет. Вошла в семью Яковлевых робко, но тут же пришлась по душе свекрови Галине Яковлевне, от которой с энтузиазмом стала перенимать кулинарные секреты, стремиться к наведению блеска в доме. И главное, со «второй мамой» у Ирины оказалось общим увлечение цветоводством. То-то было радости! Фиалки, глоксинии, хризантемы, аспарагусы быстро заполнили неповторимым ароматом и благоуханием мир их семьи.
Сложности появились с рождением сына Дмитрия. Бытует мнение, что дети — цветы жизни. По-видимому, далек был Горький от реальной действительности, произнося эту фразу. Истина ее однобокой и оспоримой получилась. В жизни случается, что детскому здоровью не всегда полезны цветочные растения. Аналогичная ситуация получилась и у Яковлевых. Медики поставили сыну диагноз — аллергия, а в качестве одного из ее возбудителей указали на цветы. Огорчению Ирины не было предела. Как быть и что делать? Сейчас уже и не припомнит, кто первый предложил соорудить теплицу. Наверное, все-таки заботливый муж, у которого сердце разрывалось от душевных терзаний любимой.
Поначалу возвели на погребе небольшую и малозатратную теп-личку. Опять беда — заселили ее «новоселами» так быстро, что поняли: сооружение — не выход. Зачем изобретать велосипед, решили супруги, когда есть великолепные тепличные хозяйства в Ишимском районе, например в селе Десятово. Правда, там огурцы и помидоры выращивают. Но все же надежнее воспользоваться апробированной методикой сооружения теплицы с газовым отоплением и удобным подведением воды для полива.
Задумано — сделано. Приехали в Десятово за ранними огурчиками, «сфотографировали» глазами теплицу и возвели подобную в миниатюре (40 м2) на приусадебном участке. Соорудили в ней ярусы в зависимости от светопривязанности растений. Учли буквально все тонкости и нюансы цветов: реакцию на проветривание и сквозняки, полив, удобрение. Почвогрунт и тару предпочитают оптом закупать на базе.
Вскоре разрослись экзотические зеленцы так, что пришлось ими всех родственников, соседей и знакомых снабдить. Потом Ирина насмелилась на рынок в летнее время дважды в неделю с ними выходить да на выставках-продажах излишки цветочного хозяйства сбывать. А вот когда встал вопрос: выходить ли ей на работу из декретного отпуска — снова дилемма. Разрешить которую опять-таки высокое чувство помогло. (Правильно Примадонна напевала: «Кто влюблен... и всерьез, свою жизнь для тебя превратит в цветы...»)
И супруги обоюдно решили в тяжелое перестроечное время заняться прибыльным и благодарным делом — цветоводством.
К тому же Олегу, опытному машинисту электровоза, вскоре пришлось зарегистрироваться как индивидуальному предпринимателю и открыть торговый бизнес.
• Мирт, циперус, «крылатые» орхидеи…
Оказавшись в цветочном буйстве Ирины, растерялась — куда же «плыть»? Хозяйка сама маршрут выбрала. Следуя от цветка к цветку, много рассказывала, демонстрируя свою рукотворную тепличную гордость. Броско, разумеется, цветущие растения выглядят. Минувшее жаркое лето заставило изрядно подсуетиться, чтобы молодые побеги не увяли под палящими лучами. В осеннюю пору благодарные растения одарили заботливую хозяйку невиданным буйством красок, запахом пряностей и изумрудной зеленью.
— Полюбила мирт, — восторгается Ирина, — так как ему можно придать самую разную форму. Он вырабатывает фитонциды. Если потереть листочек, можно почувствовать приятный аромат. Вот лавр. Гранат семь лет назад посадила, сейчас он уже плодоносит. Растут и цитрусовые. Лимонов в этом году нет, а мандарины еще зеленые.
Экзотика всех без исключения привлекает. Орхидеи-бабочки... Сколько их «порхает» в теплице! Экскурсовод по цветочному царству поведала: не такие они и прихотливые для выращивания. Главное — правильно подобрать субстрат, выбрать затененное место в доме и предоставить голландским гостям достаточное количество влаги. Кстати, для создания естественного субстрата (известно, что орхидеи живут на коре растений) муж привозит Ирине сосновую кору. Именно она служит идеальной почвой для «крылатых» орхидей.
Невозможно в оранжерее обойти вниманием еще двух любимчиков Ирины. Это аморфофаллус и циперус папирус. Первое, с широкими экзотическими листьями, поглядывает на остальных сверху вниз. Правда, однажды оно устроило хозяйке настоящий переполох. Чем бы, вы думали? Зимним цветением. Дело в том, что растение представляет собой некое исключение из собратьев и цвета как такового нет, но его подобие (длинный трубчатый стержень) источает не совсем приятный запах. Теперь Ирина его появление упреждает, отрезая заблаговременно соцветие после того, как громоздкий клубень просыпается от спячки и идет в рост.
А циперус — это и есть тот самый папирус. Именно из этого растения делали бумагу, на которой с древнейших времен до наших дней сохранились письмена. Кстати, из тонких трехгранных стеблей растения сооружали лодки, плели циновки и корзины. На его стеблях — почти Бахчисарайский фонтан из причудливо переплетенных светло-зеленых листьев.
На островках цветочного моря Яковлевых можно разглядеть всевозможного окраса глоксинии, клубневые бегонии, китайские розы, фикусы, стрептокарпусы, эухарисы, напоминающие по цветению и аромату нарциссы...
Идет дело в гору. Летит время. Растут дети. Дмитрий учится в Тюменской медицинской академии на фармакологическом отделении. Младшей Дианочке три годика недавно исполнилось. Дружной семьей дом надстраивают, превращая его в настоящий терем. Далее за расширение тепличного хозяйства возьмутся. Августовским днем появления Ирины на свет внимательный муж обязательно делает дополнение к подарку — преподносит любимой огромный букет настоящих подсолнухов. И это один из огоньков, составляющих их огромное пламенное чувство.
• Дивные ландшафтные композиции
Не в журнальной версии, а на приусадебном участке другой жительницы Ишима — Веры Федоровой. Разумеется, ее увлечение движется тоже любовью, царящей в семье. Муж Александр твердо знает: лучший подарок супруге — цветы. Срезанные — хорошо, а луковичные, клубневые или укоренившиеся саженцы — еще лучше.
— Кремовая гортензия отлично перезимовала. Из Белокурихи ее привезла, — увлеченно знакомит с обитателями угодий окрест дома Вера Ивановна. — Предпочтение отдаю клематисам. У меня их пятнадцать сортов: Рамона, Элегия, Президент... Научилась черенковать, наделяю всех знакомых и даже немного продаю. Люблю хризантемы, флоксы и розы. Кстати, роз у меня сорок пять кустов...
А дело обстояло так. Вера жила с родителями на Севере. Папа военным был, а мама Анна Федоровна очень к цветам благоволила (и сейчас к ним неравнодушна). Свое увлечение передала дочери.
Разведением садовых цветов Вера начала заниматься в Ишиме на небольшом дачном наделе. Когда построили коттедж, всех любимцев переселила, чтобы глаз ежедневно радовали. Изумительный ландшафтный дизайн со временем создала. Правда, признается, что нет предела совершенству, поэтому зимними вечерами просматривает летние фотографии, отснятые на «цифровик». Думает, размышляет, анализирует: что изменить, добавить, перенести.
С апреля по ноябрь у Веры Ивановны на клумбах настоящий цветочный парад. В авангарде шествуют примулы, крокусы, подснежники. Хризантемы завершают благоухание. Для них и дождь холодный с пролетающими снежинками нипочем.
Праздник души дается непросто. Вера не ропщет, великолепно справляясь с таким множеством цветов. Среди которых, между прочим, не все многолетники. Бархатцы, шафраны, петунии, анютины глазки, астры, герани служат прекрасным дополнением. Сказочный облик им придают альпийские горки и чудо-колодец. Фигурка гномика в веселом наряде добавляет яркости и загадочности в полуреальные композиции. Все это очень нравится девятилетней помощнице — внучке Катеньке. Вместе и создают неподражаемый уголок многоцветья. В беседке, увитой виноградной лозой, любят собираться всей дружной семьей.
«Я знаю — город будет. Я знаю — саду цвесть...», когда такие увлеченные цветоводы создают рукотворную красоту, окружая близких чудесным великолепием. А секретами выращивания зеленых любимцев мои героини щедро делятся в клубе «Цветоводы Ишима», что второй год работает на базе культурного
центра Петра Ершова.
Фото автора
Ранее в сюжете